Глава 7. историческая типология культуры 4 страница

Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подражания фольклору - лирика в стиле юэфу

Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению актеров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.

Наряду со старым конфуцианством возникает его мистический вариант, который к концу II в. н. э. утверждается как государственный и приобретает значение религии. В начале II в. превращается в религию и даосизм.

В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (одна пятая населения земного шара). В крупнейших городах проживали до полумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Коренное население в начале I в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихийных бедствий. В то же время большие массы переселились в пограничные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть императора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами значительные их массы были переселены в центральные районы империи.

В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более половины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междуусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих государств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Основой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако высший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.

В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V- VII вв.: в V в. в буддийских монастырях — 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд.

Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чисто китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.

Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Цао Чжи (194- 232 гг.) писал о человеческих страданиях во время войны, Жуань Цзи и Цзи Кан выступали против деспотизма. Новатором поэтической формы стал поэт-отшельник Тао Юаньмин (365-427 гг.). Его лирика, наполненная философскими раздумьями о смысле жизни, о человеке послужила образцом для поэтов следующих эпох. В фантазии "Персиковый источник" он изобразил идеальное общество людей, ушедших от политики и живущих своим трудом. С печалью говорил поэт о том, что в его окружении не нашлось даже любопытных, которые захотели бы посмотреть на это общество, обнаруженное рыбаком в укромной долине. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике Се Линъюаня (385-433 гг.). Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) формируется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам допускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образования: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и училища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом императора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литературного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с развитием международных отношений появляются труды по географии.

В конце VI - начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный литературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское по сути движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучительностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме.

Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. Даосское мировоззрение позволило поэту Ли Бо глубоко прочувствовать мир природы. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны в реке.

В струящейся воде
Осенняя луна.
На южном озере
покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.

Более рационалистична поэзия конфуцианца Ду Фу. Его стихи называют "поэтической историей" - они наполнены болью народных страданий и гражданскими мотивами, хотя он воспевал и китайскую архитектуру, живопись и музыку Социальную тему развивали и "Новые народные песни" Бо Цзюйи. Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный характер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоящие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и служили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.

Пагоды строились на возвышенностях и даже в городе окружались зеленью. Наиболее знаменитой является Даньята — Большая пагода диких гусей в Сиани (652—704 гг.). Квадратная и массивная, она достигает 60 м в высоту. Украшение сведено к кирпичным карнизам, разделяющим здание на ярусы, арочным окнам и конической крыше.

Скульптура стала более пластичной. Наиболее известны из творений этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672—676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи — охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей.

Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погребениях сохранилась керамическая скульптура малых форм.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.

К IX в. китайцы осознают себя как единый народ. Трансформируется на китайской почве и буддизм. Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни. Буддизм становится идеологией, пригодной для бунта. Указы в 842—845 гг. фактически остановили рост влияния буддизма.

Постепенно была ликвидирована надельная система землепользования. К концу Х в. крупное землевладение поглотило мелкое и наступало на казенные земли. Наряду с демократизацией низших слоев чиновничества (потомственные служащие составляли только половину этого сословия) происходит сращивание высшего чиновничества с древней аристократией - представители этих слоев занимают должности без экзаменов. Сохраняется большесемейная и клановая организация в деревне. Идеологией Китая снова стало преображенное конфуцианство.

Север Китая подвергался постоянному давлению кочевых народов: в середине Х в. часть территории была захвачена киданями, в середине XI в. — тангутами (северо-запад), с 1141 г. северным Китаем завладели чжурчжени, а император Южного Китая признал себя их вассалом (с выплатой ежегодной дани). Значительная часть китайского населения бежала на юг страны.

