Семинар 8. Культурно-исторические типы: культуры Востока
1. Индо-буддийский тип культуры, его особенности.
2. Китайско-конфуцианский тип культуры.
3. Ислам и культурные традиции.
4. Восток и Запад: проблема диалога культур.
Рекомендуемая литература
Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М., 1998.
Буддизм: история и культура. – М., 1991.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М., 2003.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.,2001.
Еремеев Д.С. Ислам. Образ жизни, стиль мышления. – М., 1990.
Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб., 2003.
Максуд Р., Новиков В. Ислам. – М., 1999.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2000.
Медведев А.В. Священные книги. – Екатеринбург, 1997.
Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995.
Универсалии восточных культур. – М., 2002.
Антология даосской философии. – М., 1994.
Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М., 1997.
Гладкий В.Д. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. – М., 2000.
Грязневич П.А. Коран в России: Изучение, переводы и издания // Ислам: религия, общество, государство. – М., 1984.
Древо индуизма. – М., 1999.
Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993.
Индийская культура и буддизм. – М., 1972.
Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко. – М., 2001.
История и культура Древней Индии. Тексты. – М., 1990.
Каниткар В.П., Коул У.О. Индуизм. – М., 2000.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М., 1999.
Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. – М., 2004.
Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.
Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. – М., 1990.
Коран / Пер. смыслов и комментарии В. Пороховой. – Дамаск–Москва, 1997.
Кравцова М.Е. История искусства Китая : Учеб. пособие. – СПб., 2004.
Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. – М., 2000.
Религия в истории и культуре / Под ред. проф. М.Г. Писманика. Любое издание. Разд. IV, гл. 22.
Торчинов Е.А. Даосизм. Дао дэ-цзин (пер.и коммент.). – СПб., 1999.
Фишер Ф. Искусство буддизма. – М., 2001.
The Art of East Asia. / Ред. Г. Фар-Беккер. – Кельн, 1999.
Семинар 9. Культура как информационно-коммуникативная система
1. Культура как механизм порождения, накопления, трансляции и «внедрения» информации. Культура как «ненаследственная память коллектива» (Ю.М. Лотман).
2. Особенности современного производства и распространения информации: культура mass-media. Информационное общество: практика и теории (М. Маклюэн, М. Кастельс, Жижек).
3. Сетевое общество и сетевая культура.
Рекомендуемая литература
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1984.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 361–373.
Гуревич П.С. Приключения имиджа. Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М., 1991.
Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального [Эл. ресурс]. – Режим доступа: /www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/jijek/index.php.
Зверева В.В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. 2004. № 5. – С. 160–168.
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Кастельс М. Информационная эпоха. Т.1. – М., 2000. – С.129–200. (разд. «Текст как семиотическая проблема»).
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2005.
Лич Э. Культура и коммуникация. – М. : Восточная лит-ра, 2001.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. – Таллинн, 1992–1993 [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92e.htm
Лотман Ю.М. Семиосфера // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. – СПб., 2000. – С. 392–457.
Луман Н. Реальность массмедиа. – М., 2005.
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. – М., Жуковский : Канон-пресс-Ц ; Кучково поле, 2003.
Маклюэн М. Пресса: управление посредствомHYPERLINK "http://www.strana-oz.ru/?numid=13&article=602" утечки информации // Отечественные записки. – 2003. – № 4. – С. 251–263.
Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.
Философия культуры: становление и развитие. СПб., 1995.
Эко У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения. [Эл. ресурс]. Режим доступа: www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm
Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2001.
Виды и формы самостоятельной работы студентов
Возможные темы эссе
1. Боди-арт – тело, превращенное в произведение искусства.
2. «Гастрономия» человеческого тела (по статье Г. Кабаковой).
3. Тело и танец.
4. Тело и каноны красоты.
5. Тело человека и проблема биотехнологий.
6. Национальная культура – миф или реальность?
7. Культура и власть: конфронтация или сотрудничество?
8. Будущее одной иллюзии: перспективы элитарной культуры.
9. Проанализируйте свое окружение с точки зрения представленности в нем различных субкультур и, возможно, контркультур. Какое влияние они оказывают на магистральную культуру?
10. Человек в античной культуре.
11. Человек в культуре христианского Средневековья.
12. Человек в культуре Возрождения.
13. Эволюция представлений о человеке в европейской культуре Нового времени.
14. Человек в культуре XX века.
15. Концепция «глобальной деревни» М. Маклюэна.
16. Символ в культуре западноевропейского средневековья.
17. Сетевое общество: концепция Кастельса.
18. Стереотипы массового искусства (по статье В. Куренного «Философия боевика»).
19. Иммиграция: проблемы культурной адаптации.
20. Россия и Европа: проблемы межкультурного диалога.