Раздел II. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Морфология (от греч. morphe – форма + logos – учение) культуры – учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Морфология культуры предполагает изучение типичных форм и структур культуры. Исходным положением морфологии культуры является убеждение, что развитие культуры обусловлено внутренними закономерностями общества. В рамках морфологии культуры с помощью сравнений и аналогий делаются попытки выявить источники и факторы развития культур и стадии их существования от рождения и до смерти.

Артефакт (от лат. artefactum) – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект (например, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилища, дороги и т.д., созданные людьми).

Амбивалентность артефакта (от греч. amphi – вокруг, около, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность артефакта, признание наличия в культурных действиях, культурных феноменах и т.п. как плюсов, так и минусов.

Артефакты в культуре – интерпретативное (интерпретация – от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению какой-либо групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве артефактов, представляющих собой практические акции и их материализованные результаты (продукты), в том числе интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности.

Авторские произведения как особый тип культурных форм (художественные, философские, научные и иные произведения творческого характера) не предназначены для непосредственного вариативного воспроизводства. В этом случае артефактом является само это произведение в его уникальном единственном экземпляре или тираж его тождественного оригиналу технического репродуцирования.

В определенном смысле к категории артефакта произведения могут быть отнесены цитаты, плагиат и иные виды сюжетного и смыслового заимствования, римейки, инсценировки и экранизации литературных текстов, исполнение музыкальных и иных произведений, иллюстрации к литературным, религиозным, историческим и иным сюжетам и т.п.

Наиболее специфической характеристикой артефакта является то, что он представляет собой прежде всего продукт индивидуального восприятия исходной культурной формы, а отсюда уже – частный случай ее субъективной интерпретации.

В наиболее чистом виде подобные артефакты воплощаются в исследовательских, философских, критических и иных текстах, создаваемых специалистами, или же в личных суждениях о данном культурном феномене. Символико-смысловая изменчивость подобных артефактов отличается наибольшей динамикой (изменение общественных вкусов, моды и т.п.). Но и в случае непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за исключением механического тиражирования) речь идет о ее субъективной реинтерпретации в данном артефакте.

В конечном счете интерпретативный артефакт и есть основная форма существования культурных явлений. Срок жизни всякой культурной формы (т.е. период сохранения ее социальной актуальности) исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве культурных артефактов.

Семантика (от греч. sēmantikos – обозначающий) – раздел логики и семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла, т.е. правила интерпретации знаков и составленных из них выражений.

Семиотика (от греч. semiotike – учение о знаках) – наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Семиотика представляет комплекс научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическую и химическую символику, логические и математические исчисления и т.п.).

Культурная семантика изучает знаковую и коммуникативную (от лат. связывать, делать общим; сообщение, передача, способ общения, обмен информацией, идеями, образами, значениями, символами) функции культуры.

Семантика посвящена анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия значения и смысла. Проблематика семантики выражается вопросами типа: что означает то или иное понятие, термин, высказывание, суждение, запись, текст и как их надо понимать. Так как язык стал основой изучения культуры, семантика помогает более глубоко исследовать ее.

Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») – неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ – неразвернутый знак, несущий в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в него смыслового содержания.

В своей основе символ всегда имеет переносное значение. Символ – всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например, сова – символ мудрости, голубь – символ мира и т.п.). Язык символов свойствен как научному, так и художественному мышлению.

Символ в науке – это определенного рода абстракция, логическое обобщение, характеризующееся строгостью значений. Художественный символ – художественный образ, который обнаруживает и выражает общую идею, смысл события, времени, эпохи в единичном факте, в конкретном действии.

Символ в искусстве является одновременно отражением мира и его мистификацией, выступает средством деформации изображаемых явлений с целью выделить в них главное, сущностное, всеобщее.

Символ несет в себе поистине неисчерпаемое богатство смыслов. Он выступает одухотворенной живой формой, раскрывающей свое содержание в той или иной мере в зависимости от внутреннего содержания личности того, кто стремится его расшифровать.

Возникновение символики происходит на таком этапе развития человеческой психики, когда разделение на эмоциональную и рациональную сферы уже осознано, когда сложилось понятие о различии между действительным и реальным миром и его отражением в искусственно созданных формах.

Знак (от греч. semeion – знак) – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в качестве представителя или заместителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знаки дифференцируются на индексные (означивающие) и иконические (подражательные).

Культурные формы – совокупность признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация (отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо).

Не следует смешивать понятие культурной формы как комплекса отличающих признаков объекта с самим объектом, представляющим собой артефакт в культуре.

Текст (от лат. tekstum – ткань, сплетение) – смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; последовательность символов, образующих сообщение; обоснованное предшествующими суждениями рассудочное единство, обладающее многосмысловой структурой, порождающей новые системы. Функция текста – сохранение и передача социально значимого содержания.

Культурные тексты – совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме. Поскольку любые явления культуры, порожденные человеком, обладают еще и семиотической сущностью, являются носителями определенных комплексов информации как о самих себе (явлениях, продуктах, процессах), собственных свойствах и технологиях изготовления, так и об обществе, времени и регионе, где данный продукт был изготовлен, в широком смысле слова культурными текстами являются все явления культуры как таковые. Любое из них подготовленный специалист может «читать» как связанный и осмысленный текст.

