Орфоэпические нормы русского языка

Задание № 3.

Грамматическая правильность русской речи (имя существительное)

Теоретическая часть:

1. Род несклоняемых существительных. Определение рода буквенно-звуковых аббревиатур.

2. Вариантные формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных.

Литература:

Учебные пособия по культуре речи (соответствующие разделы)

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980 (любое другое издание).

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.

Практическая часть:

1. Установите род существительных, вставьте соответствующее окончание. При необходимости определите лексическое значение и ударение слов.

Вульгарн… арго, рискован…. антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… кашпо, ярк… индиго, юн… кабальеро, забавн… гризли, миловидн…. шимпанзе, крошечн… колибри, бескрыл…киви-киви, остроумн… конферансье, маленьк…. кули, прохладн… мацони, уважаем…. кюре, сочн… манго, молод…марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен…. ранчо, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен…. эмбарго, нов… импрессарио, заморск… кольраби, популярн… регби, типичн…. инженю, таинствен… зеро, истин… денди.

2. Установите род, что является показателем рода данных аббревиатур. Определите значение данных слов: ООН, ТЭЦ, ЗАГС, МХАТ, ФСБ, ГУЛАГ, ОМОН, МГУ, ВАЗ, АТС, «АиФ», КамАЗ, вуз

3. Образуйте формы Им. п. мн.ч., укажите возможные падежные варианты, дайте стилистическую характеристику, поставьте ударение.

Бульдозер, буфер, бухгалтер, вексель, джемпер, доктор, жемчуг, катер, клевер, колокол, конвейер, конструктор, контейнер, корректор, месяц, мичман, отпуск, полюс, порт, редактор, свитер, сектор, стог, сторож, сорт, табель, терем, фельдшер, череп, шприц, шрифт, штурман, штаб.

4. Образуйте форму Им. п. мн.ч. существительного «лагерь». От чего зависит выбор варианта окончания (-И / -Я)? Составьте с образованной формой словосочетания, используя следующие слова: детские, демократы, оздоровительные, военнопленные.

5. Определите начальную форму данных ниже слов. Употребите существительные, называющие предметы одежды и обуви в форме Род. пад. мн.ч., укажите случаи вариантных окончаний (если они есть): бутсы, кеды, манжеты, носки, гольфы, гетры, чулки, погоны, сапоги, туфли, валенки, шорты, ремешки, джинсы, сандалии, тапки.

6. Образуйте формы родительного падежа множественного чиста от существительных, выделите окончание: а) грузины, туркмены, осетины, буряты, болгары, казахи, башкиры, якуты; б) вольты, микроны, граммы, гектары, килограммы, в) мандарины, абрикосы, яблоки, помидоры



Исторический факультет, 1 курс

Задание № 2

Орфоэпические нормы русского языка

Теоретическая часть:

1. Понятие о норме и варианте нормы.

2. Орфоэпия. Правила произношения гласных и согласных звуков в русском литературном языке. Произношение сочетаний согласных (ЧН, ЧТ). Произношение согласных в иноязычных словах.

3. Ударение в русском языке. Нормы ударения.

Литература:

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980 (любое другое издание).

Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р.И. Аванесова. – М., 2000. С. 642-682.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С.23-33, 71-110, 111-124.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 1995. – С.18 и далее (орфоэпический словарь).

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – (раздел «Трудности произношения»)

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – Орфоэпия, норма, вариант нормы, ударение.

Практическая часть:

1. Произнесите правильно слова (обратите внимание на употребление чт, чн, а также произношение твердых или мягких согласных перед е).

Беспорядочный, молочный, подсвечник, селедочница, девичник, прачечная, ячневая (каша), перечница, спичечный, Вера Саввична, гречневая (крупа), непорядочный, булочная, скучно, нарочно, к шапочному разбору, конечно.

Адекватный, бандероль, генезис, деликатес, декадент, кредо, критерий, идентичный, патетика, претензия, протекция, сервис, синтез, стратегия, тезис, террор, термин, фанера, форель, шедевр, энергия, экспресс, эстет, аннексия, бестселлер, бижутерия, берет, вендетта, демос, декольте, дебил, дедукция, дезодорант, декор, деградация, компетенция, прецедентный, скомпрометировать, компьютер, неофашизм, нейрохирургия, пресса, продюсер, реле, сессия, стресс, тенор, теология, шинель, эпидемия, корректный, коттедж.

2. Произнесите правильно иноязычные, книжные и устаревшие слова.

а) Акрополь, вальдшнеп, догмат, гала-концерт, гуру, жалюзи, несессер, омнибус, бунгало, паблисити, пиала, раджа, туника факсимиле, фетиш, табу.

б) Благостыня, Евангелие, тайная вечеря, епитимья, жерло, изыск, инокиня, искони, искус, испокон веков, мытарь, мытарство, отроковица, просвира, явленная икона, благовест, всенощная.

3. Правильно поставьте ударение в словах. Укажите случаи вариантного произношения. Охарактеризуйте вариант (равнозначный, допустимый, устаревший).

Петля, простыня, свекла, силос, удить рыбу, цемент, алфавит, квартал, договор, столяр, агент, арест, астроном, атлас, замок, два гуся, автозаводский, аналог, иначе, одновременный, мельком, апостроф, асбест, баржа, без умолку, балованный ребенок баловать, бинт - бинта, бант - банта, не в деньгах счастье, водопровод, экзотические блюда, бряцать оружием, арахис, диспансер, досуг, дояр, дремота, творог, завидно, закупорить, запломбированный зуб, зубчатый, иконопись, искра, каучук, коклюш, крюки, ломота, нефтепровод, опошлить, оптовый, осведомить, принудить, ломоть, пуловер, рефлексия, сироты, у скольких из нас, танцовщица, торги, тошнота, туфля, пара туфель, умерший, оплачено, щавель, эксперт, пиццерия, пурпурный, тефтели.

4. Выберите правильный вариант из пары слов: безнадёжный – безнадежный, блеклый – блёклый, остриё – острие, опёка – опека, жёлчь – желчь, афёра – афера.

5. Прочитайте правильно предложения, обращая внимание на произношение прилагательных и глаголов (проверьте постановку ударения по орфоэпическому словарю).

Экспертная группа приступила к работе. Мне не выиграть без козырного пикового ту за. Я купил джинсовый костюм. Ваши выводы верны. Наша деревня – красивейшее место на всем белом свете. Вы слишком веселы и бойки сегодня. Его доводы просты и ясны, потому что верны, а твои слишком общи. Некоторые люди грубы и вздорны. Мне горьки твои упреки. Ты сможешь подбодрить друга и облегчить его страдания. Нельзя так баловать сына. Необходимо срочно запломбировать этот зуб. Жюри решило премировать всех участников конкурса. Если варенье не проварить, оно может засахариться или заплесневеть Он может опошлить любые отношения. Вы не могли бы поперчить суп? Трубы совсем заржавели. Кошка драла обои. Он прожил здесь полгода, она прожила год. Монографию отдали рецензенту. Вы своевременно подняли этот вопрос. Он дожил до 100 лет. В президиум передали записку. Он еле волочит ноги.

Исторический факультет, 1 курс

Задание № 1

Наши рекомендации