Методические рекомендации по изучению темы. Практическое занятие 1

Практическое занятие 1

Тема : Предмет и задачи курса. Нормативный аспект культуры речи.

Учебные вопросы:

1. Предмет и задачи курса «Культура речи и деловое общение», его структура.

2. Аспекты культуры речи.

3. Формы существования общенародного языка.

4. Литературный язык и норма, её разновидности.

5. Нормирование языка в соответствии с его уровнями.

6. Словари и справочники.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

- о структуре дисциплины и балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов;

- о понятии «культура речи» в различных аспектах её проявления;

- о литературном языке как высшей форме существования общенародного языка;

- о процессах нормирования в соответствии с языковыми уровнями;

знать:

· предмет и задачи курса;

· определение понятия «культура речи» и основные её аспекты;

· формы существования общенародного языка;

· определение понятий «литературный язык» и «норма»;

· разновидности нормы;

· основные словари и справочники русского языка;

уметь:

· выделять различные аспекты культуры речи;

· определять формы существования общенародного языка;

· различать виды норм в соответствии с уровнями языка;

· извлекать информацию о нормах языка из справочных источников;

владеть навыками:

· анализа нарушений нормативного аспекта культуры речи;

· поиска нормативных употреблений в словарях и справочниках;

· осмысленного подхода к разновидностям нормы.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по [Учебное пособие. Теория. > Нормативный аспект культуры речи];

· акцентировать внимание:

- на условиях балльно-рейтинговой системы оценки студентов;

- на нормативном аспекте как важнейшем условии культуры речи;

- на основных признаках литературного языка как высшей формы существования национального языка;

- на типах вариативной нормы и различных подходах к употреблению этих разновидностей;

- на различных типах словарей и рекомендациях по их использованию в целях извлечения необходимой информации;

· выполнить задание:

1. Изучить структуру курса «Культура речи и деловое общение» и систему балльно-рейтинговой оценки знаний по данной дисциплине (См. Рабочую программу дисциплины на Образовательном портале>Обучение).

2. Познакомиться с тремя аспектами культуры речи: нормативным, коммуникативным, этическим.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспекткультуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно – неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем её многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство речи, её выразительность и чистота, а также уместность речи(эти коммуникативные качества будут рассмотрены подробно во втором разделе).

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

3. Определить, какие аспекты культуры речи нарушены в следующих примерах:

a) Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.

b) В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».

c) В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть катАлог.

d) Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы.

e) Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»

f) На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»

4. Рассмотреть различные виды норм (в соответствии с уровнями языка), сделать выводы о различных подходах к их употреблению в речи:

Методические рекомендации по изучению темы. Практическое занятие 1 - student2.ru Типы норм по степени строгости   Типы норм по языковому уровню Императивные (строго обязательные) Диспозитивные (вариантные)
орфоэпические Коне[ш]но, апостро́ф Було[ч]ная – було[ш]ная
лексические Свободная вакансия Электропоезд – разг. электричка
морфологические Ляг В отпуске – разг. в отпуску
синтаксические Оплатить проезд – заплатить за проезд Ждать отпуск – ждать отпуска

*Типы норм:

o по степени строгости: императивные/строго обязательные (один вариант является правильным, другой – неправильным: звоня́т и зво́нят) и диспозитивные/необязательные (варианты либо являются одинаково приемлемыми, либо различаются стилистически: кофе м. и разг. ср.);

o по языковому уровню: орфоэпические (в т.ч. акцентологические), лексические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные.

o по форме речи: нормы устной и письменной речи.

Статус варианта обозначается в словаре при помощи словарных помет, указывающих на определенные характеристики слова: сферу его употребления, варианты произношения, грамматические признаки и т.д. Примеры помет:

  • рекомендательные (и – «и так, и так», доп. – «допустимо, но хуже»),
  • запретительные (не рек., неправ.),
  • характеризующие (разг., простореч., жарг., диал., проф. и др.).

5. Познакомиться со спецификой лексикографической работы и разными типами словарей (см. Презентация о словарях).

6. Какие виды словарей и справочников необходимы для поиска нормативного употребления в следующих случаях:

1. Черное кофе – черный кофе.

2. Йо́гурт – йогу́рт.

3. Не читал книгу – не читал книги.

4. Творо́г – тво́рог.

5. До́говоры – догово́ры – договора́.

6. Заведующий кафедрой – заведующий кафедры.

7. Это Ваша подпись? – Это Ваша роспись?

8. Нет пятиста рублей – нет пятисот рублей.

· выполнить тест по культуре речи:

http://test-zadaniy.narod2.ru/testovie_zadaniya_po_pravke_teksta/

· ИДЗ 1 (домашнее задание):

Наши рекомендации