Социальная и личностная значимость образования.
КУЛЬТУРА.
4.1. Культура и духовная жизнь.
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Культура – совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества, сама культура не может возникнуть, существовать и развиваться без человека. Человек – творец, создатель, носитель культуры. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Элементы духовной жизни:
· Мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
· Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
· Искусство – специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
· Религия– совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
4.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура.
Формы культуры:
· Элитарная культура – сложна для понимания, создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей.
· Народная, или национальная культура – создается всем народом, анонимно, включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия).
· Массовая культура – культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Искусство, его формы, основные направления.
Искусство – специфические виды профессиональной деятельности (живопись, театр, музыка, литература и т.п.), которые воспроизводят мир в художественных образах. Наука об искусстве, основанная на чувственном восприятии прекрасного, называется эстетикой.
Особенности искусства:
· чувственное восприятие окружающего мира;
· субъективность;
· образность;
· индивидуальность восприятия.
Виды искусства:
· пространственные – архитектура, скульптура, живопись;
· временные – хореография, музыка, литература, театр;
· синтетические – кино, телевидение.
Наука.
Наука – система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Наука – сложный социальный феномен, в современном обществе наука стала непосредственной производительной силой.
Функции науки:
· культурно-мировоззренческая функция (наука – важнейший элемент духовной жизни и культуры, играющий особую роль в формировании мировоззрения);
· функция непосредственной производительной силы (синтез науки, техники и производства);
· функция социальная;
· прогностическая.
Науки делятся на две группы – 1) естественные и технические, ориентированные на исследование и преобразование процессов природы; 2) общественные, исследующие изменение и развитие социальных объектов.
Социальная и личностная значимость образования.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. В процессе образования индивид приобщается к достижениям человеческой цивилизации, ее культурному достоянию.
Функции образования:
· передача социального опыта;
· накопление и хранение культуры общества;
· социализация личности;
· обеспечение профессиональной ориентации человека;
· введение социокультурных инноваций;
· социальный контроль.
Принципы современной образовательной политики в РФ (Конституция РФ. Ст. 43.):
· гуманистический характер образования;
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· общедоступность образования;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений;)