Учебно-трудовая сфера общения (4 часа)

Ситуация: Знакомство со школьными традициями

Коммуникативные задачи:

· Поинтересоваться наиболее популярными школьными традициями

· Попросить разрешения посетить одно из школьных мероприятий

· Порекомендовать посещение клуба / кружка / спортивной секции и др.

· Высказать пожелание хорошо провести время

Социально-культурная сфера общения (16 часов)

Ситуация: Обсуждение книги, литературного / музыкального жанра

Коммуникативные задачи:

· Выразить свое предпочтение в отношении конкретного жанра

· Поинтересоваться предпочтениями собеседника

· Выразить уверенность / неуверенность

· Вежливо возразить и привести аргументы

· Предложить компромиссное решение

Ситуация: Обмен мнениями о любимых писателях / актерах

Коммуникативные задачи:

· Высказать свое мнение о/об писателе / актере

· Выяснить у собеседника, кто его любимый писатель / актер

· Дать оценку наиболее известным произведениям / ролям писателя / актера

· Попросить собеседника обосновать его предпочтения

Ситуация: Планирование посещения концерта / кинотеатра / театра

Коммуникативные задачи:

· Предложить собеседнику сходить на концерт, посетить театр / кинотеатр

· Выразить сомнение

· Привести аргументы с целью убедить собеседника

· Согласиться с предложением

· Запросить необходимую информацию о билетах

Ситуация: Обмен впечатлениями после концерта /фильма / спектакля и др.

Коммуникативные задачи:

· Высказать позитивную или негативную эмоциональную оценку

· Выразить разочарование

· Вежливо прервать собеседника и высказать свою точку зрения

· Поддержать или опровергнуть мнение собеседника

· Корректно сменить тему разговора

Социально-познавательная сфера общения (5 часа)

Ситуация: Обсуждение обычаев и национальных традиций

Коммуникативные задачи:

· Выразить интерес к наиболее известным обычаям и традициям страны изучаемого языка

· Попросить объяснить значение обычая / традиции

· Раскрыть значение и истоки обычая / традиции

· Выразить эмоциональное отношение к народному празднику

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

§ Greeting someone

§ Introducing yourself / someone

§ Answering an introduction

§ Asking how someone is

§ Saying how you are

§ Offering something

§ Thanking

§ Responding to thanks

§ Saying goodbye

§ Asking about likes / dislikes

§ Expressing likes / dislikes

§ Ending a conversation politely

§ Complimenting

§ Congratulating

§ Responding to compliments or congratulations

§ Expressing good wishes

§ Responding to good wishes

§ Attracting someone’s attention

§ Asking for (detailed) information

§ Saying one knows / doesn’t know about something

§ Requesting

§ Offering to do something for someone

§ Asking someone to say something again

§ Asking someone to speak not so quickly

§ Saying sorry

§ Accepting an apology

§ Asking for permission

§ Giving permission

§ Refusing permission

§ Suggesting

§ Inviting someone

§ Accepting an invitation

§ Declining an invitation

§ Asking for advice

§ Advising someone

§ Encouraging

§ Showing your interest / surprise

§ Expressing excitement

§ Saying one is pleased / delighted

§ Asking about preferences

§ Expressing preferences

§ Asking for someone’s opinion

§ Giving an opinion

§ Agreeing

§ Disagreeing

§ Saying one is not sure

§ Asking to clarify something

§ Giving reasons

§ Reaching an agreement

§ Expressing disappointment

§ Changing the subject politely

Образцы аутентичных формул речевого этикета,

Используемых при решении коммуникативных задач

Introducing yourself / someone

Informal:How do you do? My name’s Peter Little; Hello! / Hi! I’m Peter.

By the way, do you know each other? Pete, meet Ann.

Formal:May I introduce myself…? First let me introduce myself…

Have you ever met Michael Smith? Oh, Paul, I’d like you to meet Mary Parker.

Answering an introduction

Informal:How do you do? Pleased / glad to meet you. Hello, Jane.

Formal: I’ve been looking forward to meeting you for some time; I’m delighted to meet you; No, I don’t think I do.

Thanking

Informal:Thank you (very much); Many thanks; Thanks a lot; Thank you very much indeed.

Formal:I’m (really) very grateful to you (for); I do appreciate very much; I really can’t thank you enough.

Responding to thanks

Informal:Not at all; It’s a pleasure / my pleasure; You’re welcome; That’s all right.

Formal:I’m glad to have been able to help; Delighted I was able to help; It was the least I could do.

Offering something

Informal:Would you like…?; Will you have…?; Please, help yourself to….

Formal: Could I offer you…?; What would you say to…?; Allow me to pass you…

Saying goodbye

Informal:Bye!; Bye-bye!; See you soon / later / tomorrow; Take care. Bye!

Cheerio!

Formal:I’ll look forward to seeing you soon; Goodbye for now; Lots of love, Mary.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п. Ситуация общения Количество часов
VII КЛАСС
Знакомство с зарубежным сверстником / гостем
Обсуждение интересов и любимых занятий членов семьи
Обращение за помощью в незнакомом городе / деревне
В магазине / супермаркете / на рынке
Покупки (одежды, обуви и др.)
Посещение школы / класса зарубежного сверстника
В гостях у зарубежного сверстника в день рождения / в праздничный день
Планирование выходного дня
Обсуждение досуга, любимых занятий
В туристическом агентстве
Итого
VIII КЛАСС
Обсуждение особенностей национальной кухни
В кафе / ресторане быстрого обслуживания
В банке / обменном пункте
Знакомство со школьными традициями
Обсуждение книги, литературного / музыкального жанра
Обмен мнениями о любимых писателях / актерах
Планирование посещения концерта / кинотеатра / театра
Обмен впечатлениями после концерта /фильма / спектакля и др.
Обсуждение обычаев и национальных традиций
Итого

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По завершению курса факультативных занятий учащиеся должны овладеть основами использования изучаемого языка как средства межкультурного общения с учетом национально-специфических норм речевого и неречевого поведения в стандартных ситуациях общения. У школьников должен быть развит комплекс умений, позволяющих им успешно вступать в речевой контакт с носителем изучаемого языка и культуры, поддерживать и завершать общение, используя аутентичные речевые формулы соответственно официальной / неофициальной ситуации речевого взаимодействия и статусу собеседника. Предполагается также, что учащиеся научатся распознавать национальную специфику жестов, мимики, телодвижений, сопровождать свою речь паралингвистическими средствами общения. Приобретенные учащимися знания, навыки и умения будут способствовать предотвращению возникновения культурных барьеров и в целом социокультурному образованию школьников.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Английский язык: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения (повыш. уровень). В 2 ч. Ч.1 / Н.В.Юхнель [и др.]. – Мн.: Выш. шк., 2006.

2. Английский язык: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения (повыш. уровень). В 2 ч. Ч.1, Ч.2 / Н.В.Юхнель [и др.]. – Мн.: Выш. шк., 2006.

3. Панова, И.И. Английский язык: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. среднего образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / И.И.Панова, А.А.Вейзе. – Мн.: Выш. шк., 2004.

4. Панова, И.И. Английский язык: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / И.И.Панова, А.А.Вейзе. – Мн.: Выш. шк., 2005.

5. Аниськович, Н.Р. Комплекс интерактивных упражнений для обучения речевому взаимодействию в процессе иноязычного общения / Н.Р.Аниськович // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2003. – № 2. – С. 16 – 26; № 3. – С. 28 – 33.

Наши рекомендации