Требования к уровню освоения дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра русского языка и делового этикета

Одобрено

учебно-методическим советом

факультета мировой экономики и торговли

РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей

Москва 2007

Авторы-составители: к.п.н., проф. Алексеева Н.Н.,

ст. преп. Балденкова Л.М.,

к.п.н., доц. Беженцева О.В.,

к.ф.н., доц. Петрова А.Г.

Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура РЕЧИ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Цель, задачи и предмет дисциплины ....................................................................4

2. Требования к уровню освоения дисциплины ......................................................4

3. Объём дисциплины .................................................................................................5

3.1 Объём дисциплины в виде учебной работы ............................................5

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы .......................9

4. Содержание курса .................................................................................................10

5. Темы практических и семинарских занятий ......................................................13

6. Задания для самостоятельной работы (проверочные тесты) ...........................16

7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению .51

7.1. Варианты контрольных работ ................................................................51

7.2. Выбор варианта .......................................................................................67

7.3. Методические указания по выполнению контрольной работы ..........68

8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету .....................................................81

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..............................................83

9.1. Литература ...............................................................................................83

9.2. Методическое обеспечение дисциплины ........................................................83

9.3. Информационное обеспечение дисциплины ………………………………..84

9.4. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

«Русский язык и культура речи»…………………………………………………..85

Цель, задачи и предмет дисциплины

Современного специалиста должны отмечать общая и профессиональная культура, выразителем которой является язык, «душа нации». В настоящее время, когда основное количество профессий составляют профессии речевые, когда общество строится на изобретении мыслей, выраженных в речи, самой надёжной рекомендацией для человека в его творческой деятельности и общественной жизни является высокая культура устной и письменной речи, знание родного языка и умение пользоваться его стилистическим многообразием.

Актуальный и общественно значимый курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в данной речевой ситуации.

Основные задачи курса состоят в одновременном формировании у студентов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (его определяет соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

• ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);

• адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

• владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, и в частности, уметь вести беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать с докладами, предложениями, замечаниями; соблюдать правила речевого этикета;

• владеть профессионально значимыми письменными жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, редактировать написанное;

• грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексты на русском языке.

Для овладения этими умениями студент должен иметь представление:

• о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;

• о связи языка и общества, о роли языка в становлении личности;

• о формах речи (устной и письменной), об особенностях основных функциональных стилей;

• о речевой деятельности, её структуре; о речевом взаимодействии, основных единицах общения; о речевом этикете;

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи», формирующей у студентов навыки и умения, которые должен иметь будущий специалист для успешной работы и коммуникации в различных сферах, предусматривает соотношение часов, отводимых на лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу.

Учебно-методический комплекс направлен на решение всех ранее перечисленных задач в соответствии с «Требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста».

Объем дисциплины

Наши рекомендации