Появление крупных земельных собственников, концентрация в их руках значительных капиталов привели к бурному развитию торговли и ремесла. Повышается роль городов именно как торгово-ремесленных центров, а не только центров управления. Сельскохозяйственные орудия приобрели современный вид, появились ветряные мельницы. Модернизируется ткацкий станок, изобретены многоверетенная прялка, абразивный вращающийся круг. На реках и каналах строятся шлюзы. Городской быт резко отличается от деревенского: появляются аптеки, "веселые кварталы" и т. п. Развиваются казенные ремесленные предприятия, на которых отрабатывали трудовую повинность все ремесленники. С начала до середины XI в. появилось около 70 новых центров добычи и плавки металлов. Всего из 271 предприятия 122 принадлежали государству (7,309). В тот же период возникло более 50 центров производства фарфора. Керамика XI—XIII вв. отличается плавностью цветовых переходов, использованием естественных натеков краски, искусственной сетки мелких трещин. Чаши и кубки приглушенного зеленого цвета имитировали нефрит. На белоснежных сосудах узор часто гравировался, но иногда и отсутствовал. Пользовались успехом также вазы с черным рисунком или желтоватые. Появляются семейные мастерские со своим оригинальным стилем.

Развитию торговли содействовало увеличение выпуска чеканной монеты (в 10 раз больше, чем в VIII—IX вв.), но ее все же не хватало, что компенсировалось выпуском ассигнаций, с 1023 г. платежным средством были признаны и переводные чеки.

Города строились по осевому принципу и состоят из трех частей: дворцовые постройки, императорский город и внешний город. Жилые кварталы имели достаточно строгую планировку Постепенно архитектура теряла свою монументальность и приобретала интимность и изысканность. Пагоды становятся выше и "легче" (например, Баочу в Ханчжоу). Декоративные сады воспроизводят в миниатюре дикие природные ландшафты. В скульптуре начинают применять лак, сандаловое дерево, металл.

В пейзажах XI—XII вв. тончайшие оттенки туши позволяют построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана — на свитке Го Си "Осенний туман" (XI в.). Сливается с природой седая старина: у древнего камня со стершейся надписью задумался усталый всадник на белом коне ("Читающий стелу" — Ли Чен, Х в.).

Пейзажи XII, XIII вв. лиричны и тревожны. Застыла сгорбленная фигурка в лодке, затерявшаяся на бесконечной плоскости воды ("Одинокий рыбак на зимнем озере" — Ма Юань). Наряду с грустными зимними пейзажами Ли Ди (XII в.) получают распространение и занимательные горизонтальные свитки, заполненные многофигурными бытовыми и светскими сценами.

В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного исполнения. В этом жанре писали стихи Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, Су Ши и др.

После ожесточенных сражений в течение XIII в. Китай был покорен татаро-монголами — при династии Юань (1271—1368 гг.). Китайцы оказались неполноправным населением: они были вытеснены с руководящих постов, не могли иметь оружия и лошадей, обучаться военному делу, иностранным языкам, устраивать массовые собрания, появляться на улице в темное время суток и т. п.

Огромные территории обезлюдели, много пахотной земли превратилось в пастбища. С целью упорядочения налогообложения по рекомендации китайских советников с 1233 по 1236 г. была проведена всеобщая перепись населения. Сбор налогов иногда доверялся мусульманским купцам.

Официальной религией монгольской знати был тибетский вариант буддизма — ламаизм. Разрастаются земли буддистских храмов и монастырей. Поддерживаются также, очевидно в противовес конфуцианству, даосы, мусульмане (в северо-западных областях) и христианские миссионеры. В это время Китай посетили несколько европейских путешественников. Однако принятие монголами императорской формы правления и формирование чиновничьего аппарата с помощью экзаменов требовало и поддержания на определенном уровне конфуцианской культуры: в 1287 г. была открыта Академия сынов отечества. В условиях идеологической неустойчивости пышно расцветают местные культы, различные секты.

Городская культура в этот период подверглась значительным разрушениям, но к середине XIV в. ремесленное производство ожило. Марко Поло сообщал о мастерских, в которых хозяева сами не работали, а только получали доходы. Монголы ценили ремесло и щадили ремесленников при захвате городов. Государство держало монополию на продажу соли, металлов, чая, вина и уксуса, на морскую торговлю. Неумеренный выпуск бумажных денег привел к расцвету ростовщичества.

