Методические рекомендации по изучению дисциплины
Данные методические указания предназначены для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения всех факультетов, изучающих проблемы развития культуры России и предполагающих написание дипломного и курсового исследования по данному предмету
Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, контрольных работ, курсовых работ;
- подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.
Работа с конспектами лекций
Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.
Конспект должен легко восприниматься зрительно и быть аккуратным. Необходимо выделить заголовки, отделить один вопрос от другого, соблюдать абзацы, подчеркивать термины. Для более качественного написания конспекта надо создавать поля, где будет записываться то, что осталось до конца не понятным, либо то, что является весьма дискуссионным.
Не следует записывать за преподавателем каждое слово, лучше сначала понять общий смысл сказанного и в сокращенном виде его зафиксировать, тем более, что наиболее важные вещи лектор повторяет два-три раза.
Для более скоростного написания конспектов лучше всего создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
Написание реферата
Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. В максимально сжатые сроки необходимо научиться самостоятельно подбирать литературу, что станет залогом успешной учебы. В каждой библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, который всегда поможет сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Работая в библиотеке, необходимо учитывать следующие факторы:
- если нужно подобрать литературу по конкретной теме, но автор книг (монографий), не известен - используйте предметный каталог;
- в случае, когда название монографии или имя автора известны, пользуются алфавитным каталогом;
- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;
- также можно задействовать ресурсы интернета.
В данном курсе требования к реферату следующие:
15-25 страниц, титульный лист, оглавление, ссылка на источник.
Times new roman, 12 кегель, интервал: 1,5 . Размеры страницы верхнее поле 2,5, нижнее 2,5, левое 3, правое 1,5.
Контрольная работа (предлагается для выполнения студентам очно-заочной и заочной форм обучения).
Для выполнения контрольной работы необходимо выбрать вопрос из предложенного списка (с учетом собственных интересов) и изложить материал в письменной форме.
Материалы для контрольной стоит отбирать, опираясь на список общей литературы по теме и разделам дисциплины. (В среднем необходимо рассмотреть 6-8 работ по теме). После прочтения материалов учебной, специальной и дополнительной литературы следует обдумать логику изложения вопросов.
Начинать контрольную лучше всего с характеристики источников, которые послужили основой ее написания. И показать, какие мнения и позиции существуют по изучаемому вами вопросу.
Структурное содержание и оформление Контрольной работы.
Часть 1. Мною были проанализированы и рассмотрены следующие работы…
Часть 2. Собственно ответ на поставленный вопрос. Текст излагается последовательно, логично, не допускается фривольного изложения материала. Язык должен быть научным, в соответствии с направленностью контрольной работы. В качестве основных элементов студенческих работ используются цитаты и ссылки (сноски) на литературу. При этом не допускается бездумное копирование текстов учебников. Необходимо использовать цитаты и делать собственные выводы по приведенным утверждениям, а также передавать тексты глав учебных пособий в собственном изложении.
Часть 3. В результате изучения научной литературы по рассматриваемой проблеме можно сделать следующие выводы…
Часть 4. Позиция автора работы по данному вопросу следующая…
Объем работы от 10 до 15 стр. формата А 4 (остальное оформление стандартное, как в реферате).
Отчет по КР для студентов вечерней и заочной форм обучения:
Отчет по контрольной работе представляется в печатном виде в формате, предусмотренном шаблоном отчета по контрольной работе. Защита отчета проходит в форме доклада студента по выполненной работе и ответов на вопросы преподавателя.
В случае если оформление отчета и поведение студента во время защиты соответствуют указанным требованиям, студент получает зачет.
Основаниями для не получения зачета по контрольной работеявляются:
· небрежное выполнение,
· низкое качество графического материала (неверный выбор шрифта текста, параметров страниц, абзаца, межстрочного интервала и т.д.).
Отчет не может быть принят и подлежит доработке в случае:
· отсутствия необходимых разделов,
· отсутствия необходимого приложения,
· некорректных выводов,
Домашние задания.
Выполнение домашних заданий представляется в письменном виде в тетради с лекционными занятиями. Каждое домашнее задание содержит конспект по первоисточнику из списка основной и дополнительной литературы.
Критерии оценивания:
· наличие конспектов;
· за каждый правильно выполненный конспект из списка дополнительной литературы студент получает дополнительную оценку по 5-бальной системе.
Основаниями для снижения количества баллов за один конспектявляются:
· небрежное выполнение;
· низкое качество анализа первоисточника и очень краткое конспектирование.
Доклады (предлагается для выполнения студентам очно-заочной и заочной форм обучения).
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор кратко раскрывает суть исследуемой проблемы. В результате данный обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Выполнение такого вида работы способствует формированию у студента навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
Основные этапы работы над докладом.
Выбор темы доклада (из списка, предложенного в курсе)
- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
- Составление библиографии.
- Разработка плана доклада.
- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
- Написание.
- Публичное выступление с результатами исследования. (желательно использовать иллюстративный материал)
В докладе проявляются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Выступление необходимо тщательно подготовить и излагать полученные результаты исследования в научном, академическом, стиле, т.е. составляя длинные и сложные предложения, активно используя терминологический аппарат.
Недопустимо при чтении научного доклада использовать молодежный сленг, нецензурные выражения, местоимения «я», «моя (точка зрения)».
Если в аудитории возникли вопросы по докладу, следует подробно их записать, при необходимости уточнить, правильно ли понят заданный вопрос и последовательно ответить на каждый, желательно сразу же после того, как вопрос был задан. Независимо от того в какой манере был задан вопрос, ответ должен быть обстоятельным и корректным, а также понятным слушателям.
Допуск к КР (Контрольная работа)
Допуск к выполнению КР происходит при условии наличия у студента печатной версии титульного листа отчета по контрольной работе в письменной (печатной) форме (список из 10 тем контрольных заданий выдается на занятии).