Значение первобытной культуры для человечества

ТЕМА 2. Первобытная культура и ее специфика

План:

1. Значение первобытной культуры для человечества.

2. Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез.

3. Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм.

4. Виды поселений и погребений.

5. Ранние формы верований.

Терминология:

Палеолит, мезолит, неолит, антропогенез, социогенез, синкретизм, этнонография, террамары, кромлех, Стоунхендж, табу, тотемизм, магия, анимизм, фетишизм.

Персоналии:

Л. Морган, Ф. Боас, К. Ясперс.

Значение первобытной культуры для человечества

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, кт жил 20000 лет тому назад. Но знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений).

Нет окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри органических площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий явл-ся существенным фактором в превращении человека в человека. Ясперс сказал об этом так: «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество чел-ка. Только тогда, когда м/у первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появл-ся оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деят-ти и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа чел-ка. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Первобытная культура – это такая организация формы жизни людей, кт соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений чел-ка и природы. (2 таблица)

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технологии. В первобытном общ-ве: чоппер (галька, обработанная с одной стороны) претерпевал незначительные изменения на протяжении сотен поколений.

В современном мире: при жизни одного поколения происходит смена нескольких видов орудий, техники и технологий, т.е. смена орудий опережает смену поколений людей.

Первобытное состояние общ-ва было самым длительным в истории человечества. Его нижняя граница – 2 млн лет назад, верхняя – ор. 5 тыс. лет до н.э. первые цивилизации возникли в Азии и Африке 4-3 тыс. лет до н.э., на территории совр. Европы – в 1 тыс. до н.э., Американского континента – в 1 тыс. н.э. научные данные подтверждают то, что в начале развитие человечества шло медленными темпами, затем прогресс человечества убыстрился, причем во всех сферах жизнедеятельности.

Периодизация развития первобытной культуры до сих пор вызывает споры ученых. Поэтому деление на периоды условно.

Наши рекомендации