В этих условиях больше развивались жанры, близкие народу, в частности драмы. На севере это подчиняющаяся строгому канону музыкальная четырехактная драма с историко-героическим и бытовым сюжетом, а также лирические комедии и сценические интерпретации сказаний о небожителях. За период около столетия было создано около 600 пьес. Особенно популярны пьесы Ван Щифу "Западный флигель" и Гуань Ханцина "Обида ДоуЭ.". В XIV в. народные предания объединяются в циклы и возникает роман-эпопея. Роман Ло Гуаньчжуна "Троецарствие" представляет собой литературную обработку сказаний об исторических событиях III в. Эпопея Ши Найаня "Речные заводи" повествует о народном восстании XII в.

В живописи преобладало подражание художникам VII-IX вв.

В этот период китайцы заимствовали у монголов некоторые элементы одежды, смычковые музыкальные инструменты кочевых народов.

Китай освободился от монголов в результате народного восстания в 1368 г. Его руководитель основал новую династию — Мин. Еще до провозглашения империи начал составляться новый свод законов. Усиленная централизация императорской власти в первые десятилетия сопровождалась массовыми репрессиями и созданием карательно-сыскных учреждений. Атмосфера подозрительности и доносительства стала в ту эпоху нормой. Правительством искоренялись монгольские обычаи и одежда, возрождались черты домонгольского быта. В литературе это нашло отражение в течении "Приверженцев древней литературы", С 1384 по 1396 г. преследуются и подвергаются казням неугодные литераторы. Указом 1398 г, от пьес, предназначенных к постановке, требовалась строгая нравственность.

Династия Мин стимулировала развитие "высоких" жанров. В драматургии это прежде всего историческая драма "Дворец бессмертия" Хун Шэна; романтическая история о любви, побеждающей смерть, в "Пионовой беседке" Тан Сяньцзу.

Успешные военные действия против монголов вдохновили китайцев распространить свою экспансию на юг, В 1406 г, был оккупирован Вьетнам, но сопротивление населения заставило китайцев уйти оттуда в 1427 г. С 1405 по 1437 г. предпринимается семь экспедиций китайского флота в южные моря, Индию, Аравию и Африку В походах участвовало от 48 до 62 крупных судов, на которых находилось от 27 до 30 тыс. солдат и чиновников (вторая экспедиция Колумба через 100 лет состоялась на 17 небольших судах и включала 1500 человек). Превосходство китайского флота на Тихом океане сохранялось до конца XVII в. Успешно отражались попытки испанцев, португальцев, голландцев, англичан вторгнуться не только в Китай, но и на Филиппины, Тайвань. Корабли были многопалубные и, судя по некоторым данным, со складными мачтами (3—4 мачты) длиной 40—50 м, грузоподъемностью до 360 т. В сражениях с японцами в конце XVI в. китайцы применяли суда, защищенные броней и с артиллерийским вооружением. С конца XIV — начала XV в. наметилась хозяйственная специализация отдельных районов Китая. В Китае начали выращивать хлопчатник. В Пекине отрабатывали повинность ежегодно 18 тыс. ремесленников; на государственных железноплавильных печах работали 2500 рабочих. В Цзиндэчжэне во второй половине XV в. работало 50 печей для обжига фарфора. Особенно ценились изделия с синей росписью. Позднее появился многоцветный фарфор, блюда и вазы украшались пейзажами.195.239.0.53 Возврат к домоногольской традиции наблюдался и в живописи. Возрожденная в первой половине XV в. Академия живописи стимулировала прежде всего развитие жанра "цветов и птиц", сформировались две школы пейзажной живописи. Некоторая новизна стиля проявилась в творчестве художников Сюй Вэй (1521-1593 гг.) и Чжу Да (1630-1707 гг.). Они отчасти разрушили привычное созерцательное мировоззрение, приблизили природу к человеку, цветы и плоды на их картинах стали ярче и реалистичнее. Еще монголы в 1264 г. перенесли столицу Китая в Пекин.

В 1421 г. Пекин снова стал столицей, и активное строительство городов после изгнания монголов отразилось прежде всего на его архитектуре. Через центр города - "Запретный город" - с севера на юг протянулась главная улица. На юг были обращены фасады дворцовых зданий, стоящих на двухметровых платформах из белого мрамора. Круглые красные лакированные колонны служили главной опорой для двухъярусных черепичных крыш, напоминающих крылья летящего фазана. Стены часто представляют ажурные решетки. Здания расположены вокруг мощенных белым камнем площадей, соединены лабиринтом лестниц, украшенных резьбой, коридорами и переходами, окружены парками и садами. Главным зданием дворца считается "Павильон Высшей гармонии".