Хотя это свойство культурных объектов было установлено преимущественно семиотикой культуры, фактически этой методологией всегда пользовались археологи, этнографы, филологи-фольклористы.

Культуру (или ее составляющие) вне анализа их текстуально-смысловых характеристик вообще изучать нельзя (происходит потеря предмета изучения). Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя его исследование необязательно строится на лингвистической научной базе.

В качестве особых языков в культуре задействованы 1) акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость; 2) художественные образы в разных видах искусства; 3) специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; 4) особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений (не сводимые к непосредственному смыслу слов, которыми они изложены); 5) символические черты любых продуктов материальной деятельности человека.

Язык – система знаков, посредством которых в рамках культур кодируется, сохраняется и передается информация. Язык служит средством человеческого общения, мышления, развития культуры; он способен выразить всю совокупность знаний, верований и представлений человека о мире и себе самом. Таким образом, язык является средством создания, хранения, переработки и передачи культурной информации.

Сущность языка заключается в наделении отдельных элементов мира значениями и организации значений в систему, т.е. в определенное целостное образование (система – это такое образование, из которого без ущерба для его целостности невозможно изъять ни одну из составляющих его частей) Согласно современным взглядам, культура представляет именно такое целостное соединение взаимосвязанных элементов.

Языки культуры – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным обязательным правилам. Языки культуры не являются природным, априори заданным человеку средством получения, хранения и передачи информации. Человечество в процессе развития создает различные (вербальные, графические, пластические и т.п.) языки культуры, которые предназначены для того, чтобы не только выделять в жизненном потоке устойчивые единицы и представления, но и объединять их.

Информация (от лат. informare – изобретать, составлять понятие о чем-либо, осведомлять, давать сведения) – сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или специальным аппаратом, машиной.

Современная информационная культура рассматривается как качественная характеристика жизнедеятельности человека прежде всего в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными (преобладающими, первенствующими) являются общечеловеческие духовные ценности.

Если суммировать основные подходы к интерпретации этого понятия, то можно выделить два альтернативных, для которых общим является то, что информационная культура определяется как особый тип культуры. Но семантическая наполненность его будет разной.

Одни считают, что подобный тип культуры имеет исторически глубинные корни. Истоки информационной культуры выводят из первых форм получения, передачи, закрепления, хранения и использования информации как некоего знания о мире.

Другие пытаются доказать, что тип информационной культуры в том виде, в котором она существует на рубеже ХХ – ХХІ вв., детерминирован беспрецедентным развитием информационных технологий, о которых в древности не могли помышлять даже в самых смелых фантазиях.

Информация – это социокультурный продукт. Если информация не становится достоянием человека, то она как бы и не существует. И как социокультурный феномен информация может нести на себе определенный отпечаток уровня развития общества. Если общество информационно закрыто, крайне идеологизировано, тоталитарно или, напротив, открыто, демократично, плюралистично – эти его качественные характеристики скажутся и на существовании в нем информации.

Восприятие и осмысление информации тесно связано с уровнем развития духовной культуры общества. Уровень духовной культуры является своеобразным коррелятом в бескрайнем информационном пространстве современного общества (проявление интереса к элитарной информации или наоборот). Тенденция расширения информационного поля поставила человека перед проблемой выбора информации, разделив ее на приоритетную и второстепенную более остро, чем в предшествующем времени.

Информационная культура сегодня тесно связана с современными средствами коммуникаций – спутниковой связью, всемирными компьютерными сетями, информационными сетями конкретной локальной направленности, Интернетом – которые способны преодолевать пространство и время, выполняя тем самым интегративную функцию.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества и человека. Культура – это многофункциональная система. Число функций в работах разных авторов неодинаково и обозначаются они иногда по-разному. В качестве одного из вариантов можно выделить следующие функции культуры: а) информационно-коммуникативную; б) аксиологическую; в) социолизаторскую.

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Культура всегда, с одной стороны, – определённое количество текстов, а с другой – унаследованных символов. Вместе с тем, культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путём, хотя темперамент, способности и таланты могут передаваться по наследству. Каналами передачи информации во времени и пространстве являются материальная культура и духовная. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики, несёт на себе определённую информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельным черепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого, так же как этнограф – быт и верования какого-нибудь далёкого племени. Носителями коммуникативной функции выступают главным образом словесный язык, а также специфические языки или знаковые системы искусства: музыки, театра, живописи, кино и т.д. и науки: биология, математика, физика, химия и т.д.

Как нельзя себе представить языка «вообще», ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстаёт перед нами в какой-то определённой национально-исторической форме. В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям.

Если первоначально знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку, лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио- и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. Усиление коммуникативных возможностей культуры приводит к известному стиранию её национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации.

Ценностная, или аксиологическая (от греч axia – ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. По уровню и качеству ценностей люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем.

Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением единственной и важнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумного общественного человека. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идёт не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и про необходимость активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость. Если социализация по тем или иным причинам не сопровождается формированием полноценных личностей, то возникает общество безгласых обывателей, «винтиков», не способных к дальнейшему развитию, как это, например, имело место в период существования СССР. И наоборот, господство индивидуализма ослабляет социальные связи, общепринятые нормы и ценности перестают приниматься во внимание, народ теряет своё органическое единство, и наступает период нестабильности. Идеальным для общественного развития является равновесие между коллективным и личностным.

Приведённое выше раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе весьма условно. В реальной жизни они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс.

Наши рекомендации