Технологические особенности древесины
Глава 2. ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Иконы в технике яичной темперы в России писали, как правило, на деревянных досках значительной толщины (3—4 см). Почти всегда на эти доски наклеивалась ткань — паволока. Известны иконы XV века и более поздние, написанные на холстах, покрытых с обеих сторон толстым слоем белого грунта. С XVIII века, когда традиционная яичная темпера начинает постепенно вытесняться масляной живописью, иконные изображения иногда стали писать на грунтованных холстах, натянутых на деревянные подрамники, и даже на медных листах (в начале XX века медь иногда заменяли цинком).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВЕСИНЫ
Древесину как достаточно твердую и прочную основу, покрытую грунтом, начали использовать в живописи с древнейших времен и широко пользуются ею поныне.
Древесина— сложная ткань древесных и травянистых растений. Она составляет основную массу ствола, корней и ветвей древесных растений. Основу ее структуры составляют волокна (точнее, их стенки). Волокна состоят главным образом из целлюлозы — вещества, нерастворимого в воде, стойкого к воздействию спиртов, эфиров и нейтральных органических растворителей. Деревья различных видов имеют разную структуру клеток, строение которых распознают с помощью микроскопа, когда необходимо определить вид волокна или породу древесины.
Волокна древесины гигроскопичны. Повышение содержания влаги вызывает набухание, а понижение — усушку.
Физико-механические свойства заготовок из древесины зависят от того, как сделан разрез (распил). Различают три вида разреза древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный.
Радиальный разрез— это продольный разрез, при котором плоскость сечения проходит через центр ствола, вдоль волокон древесины.
Тангенциальный разрез— это разрез, плоскость сечения которого проходит на некотором расстоянии от центра ствола вдоль волокон древесины.
Поперечный,или торцевой, разрезимеет плоскость сечения, перпендикулярную продольной оси ствола и идущую попрек волокон древесины.
Из всех физических свойств древесины для сохранения живописи решающее значение имеет отношение древесины к влаге. От влажности, водопоглощения, водопроницаемости, разбухания, усушки доски зависят деформации (коробления и растрескивания).
По степени содержания влаги в древесине различают следующие четыре состояния:
комнатно-сухая древесина (8—12% влажности),
воздушно-сухая древесина (12—18% влажности),
полусухая древесина (18—23% влажности),
сырая древесина (свыше 23% влажности).
Повышенная влажность древесины (25—60%) при плюсовой температуре (10—30°) создает благоприятные условия для развития биологических разрушителей — гнилостных бактерий, микро-(плесневых) и макрогрибов, насекомых-точильщиков.
Древесина является анизотропным материалом1. Анизотропное строение древесины обусловливает различие ее свойств вдоль и поперек волокон, что особенно заметно при влагообмене. Например, через торцевой срез доски влага вбирается и испаряется в 20—30 раз интенсивнее, чем через боковые ее стороны. Неравномерное набухание и усушка вызывают коробление, растрескивание доски, что нарушает сохранность живописи.
Потеря влаги ведет за собой усушку древесины (сокращение объема), что часто приводит к короблению доски и к ее продольному растрескиванию. Это явление усиливается тем, что одна сторона иконы защищена слоями паволоки, левкаса, красок и защитных пленок, а другая — открыта.
Движение влаги вдоль древесных волокон идет с различной скоростью, поэтому ее распределение в процессе высыхания или увлажнения доски всегда неравномерно. Удаление влаги, то есть высыхание доски, прекращается только тогда, когда влажность древесины будет соответствовать температуре и влажности окружающего воздуха и когда влага внутри древесины распределится равномерно. Такое состояние называется равновесной, или устойчивой, влажностью. Чтобы обеспечить стабильное хранение произведений живописи, выполненных на досках, необходимо поддерживать в помещениях музеев и памятников архитектуры постоянную температуру и влажность.
Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.