Антропологические вопросники для оценки и описания культур.

Изучая разные культуры, исследователи всегда пытались найти критерии для их сопоставления и классификации. Одним из методов выявления характерных особенностей той или иной культуры является вопросник, разработанный антропологами Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек в 1961 г.

Они предложили измерять культурные различия по 5 параметрам:

1. Отношение к природе

2. Временная ориентация

3. Отношение к пространству

4. Отношение к природе человека

5. Отношение к окружающим

Отношение к природе. В отношении человека к природе возможны три варианта:

1) Человек стремится к полному контролю над природой (характерно для современных индустриальных культур Европы и США);

2) Человек стремится к частичному контролю, гармоничному сосуществованию с природой (характерно для культур Японии и Китая, где отсутствует противопоставление между человеческой жизнью и миром природы);

3) природа воспринимается, как сила, порабощающая человека (характерно преимущественно для традиционных культур с сельскохозяйственным укладом жизни).

Отношение ко времени.Каждая культура имеет доминирующую временную ориентацию – на прошлое, настоящее или будущее. Культуры с преимущественной ориентацией на прошлое высоко ценят традиции, уважают семейные связи, чтят предков, как, например, китайцы и японцы. Большинство европейских стран (прежде всего, Великобритания), также придают прошлому большое значение. В противоположность этому, культуры, ориентированные на будущее, имеют «короткую» историческую помять. В таких обществах (прежде всего, к ним относят США) высоко ценят инновации, прогресс, а прошлое воспринимают как нечто устаревшее, отсталое. Представители культур, ориентированных на настоящее, живут «здесь и сейчас». К ним относят представителей стран Латинской Америки и Африки.

Представители каждой культуры могут использовать все три вышеперечисленные возможности, но при этом какая-то одна из них будет преобладать.

Отношение к пространству.В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит:

1) Личному пространству

2) Общественному пространству

Для оценки культур по данному параметру применяется, например, такой вопросник:

Как бы Вы хотели работать?

А. В отдельном кабинете в одиночестве;

В. В кабинете, где работает как минимум еще один человек;

С. В группе, где столы стоят так, что все видят друг друга;

D. В одном помещении, но за перегородкой, что позволяет сохранить приватность, и в то же время обеспечивает доступ к другим индивидам.

Исследователями было выявлено, что в США большинство опрошенных предпочитает вариант А, а в Японии – вариант С.

Отношение к природе человека.Этот критерий допускает три варианта: люди могут быть изначально добрыми, либо злыми (порочными), либо представлять смесь доброго и злого.

Например, христианская культура считает человека изначально греховным. В ней четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. В буддистской культуре, напротив, сущность человека изначально не считается греховной, а понятия хорошего и плохого являются относительными, так как зависят от конкретных обстоятельств.

Отношение к окружающим. По данному критерию культуры на отдающие приоритет групповым, либо индивидуальным ценностям. В кросскультурных исследованиях используется тест, в ходе которого испытуемого просят нарисовать схему, изображающую его взаимоотношения с друзьями. Было выявлено, что испытуемые из западных, индивидуалистических культур, изображают себя на этих схемах кружочком большего диаметра, тогда как представители восточных коллективистских культур, преуменьшают свой размер по сравнению с друзьями.

В ходе еще одного теста испытуемый должен решить, сколько денег он готов потратить на то, чтобы отблагодарить (в другой ситуации – наказать) близкого друга, с которым он начал совместный бизнес и который поступил честно (или нечестно) и поэтому испытуемый заработал гораздо больше (или меньше), чем рассчитывал. Было выявлено, что представители восточных коллективистских культур с большей готовностью благодарят друзей, и с меньшей – наказывают их, чем представители индивидуалистических западных культур.

Литература:

1. Goodenough W. Cultural anthropologi and linguistics // Language in Culture and Socicli: A Reader in Linguistics and Anthropologi. N. Y., 1964.

2. Kroeber A. L., Kluchohn C. Cullture. A Critical s Review of Concept and Definitions. – New York, 1952.

3. White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization.

4. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. – 1993. - №4.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1989.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс. - 1998.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1994.

8. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. – М.: Наука. – 1981.

9. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.. 1973.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ЛОГОС, 1996.

11. Лебон Г. Психология толп – М., 1999.

12. Лотман Ю.М. Избр статьи: В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.

13. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб., 1994.

14. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. – Советская этнография. – 1981. - № 2.

15. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

16. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. – М., 1985.

17. Сэпир Э. Язык, раса и культура // Этническая психология / Под ред. А.И. Егоровой. – СПб.: Речь., 2003.

18. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

19. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997.

20. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 2000.

21. Чистов К.В. Традиция, традиционное общество и проблема варьирования // Советская этнография. – 1981. - №2.

22. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.



[1] White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. – P. 363.

[2] Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 2000. – С. 10 – 30, 178 – 186.

[3] Садохин А. П. Этнология – М., 2006.

[4] Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. – М., 2007.

[5] Сэпир Э. Язык, раса и культура // Этническая психология / Под ред. А.И. Егоровой. – СПб.: Речь., 2003. – С.119.

Наши рекомендации