Тема 12: Социокультурные практики
ИСКУССТВО— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
(Источник:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO.html)
ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki)
ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение. (Лит.: Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993,[c.15])
КУЛЬТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- понятие, широко распространенное в социологии культуры и культурологии. Это понятие отражает как специфику существования культурных ценностей в современных обществах, так и специфику культурного творчества.
В современных обществах сложилась обширная сеть специализированных культурных учреждений и организаций, занимающихся хранением, распространением и производством культурных объектов - идей, образов, символов, материальных "культурных артефактов". Это музеи, библиотеки, театры, художественные студии, выставочные залы, киностудии, СМИ и т.д. (Источник:http://www.poznovatelno.ru/slovar/90.html)
Тема 13: Механизм формирования культурного базиса личности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ— система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. (Источник: http://www.ref.by/slovari/filosof/651.html)
ЭТИКЕТ(франц. étiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении — форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.( Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki)
ЛИЧНОСТЬ – «человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. [с.88]).
ЛИЧНОСТЬ – это неповторимое для каждого человека сочетание антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт; находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией его жизни. Это взятые в единстве соматическая структура, эмоциональность, тип нервной системы, познавательные способности, воля, одаренность, характер, культура, потребности, мировоззрение. И все это вместе, проявляющееся в переживаниях, суждениях, поведении, поступках, действиях.(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.223])
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание. (Источник: http://slovari.yandex.ru)
ИНДИВИД –конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного. (М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.223])
ИНДИВИДУУМ -(лат. – нерасчленимое) особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека (см. Видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной. «Применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует определенное отношение между единством целого и множеством частей, где части делают необходимой определенную замкнутую форму целого или цель целого делает необходимым определенное объединение частей и где поэтому единство не является произвольным и случайным» (Зигварт
, Логика, 1909, т. II, [с. 224])Тема 13: СКД в процессах межкультурного диалога и полилога
КОММУНИКАЦИЯ [communication] — 1. Процесс обмена информацией в системе.2. Термином “К.” определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации. (Источник: http://slovari.yandex.ru)
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ— процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. (Источник: http://www.ref.by/slovari/filosof/613.html)
ДИАЛОГ КУЛЬТУР — понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. В философских трудах В. С. Библера понятие диалога культур выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун 21 в. (Источник: http://slovari.yandex.ru)
ДИАЛОГ КУЛЬТУР – совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Д.К. - одна из наиболее значимых для культурной динамики форм культурной коммуникации. В процессе Д.К. происходят изменения культурных паттернов - форм социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается принципиальное отличие Д.К. от простых форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон. (Источник: http://mirslovarei.com/content_soc/DIALOG-KULTUR-11504.html)
ПОЛИЛОГ— разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников. В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki)
АККУЛЬТУРАЦИЯ -(лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции. (Лит.: «Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998[c.109])
Тема 14: Применение теории СКД в профессиональной деятельности менеджера СКД
ТЕОРИЯ— система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. (Источник: http://www.ref.by/slovari/filosof/1083.html)
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт “массового общества”. (Источник: http://www.ref.by/slovari/filosof/614.html)
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - (GLOBALIZATION) Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему. (Лит.: Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г,[c.156])
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - (лат. globus — шар) — процесс расширения взаимосвязи и взаимовлияния различных стран и народов, снятие многочисленных барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Глобализация — это процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформизации мира во всех областях и появлению социальных связей в наднацио-нальном масштабе.(Лит.: Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь-справочник,2004,[c.60])
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
(Источник: http://slovari.yandex.ru)
Тема 15:Типы культурных учреждений( традиционные и инновационные)
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki)
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА – культурно-просветительное учреждение, к которому относятся клуб, дом культуры, дома творческих работников, дом учителя, центры досуга, автоклубы, плавучие культбазы и т.п., организующее досуг населения, деятельность коллективов самодеятельного народного творчества и других клубных формирований. Статистическая отчетность включает показатели: материально–техническая база, число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них, численность работников и их образовательный уровень. Отчетность разрабатывается по территории и ведомственной принадлежности. (Лит.: М. Перова, Е. Перов. Словарь терминов по социальной статистике,1989,[c.98])
БИБЛИОТЕКА– культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. (Лит.: Пащенко Ф. Н., Архитектура и строительство библиотечных зданий, М., 1941: его же, О новых путях организации и оборудования книгохранилищ, в сборнике: Библиотеки СССР, в. 12, М., 1959, [с.234])
КЛУБ (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников. Существуют и виртуальные клубы.( Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki)
МУЗЕЙ– научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские); по профильным группам и типам: исторические, художественные, литературные, естественнонаучные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и др. Статистическая отчетность содержит показатели: число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, изделия прикладного искусства, документы, драгметаллы и др.); число экспонатов в экспозициях, показатели научно-просветительной работы, количество выставок, число посетителей, показатели кадрового состава работников музея, зонирование музейных площадей, поступление и использование финансовых средств. Сводные итоги разрабатываются по территории, ведомственной принадлежности, профильным группам и типам музеев. (Лит.: М. Перова, Е. Перов. Словарь терминов по социальной статистике,[c.204] )
МУЗЕЙ — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki)
Тема 16: Особенности инкультурации и социализации различных групп населения: технологический аспект
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.
Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.(М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.215])
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ— процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. (Лит.: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие - М.: РГГУ, 2000,[c.37])
СОЦИАЛИЗАЦИЯ— процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. (Лит.: Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004.[c.202])
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций. (М.А.Ариарский, «Прикладная культурология» , СПб, 2001г. [с.215])