Наиболее известным храмовым комплексом Пекина считается храм Неба (1420 г.). По мере продвижения через ряд ворот взгляду открываются все новые сооружения комплекса. На квадратной площади (символ земли) на трех круглых концентрически расположенных платформах (круг — символ неба) стоит круглый, напоминающий пагоду храм с синей трехъярусной конусообразной крышей. Царские усыпальницы династии Мин представляют собой башни, храмы и подземные дворцы, искусно вписанные в окружающий горный пейзаж. К ним ведет обрамленная скульптурами Дорога духов. Эти массивные изваяния людей и животных представляют наибольший интерес. Вообще же храмовая скульптура того времени грубо подражала древним образцам. С XV в. получили распространение погребальные портреты,отличавшиеся точностью в отображении индивидуальности. Вертикальная мобильность в эпоху Мин была нарушена: во-первых, чиновничество заняло явно подчиненное положение по отношению к аристократии; во-вторых, доступ простонародья в это сословие был пре-кращен. Что касается ремесленников, то, несмотря на многочислен-ность сословия, они официально значились как лавочники (например, в Пекине). Развитие производства требовало расширения рынков сбыта, но государство, которое обладало монополией на внешнюю торговлю, либо не способно было к дальнейшему расширению торговли, ли-бо не было в этом заинтересовано. Маньчжурская династия Цин проводила политику самоизоляции, способствуя только развитию сельского хозяйства. На рубеже XVI—XVII вв. закрывалось множество ремесленных мастерских. Мыслители того времени осознавали, что источником зла являлась централизация власти в руках императора.

Наряду с литературой на "высоком" книжном языке вэньянь появляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI—XVII вв. произошло второе рождение жанра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди простые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образованными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621—1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера: стихотворные зачин и заключение, сказовые обороты, пословицы. Особенной чертой повести является ее непредсказуемость событий, нарушение обыденной логики жизни. Наряду с характерными для средневековья рассказами о чудесном и волшебном разрабатывались и авантюрные сюжеты, характерные для европейского плутовского романа, любовно-эротические темы, напоминающие "Декамерон", и судебные повести, предваряющие европейский жанр детектива. Характерна нравоучительная направленность литературы, например популярнейшего романа XVI в. "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе". (Несмотря на то что книги печатались тиражами в 2-3 тыс. экземпляров, роман даже переписывали от руки). Много подражаний вызвал также фантастический роман-эпопея "Путешествие на Запад" — обработанные легенды о путешествии монаха в Индию. В эпоху маньчжурского господства роман, уже с чертами просветительства, противостоял "высокому" жанру. В сатирическом романе Цзинцзы "Неофициальная история конфуцианцев" высмеивалась служилая интеллигенция; сатиричную направленность имел и фантастический роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жучжэня. В это же время был написан и лучший классический роман "Сон в красном тереме" Цао Суэциня. Это не только печальная история о несчастной любви, но и история морального и экономического упадка феодальной аристократии, символизирующая угасание классической культуры Китая. На примере Индии и Китая мы можем убедиться, что буддизм в различных культурах выступает в качестве антитезы иерархической идеологии. Своеобразие ситуации в китайской культуре заключается в том, что, быть может в несколько меньшей степени, в той же роли выступает и даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету многих стран Азии; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.

8.3. Синтоистско-японский тип культуры

Традиционное искусство Японии очень самобытно и своеобычно, его философские принципы, равно как и эстетические предпочтения и вкусы самих японцев, весьма отличных как от западных, так и от наших российских, а потому тема эта требует некоторого пояснения. На формирование эстетических принципов японского искусства, несомненно, повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древнейших времен воспринимавшейся как совершенное божественное творение. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить в гармонии с ней и уважать ее величие.

