Принципы (общие тенденции) развития образования

Духовная сфера общества

Духовная сфера жизни общества –сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Элементы духовной жизни общества

1. Духовные потребности Потребность в творчестве, самореализации, саморазвитии, познании, эстетическая потребность.
2. Духовная деятельность и производство Наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания
3. Духовные ценности Идеи, теории, образы, ценности.
4. Духовное потребление Духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние
5. Духовные отношения, проявления межличностного духовного общения Духовные отношения – духовные общественные связи индивидов

Духовные ценности –социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. В процессе потребления они не исчезают, они становятся частью духовного мира человека,

Мораль –особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Этика – наука, изучающая представления людей о морали и нравственности.

Справедливость- понятие морального сознания, которое характеризует такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Долг — этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом или социальной группой; выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений.

Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Культура и её формы.

Культура
Совокупность результатов активной творческой деятельности человека в различных сферах жизни Активная творческая деятельность, результатом которой является создание, распределение и потребление духовных ценностей
Формы культуры
Материальная культура - совокупность изменений, внесенных человеком в окружающую среду, результат производства и освоения предметов и явлений материального мира.   Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Философия Наука Право   Искусство
Мораль Формы духовной культуры
Религия Образование
         

Основные формы культуры

Вопросы для сравнения Массовая (поп-культура) Элитарная Народная
примеры Телешоу, телесериалы, популярная музыка, детективы, женские романы, бестселлеры Фильмы Тарковского, Феллини, документальное кино, классика Анекдоты, народные сказки, мифы, легенды, народные песни, танцы.
авторы Профессиональные творцы, действующие по определенным стандартам, по запросу публики Профессиональные творцы, создающие уникальные произведения Анонимные любители, народ
характер Коммерческий, произведения - товар Некоммерческий, произведения – шедевр, способ самореализации автора Некоммерческий, народная мудрость, обычаи, традиции
Уровень сложности Общедоступная по содержанию, рассчитанная на различные группы населения Искусство «не для всех», требуется высокий интеллектуальный уровень, специальные знания Соответствует общему уровню развития общества
аудитория Массовая (распространяется в СМИ) узкая широкая
Разновидности культуры
Доминирующая Субкультура Контркультура
Признаваемая и разделяемая большинством населения страны, часто являющаяся официальной Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодёжная, профессиональная). Она включает в себя: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные нормы, роли и статусы. Направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосферы современного общества (либо официальной культуре), например, криминальная субкультура.

Основные функции культуры

Наименование функции Её содержание
Познавательная Формирует представление о мире
Оценочная Разграничивает ценности, обогащает традиции
Регулятивная (нормативная) Устанавливает нормы и требования общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Передача и обмен знаний последующим поколениям
Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Образование

Образование –это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Образование – это формирование личности с помощью знаний и умственно – познавательных, творческих умений, приобретаемых им в социальных институтах (семья, школа, СМИ).

Образование – результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Цель – приобщение человека к достижениям культуры, передача и хранение достижений человечества.

Функции образования
Социальная Экономическая Культурная
социализация личности, «социальный лифт» подготовка высококвалифицированных рабочих развивает творческие способности человека

Принципы (общие тенденции) развития образования

Наши рекомендации