Железный век южной сибири и алтая
В VII—VI вв. до н. э. в погребениях кочевых племен Горного Алтая железа еще нет.
Культура племен Горного Алтая развивалась на местной почве при оживленном общении с ближними и дальними племенами. На Алтае, например, найден шлем, близкий по форме шлемам, найденным на территории Скифии. У алтайцев и скифов сходны формы стрел, уздечек, бронзовых зеркал; часто встречаются предметы, орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле, с изображением оленя, козла, тигра, хищной птицы и других животных. Звери изображены в схватке: хищники с оскаленными зубами, напряженными мускулами терзают каких-то травоядных.
С V в. до н. э. железо начинает понемногу входить в быт этих племен и окончательно вытесняет бронзу к I в. до н. э. Раньше других вещей железными стали кинжалы, ножи, затем удила и многие другие вещи.
Остатки поселений этого времени на Горном Алтае пока не открыты. Исследованы курганы, где умерших хоронили с верховым конем, а мужчинам клали оружие. Наиболее интересны погребения родовых вождей в курганах Пазырык, Башадар и Катанда. Покойников хоронили в больших ямах, в которые вставлялись срубы, перекрывавшиеся настилом. Настил засыпался хворостом и большими камнями. Грунт был глинистый или скальный, поэтому вода, просачивавшаяся в дождливые периоды внутрь сруба, не впитывалась в почву. Зимой вода замерзала, а летом солнце не могло прогреть такую массивную курганную насыпь, поэтому лед в срубе не оттаивал. Затем вода снова натекала в могилу и снова замерзала. С течением времени вся яма заполнялась льдом. От наполненной льдом могилы замерзала и прилегающая к ней земля, отчего образовывалась линза мерзлоты, хотя Алтай лежит вне зоны вечной мерзлоты. Благодаря этому здесь великолепно сохранились все вещи и даже органические остатки.
Эти курганы были ограблены еще в то время, когда были насыпаны, или вскоре после того. Сломанные инструменты, брошенные грабителями в погребальных ямах, подобны тем, которые найдены в погребениях.
Все же эти курганы представляют большую научную ценность даже после ограбления. Покойников в них обычно два: мужчина и женщина. Они находились в одной колоде, т. е. долбленом гробу. Трупы мумифицированы и иногда татуированы. Рисунок татуировки выполнен в скифо-сибирском зверином стиле. Такими же изображениями покрыта колода: здесь петухи, тигры, лоси и другие животные. Стены сруба увешаны войлочными коврами с аппликациями, которые также изображают различных зверей и птиц. На полу стояли низкие столики, одновременно представляющие собой и блюда. Здесь же стояли глиняные кувшины, курильницы, деревянные чаши. Большой интерес представляла одежда погребенных — полотняные рубахи, меховая верхняя одежда, войлочные кафтаны, чулки, кожаные и меховые сапожки, пояса, шапки. Все украшено художественным шитьем, а некоторые виды одежды — золотыми нашивками. Золота почти не сохранилось. Оно употреблялось в виде тонких листиков, которыми были обернуты небольшие кусочки кожи, пришивавшиеся на одежду. Кусочки кожи сохранились, а золото было унесено. В погребении обнаружены бронзовые и серебряные зеркала, музыкальные инструменты. Из отдельных, казалось бы, бесформенных
стр.159
кусочков дерева удалось склеить нарядную легкую колесницу.
Погребения людей обычно сопровождались погребениями лошадей. В каждом кургане их встречено от 5 до 7. Все лошади убиты чеканом. Порода лошадей близка к среднеазиатской. Сбруя, седла, уздечки украшены различными аппликациями и золотыми нашивками. Попоны иногда сделаны из привозных иранских тканей. Лошади были меченые, на их ушах имелись разные тамги. Вероятно, на погребение вождя собирались приношения от отдельных родов или патриархальных семей.
Близки к алтайским древности тагарской культуры (название дано по острову на Енисее), которая в VIII в. до н. э. сменила карасукскую культуру на Верхнем Енисее. В Южной Сибири (на Верхнем Енисее) начало железного века тоже задержалось. Железо начинает преобладать здесь только около V в. до н. э. Сибирь была богата медью и оловом, и искать какой-то другой металл там было не нужно.
Тагарскую культуру изучают в основном по погребениям, хотя известны и места поселений. Они располагались на приречных дюнах, но их остатки выдуты ветрами, сильно испорчены и исследовать их трудно. Были поселки и в степях, но они представляли собой поселения-убежища, под защиту которых собирались только в случае опасности, и культурного слоя там нет.
Хозяйство тагарцев в удобных местах земледельческое. Прослежены остатки грядок, относящиеся к тагарскому времени. Земледелие было поливным. В силу крутизны местности каналы были небольшими и не требовали значительного труда для их сооружения.
Среди многочисленных наскальных изображений, называемых в Сибири писаницами и относящихся к этой культуре, сохранилось изображение земледельца с мотыгой. В местах, где природа создала условия для земледелия, часты находки бронзовых серпов. В остальных районах по-прежнему преобладало скотоводство. На скалах земледельческих и скотоводческих районов изображены стада коров, лошадей, овец.
