Требования к уровню освоения дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра русского языка и делового этикета
Одобрено
учебно-методическим советом
факультета мировой экономики и торговли
РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методический комплекс
Для всех специальностей
Москва 2007
Авторы-составители: к.п.н., проф. Алексеева Н.Н.,
ст. преп. Балденкова Л.М.,
к.п.н., доц. Беженцева О.В.,
к.ф.н., доц. Петрова А.Г.
Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура РЕЧИ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Цель, задачи и предмет дисциплины ....................................................................4
2. Требования к уровню освоения дисциплины ......................................................4
3. Объём дисциплины .................................................................................................5
3.1 Объём дисциплины в виде учебной работы ............................................5
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы .......................9
4. Содержание курса .................................................................................................10
5. Темы практических и семинарских занятий ......................................................13
6. Задания для самостоятельной работы (проверочные тесты) ...........................16
7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению .51
7.1. Варианты контрольных работ ................................................................51
7.2. Выбор варианта .......................................................................................67
7.3. Методические указания по выполнению контрольной работы ..........68
8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету .....................................................81
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..............................................83
9.1. Литература ...............................................................................................83
9.2. Методическое обеспечение дисциплины ........................................................83
9.3. Информационное обеспечение дисциплины ………………………………..84
9.4. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса
«Русский язык и культура речи»…………………………………………………..85
Цель, задачи и предмет дисциплины
Современного специалиста должны отмечать общая и профессиональная культура, выразителем которой является язык, «душа нации». В настоящее время, когда основное количество профессий составляют профессии речевые, когда общество строится на изобретении мыслей, выраженных в речи, самой надёжной рекомендацией для человека в его творческой деятельности и общественной жизни является высокая культура устной и письменной речи, знание родного языка и умение пользоваться его стилистическим многообразием.
Актуальный и общественно значимый курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в данной речевой ситуации.
Основные задачи курса состоят в одновременном формировании у студентов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (его определяет соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:
• ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);
• адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;
• владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, и в частности, уметь вести беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать с докладами, предложениями, замечаниями; соблюдать правила речевого этикета;
• владеть профессионально значимыми письменными жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, редактировать написанное;
• грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Для овладения этими умениями студент должен иметь представление:
• о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;
• о связи языка и общества, о роли языка в становлении личности;
• о формах речи (устной и письменной), об особенностях основных функциональных стилей;
• о речевой деятельности, её структуре; о речевом взаимодействии, основных единицах общения; о речевом этикете;
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи», формирующей у студентов навыки и умения, которые должен иметь будущий специалист для успешной работы и коммуникации в различных сферах, предусматривает соотношение часов, отводимых на лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу.
Учебно-методический комплекс направлен на решение всех ранее перечисленных задач в соответствии с «Требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста».
Объем дисциплины