Особенности природного ландшафта отразились также и на особенностях национальной психологии японцев. Япония — страна горная; земель, пригодных для жизни и земледелия, было мало, люди на них проживали скученно. Поэтому в каждый маленький клочок земли японцы вкладывали очень много труда и сил, осознавая, что именно на этом самом пятачке жили из поколения в поколение их предки и будут жить их потомки; не покладая рук, вопреки разрушительным стихиям японцы лелеяли и украшали свое очень ограниченное жизненное пространство. Необходимость делить его с большим числом других людей и неизбежная скученность привели, с одной стороны, к утверждению строгих правил общественного поведения и жесткой социальной иерархии, с другой — к развитию особой культуры внутренней жизни, для которой характерны самодисциплина, самоуглубленность, созерцательность и отрешенность. Эти черты отразились и на специфической психологии традиционного японского искусства: оно очень экологично и медитативно; в нем много внимания уделяется отстраненному поэтическому любованию природными явлениями и сменой времен года.

Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны Восходящего Солнца, — синтоизма, конфуцианства и буддизма.

Почитание природы как божественного начала вылилось в древнюю национальную религию японцев — синто, «путь богов». В древние времена синтоистские верования были близки шаманским культам; японцы поклонялись божествам, управлявшим движением небесных светил, олицетворявшим природные стихии, обитавшим на горных вершинах, в морях и реках, в священных рощах, камнях и старинных деревьях. В древности у каждого клана были свои собственные божества-покровители; однако официальный синтоистский пантеон сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато. Согласно синтоистским представлениям, род японских императоров восходит к великой солнечной богине Ама-тэрасу-но Оомиками и ее правнуку, первому легендарному императору Дзимму Тэнно, посланного на землю управлять людьми страны Ямато. В качестве императорских регалий ему были переданы древние магические символы: волшебное зерцало богини Аматэра-су, меч, вырезанный богом-громовержцем Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого дракона, и яшмовое ожерелье-магатама.

В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы и кумирни, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения рук перед молитвой; храм окружали священные ворота-тории, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные фонари. Сам храм обычно представлял комплекс небольших деревянных построек: святилище с галереей, сокровищницы и навесы для подношений богам. Примером синтоистской архитектуры может служить комплекс святилища богини Аматэрасу в Исэ, где до сих пор хранятся древние регалии японских императоров.

Легендарная история Японии, подвиги богов и героев стали сюжетной основой для многих произведений японского изобразительного искусства.

Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов. Согласно конфуцианским канонам, управляющим принципом вселенной, служит Небо, источник гармонии и порядка. Полномочным представителем Неба на земле является император, от праведности которого зависит благоденствие государства. От подданных требуется почитание императора, строгое выполнение данных Небом законов и ритуалов и соблюдение моральных принципов. От этого непосредственно зависит процветание семьи и государства в целом. Если человек не выполняет своего долга перед обществом и Небом, не соблюдает установленные ритуалы, не выражает должной почтительности к вышестоящим и несправедлив к нижестоящим, то его карает освещенная Небом власть. В противном случае само Небо посылает наказание на все государство в целом. Поэтому каждый член общества должен строго следовать своему долгу, знать свое место в рамках системы и выполнять вытекающие из этого обязанности. Идеальным человеком с конфуцианской точки зрения считается просвещенный и благородный муж, ученый-чиновник, радеющий за интересы своей державы и беспредельно преданный своему императору. В искусстве, в частности, в живописи, выражением конфуцианских эстетических принципов служил идеализированный природный пейзаж, основанный на законах небесной гармонии, вызывающий в зрителе стремление к совершенству и безупречности. В Японии такой идеализированный пейзаж, созданный рукой просвещенного философа, назывался канга —««живопись в китайском духе».

Традиционная японская эстетика, сочетающая синтоистские, конфуцианские и буддийские (буддийские философия и искусство будут рассмотрены ниже) идеалы, разработала особые принципы, понимание которых является ключом к японскому искусству. Важнейшими из этих принципов считаются фурюу, моно-но аварэ, ваби-саби и югэн. Понятие фурюу означает возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского фэн-лю, буквально — «хорошее образование и манеры». В Китае этот термин характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле — как принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей. Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов.

Наши рекомендации