Тагарские поселения по наскальным рисункам изучены лучше, чем по результатам раскопок. На скалах встречаются рисунки домов и с гладкими стенами, и с полосатыми, т. е. глинобитных и срубных. На хребте Бояры близ Минусинска имеются две писаницы, где изображены бревенчатые и глинобитные дома, а рядом с ними — колоколовидная кочевническая юрта, вероятно, войлочная. К поселку пастух гонит стадо коз и оленей. Этот рисунок наглядно подтверждает, что земледельческое хозяйство дополнялось домашним скотоводством. Тагарская керамика плоскодонна: преобладал оседлый быт.
Курганы тагарской культуры окружены четырехугольными оградами из каменных плит. Под курганными насыпями находятся могильные ямы, в которые вставлены срубы. Умение делать такие срубы заставляет предполагать умение строить деревянные дома. Такое предположение совпадает со свидетельством Боярской писаницы. Курганы представляли собой семейные усыпальницы. Имущественное неравенство прослеживается хорошо: в одних погребениях много вещей, в других инвентарь беден. Наличие при погребенных оружия (вооружены не только мужчины, но и женщины) указывает на рост межродовых военных столкновений. В позднетагарских погребениях вместо оружия и орудий в могилы клали их маленькие изображения, изготовленные специально для погребальных целей.
В конце тагарской культуры появляются погребальные маски, снятые с лиц умерших. Маски сделаны из гипсовидной терракоты и хорошо передают физические черты погребенных. Особенно распространились эти маски в следующую, таштыкскую культуру.
В тагарское время происходило обособление металлургического производства. Ряд вещей, например серпы, имеют клейма мастеров.
стр.162
К концу тагарской культуры (IV—III вв. до н. э.) относится самый большой курган Южной Сибири — Салбык, высотой 11 м, диаметром полкилометра. Считают, что его первоначальная высота доходила до 30 м. Под насыпью скрывалось огромное сооружение из каменных глыб, ограда размером 70X70 мпри высоте до 6 м. Некоторые плиты для ограды были привезены с берегов Енисея за 75 км.
Погребение ограблено в древности. В деревянной камере был погребен воин с убитыми рабами.
В тагарских древностях, как и алтайских, наблюдается сходство со скифскими. У скифов и тагарцев одинаково распространены медные котлы на тонкой ножке. Такие котлы изображены на писаницах и служат основанием для их датировки концом тагарской культуры. Одинаковы со скифскими типы кинжалов, сходна конская сбруя, распространены стрелы скифского типа, наконец, близок звериный стиль. Есть сходство и с древностями Камы, например в чеканах.
Время тагарской культуры — с VIII по III в. до н. э. Ко II в. до н. э. относится начало таштыкской культуры. Наряду с невысокими таштыкскими курганами встречаются могилы, отмеченные каменными стенками, или кольцами. Известны одиночные и коллективные погребения. Главный обряд — трупосожжение. К концу таштыкской культуры появляются деревянные погребальные камеры, где помещались остатки свыше ста сожжений. При погребенных — мелкие украшения, конская сбруя, иногда оружие. Встречаются изображения домашних животных, например пластинки с изображением конских голов, обращенных в разные стороны.
Таштыкские поселения лучше всего изучены на р. Кии в Кемеровской области. Одно из них открыто у с. Михайловка. Поселение вытянуто вдоль берега на 2 км и насчитывает несколько десятков круглых жилищ столбовой конструкции. Их крыши, видимо, были конические, покрытые берестой.
Во время таштыкской культуры продолжалось развитие поливного земледелия. Значительно увеличивается сеть каналов, земледелие становится пашенным. Известны железные плужные лемехи от деревянного пахотного орудия, в которое впрягали скот. Предполагают, что в земледелии применялся труд рабов, но рабство, видимо, было патриархальным, существовавшим внутри родового строя. Скотоводство становится полукочевым (в тагарское время оно было придомным). В погребениях обычной находкой становятся железные удила, а также модели седел, что вместе с находками конских костей говорит о преобладании в стаде лошадей. Разводили также овец и коров. Олень становится верховым животным. Доказано разведение кур и уток.
Сосуды сделаны без помощи гончарного круга — гончарное ремесло еще не обособилось (этого уровня достигла лишь металлургия). Однако таштыкские сосуды сделаны очень тщательно, они симметричны и тонки. Формы сосудов разнообразны, из них можно отметить котловидные, напоминающие скифо-сибирские бронзовые котлы, которых в таштыкское время уже нет. Основные формы керамики плоскодонные. Были и деревянные сосуды и бочонки.
Различия в типах украшений, сосудов и некоторых других вещей позволили разделить таштыкскую культуру на несколько более узких хронологических вариантов. Связь таштыкской культуры с культурой последующего времени допускает предположение о том, что таштыкцы были предками хакасов. Иногда предполагают, что из области, лежащей в Минусинской котловине, вышел и ряд других народов Сибири, в том числе угорские народы Средней Оби.
На территории тундровых и таежных областей Сибири железо появилось очень поздно. Здесь еще долго были распространены и господствовали каменные орудия.
стр.164
ГЛАВА 13