Культура как мир человеческих смыслов

Культура – это особая сфера общественной жизни, в кт наиболее полно осуществляется творческая природа чел-ка, и в первую очередь это искусство, образование, наука. Но только такое понимание культуры обедняло бы ее содержание. Наиболее полным явл-ся такое понимание культуры, кт раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.

Отношение человека к миру определяется смыслом, в свою очередь смысл соотносит любое явление, любой предмет с чел-ком. Если нечто лишено смысла, оно, как правило, перестает существовать для чел-ка. Смысл явл-ся как бы посредником м/у миром и чел-ком. Смысл не всегда осознается чел-ком и не всякий смысл может быть выражен рационально. В большей мере смыслы таятся в человеческом бессознательном. Но смысл может стать и общезначимым, объединяя многих людей. Именно такие смыслы и образуют культуру.

Т. О. культура – это способ творческой самореализации чел-ка через смысл. Культура предстает перед чел-ком как мир смыслов, кт вдохновляет и сплачивает людей в сообщество (нацию). Культура есть универсальный способ, кт человек делает весь мир «своим», т.е. превращает в «дом человеческого бытия», в носителя человеческих смыслов.

Когда же происходи рождение новой культуры? Для того, чтобы родилась новая культура, надо, чтобы новые смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, т.е. стали смысловыми доминантами.

Доминанта – главенствующая идея, основной признак.

Культура явл-ся рез-том свободного человеческого творчества, но она и удерживает его в своих смысловых рамках. В эпохи культурных трансформаций старые смыслы не всегда удовлетворяют чел-ка. Новые же смысловые парадигмы создаются, по утверждению русского философа Николая Александрович Бердяева, индивидуальным творчеством.

Структура культуры

Для культуры как социального явления основополагающими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе – рассматривает культуру как процесс в движении и изменении.

Основные элементы культуры существуют в 2 видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную.

Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству.

В материальную культуру входят культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную сторону культурной статики: нормы, правила, образцы, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Например, для знаний таким посредником являются книги.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

По мнению многих культурологов, существуют виды культуры, кт невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Это, например, экономическая, политическая, эстетическая культуры.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям, называется культурным наследием. Наследие – это важный фактор сплочения нации, средство объединения общ-ва в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала - географического района, внутри кт у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, кт присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Как отмечалось ранее, культура – это сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий – общих элементов культур: декоративное искусство, образование, танцы, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы и др.

Принято разделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, кт руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общ-во распадется на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре и т.п.

От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть сильно выражены, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

А субкультура, кт противостоит доминирующей, т.е. находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и Америки, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, политическую лояльность, конформизм и рационализм.

Конформизм (от позднелат. Conformis – подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующих порядков, господствующих мнений, отсутствие собственных позиций.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общ-ва, либо по ее заказу профессиональным творцам. Она включает изящное искусство, классическое искусство, классическую музыку и классическую литературу. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» явл-ся деят-ть художественного объединения художников «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющих профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия). Еще одно название народной культуры – фольклор. Он всегда локализован, т.к. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

У массовой культуры огромное число определений, несущих в себе помимо объективной информации и сугубо личное – позитивное или отрицательное – мнение. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший ее размах начинается с сер. 20 в., когда СМИ проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку»

Сам термин - «массовая культура» - появился в конце пятидесятых годов, точнее в 1957 г., когда в США был опубликован коллективный труд под редакцией Б. Розенберга и Д. Уайта «Массовая культура». До этого в искусствоведческом и культурологическом обиходе был другой термин – «народная культура» (popular culture). Под популярной или народной культурой понимается область культуры, которая приемлема и понятна большинству населения в любую историко-культурную эпоху, которая обладает своими эстетическими особенностями. Отсюда и выливается термин «массовая культура» - культура принадлежащая массовому обществу. Почему она стала называться так - «массовая культура», очевидно, потому что оно было более точным и в известном смысле емким, вобрало в себя элементы таких терминов как «массовая коммуникация», «массовое общество», «Народная культура».

Понятие «массовая культура» чрезвычайно широко. Сюда входит и откровенно коммерческое искусство, предназначенное для удовлетворения невзыскательного вкуса «толпы», и характерный для общества образ жизни, отличительная черта которого – лишенное здравого смысла безудержное потребительство, и хитроумные методы манипулирования индивидуальным и коллективным сознанием с помощью средств массовой информации ради явной или тщательно скрываемой политической цели, и система поточного производства «продуктов искусства», включающая в себя кинофабрики, телестудии, заводы по выпуску грампластинок.

Массовая культура – это тоже культура, точнее ее часть. И достоинства ее произведений – не в том, что они всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах (греч. Arche – начало, typos – образ, бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к любви, насилию. И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры явл-ся низведение творческой деят-ти человека к элементарному акту безмолвного потребления.

Теории развития культуры

Остановимся на фундаментальных теориях развития культуры. В нач. 20 в. были сформулированы три теории развития западноевропейской культуры: О.Шпенглера, Альберта Швейцера (1875-1865) и Макс Вебер (1864-1920).

Немецкий философ Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что цивилизация Западной Европы обречена, поскольку она представляет собой деградацию высших духовных ценностей. По Ш., понятие «культура» и «цивилизация» общезначимы. В мировой истории он выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

М.Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену одним ценностям пришли новые и, прежде всего, универсальная рациональность.

Немецко-французский философ-гуманист, лауреат Нобелевской премии, создатель этики благоговения перед жизнью Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их нефатальными, а спасение культуры – возможным. Мыслитель. Швейцер полагал, что культура – это не только итог деят-ти отдельных лиц, но и всего человечества во всех областях и аспектах деят-ти, достижения культуры способствуют духовному совершенствованию чел-ка и прогрессу всего общ-ва. Также известен также как музыковед и органист, занимавшийся исследованием жизни и деятельности И.С.Баха. Швейцер – протестантский теолог и миссионер, проповедовавший исходный, с его точки зрения, принцип мировоззрения – «преклонение перед жизнью», считавший эту идею основой нравственного обновления человечества.

Наши рекомендации