Русская живопись начала ХХ в.: общая характеристика, творчество одного из мастеров. Мастера русского авангарда (К. С. Малевич, В. В. Кандинский, Д. Бурлюк и др.).
Авангардные направления в русском искусстве 1910-1920 годов формировались на основе отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого, в атмосфере горячей полемики. Возникло множество группировок и индивидуальных творческих концепций. В искусстве соседствовали кубизм и футуризм, неопримитивизм, поздние варианты символизма и неоимпрессионизма, первые пробы беспредметности и неоклассическое направление. В спорах и взаимном отрицании рождался феномен "русского авангарда". Формальные открытия К.С. Малевича, В.В. Кандинского, В.Е. Татлина стали важным вкладом России в мировой культурный процесс.
В
Творчество К.С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства — знаменитого супрематизма.
Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев—Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.
Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ).
Творчество В.В Кандинскогозанимает особое место в истории не только русского, но и мировогс искусства. Наследие художника принадлежит в равной степени к русской и немецкой художественной школе Его считают родоначальником абстракции в изобразительном искусстве, Кандинский родился в семье коммерсанта.
После революции 1917 года Кандинский, как и многие деятели искусства, занимался преобразованиями в области культуры. В январе 1918 года он вошел в коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде. В 1920 году Кандинский стал директором Института художественной культуры (Инхук) в Москве, разработал его программу и руководил секцией монументального искусства, но вскоре оставил институт из-за внутренних разногласий. В 1920 он был избран профессором Московского университета, а в 1921 — вице-президентом Российской Академии художественных наук, где возглавлял физико-психологическое отделение. В том же году на заседании научно-художественной комиссии при Государственном художественном комитете Кандинский изложил свою теорию живописи. Он выделил основные положения живописного изображения, которые следует изучать. Это форма, цвет, в который входят колорит и тональная гармония, свет, с Помощью которого решается проблема светотеневого построения, глубина, основанная на оптических законах. Глубина проявляется в соотношениях живописных деталей. Следующими положениями стали пространство и материал, то есть живописная фактура. Под ней Кандинский подразумевал способ обработки живописной поверхности. В собственном творчестве он пользовался сложной многослойной техникой письма и никогда не отказывался от законов сочетания цветов. Так, в картине «ИМПРОВИЗАЦИЯ № 7» художник соблюдал чередование теплых и холодных тонов, например красного с зеленым и голубым.
В конце 1921 года по заданию Академии Кандинский уехал в Берлин для установления культурных связей с зарубежьем и не вернулся из командировки. В Германии он по приглашению известного немецкого архитектора В. Гропиуса стал преподавать в учебном центре Баухауз, где вел класс аналитического рисунка и мастерскую стенной живописи. Художник продолжал заниматься беспредметным искусством («В черном квадрате», 1923: «Несколько кругов», 1926). В 1926 году он опубликовал в Мюнхене книгу «Точка и линия на плоскости». В 1928 Кандинский принял немецкое гражданство. После прихода к власти нацистов в 1932-м была закрыта школа Баухауз в Дессау. В 1933 Кандинский переехал во Францию и в 1939 принял французское гражданство.
Д.Д. Бурлюк стал одним из основоположников и теоретиков русского футуризма и кубофутуризма.
Начинающий художник писал портреты и пейзажи, от позднеакадемической манеры перешел к импрессионизму.
С 1906 он участвовал в различных творческих объединениях: харьковском Кружке местных художников, Союзе русских художников в Петербурге, Товариществе южнорусских художников в Одессе, Товариществе передвижных художественных выставок в Петербурге и др. В 1911 Бурлюк поступил в МУЖВЗ в Москве, где продолжил свое художественное образование. Учился он в натурном классе у Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова. Однако в 1914 его вместе с В.В. Маяковским исключили из МУЖВЗ за пропаганду футуризма. В 1900—1910-е Бурлюк стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда вместе с М.Ф. Ларионовым, А.В. Лентуловым, А.А. Экстер, Н.И. Кульбиным и В.В. Маяковским. Он участвовал в устройстве первых авангардных выставок, экспонировал свои работы в «Салоне Маковского» (1909), на выставках «Венок-Стефанос» (1910), «Союза молодежи» в Петербурге (1910, 1911, 1913) и в Риге (1910), «Бубнового валета» (1910, 1912, 1913), на «Выставке левых течений» (1915) и выставках «Мира искусства» (1915), а также на выставках «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и на Первом немецком осеннем салоне в Берлине (1913), в Салоне независимых в Париже (1914).
Бурлюк много экспериментировал в поисках своей живописной манеры, обращался к новейшим стилевым направлениям и художественным приемам. В его работах можно отметить черты русского сезаннизма, постимпрессионизма. По оценкам современников (прежде всего, М.В. Матюшина), произведения Бурлюка были «смелыми и оригинальными», декоративно упрощенными и объемно-весомыми, насыщенными по цвету. В живописи художника можно наблюдать сложный процесс движения от сезаннизма к кубизму и футуризму. Бурлюк стал вдохновителем и организатором художественного объединения «Бубновый валет», члены которого выступали яростными противниками стилизма «Мира искусства» и утонченного психологизма «Голубой розы». Они призывали к полнозвучию цвета, устойчивости зрительного образа, к конструктивной ломке картинного построения, утверждали предметность, весомость в картине. В их живописи главенствующую роль играл натюрморт. У Бурлюка любовь к натюрморту сохранилась на протяжении всей его творческой жизни. В 1910 году вместе с братьями, живописцем Владимиром и поэтом Николаем, а также при участии Каменского, Крученых и Хлебникова он создал литературно-художественную группу «Будетляне», выступавшую против канонов символизма. В 1912 Бурлюк издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший манифест под тем же названием за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского, в котором в эпатирующей форме провозглашался отказ от классических традиций в искусстве и литературе. Бурлюк участвовал в выпуске различных футуристических сборников, статей, иллюстрировал книги стихов Хлебникова, Маяковского, Каменского. В 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым он организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». И в том же году вместе с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов.
В 1915 Бурлюк с семьей поселился в Башкирии близ Уфы. Башкирский период жизни и творчества охватывает 1915— 1917 года и частично 1918-ый. За два года художник написал более 200 картин, свои работы он показывал на выставках. В январе 1918 Бурлюк в последний раз участвовал в выставке «Бубнового валета» в Москве с картиной «ОПОЗДАВШИЙ АНГЕЛ МИРА». В эти же годы он создал картины «ОЖИВШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «КАЗНЬ РУССКОЙ МАРИИ АНТУАНЕТТЫ», писал также кубо-футуристические картины. Из них сохранилась и находится в Уфе в Башкирском художественном музее работа «КАЗАК МАМАЙ» (1916). В настоящее время в Уфе собрана самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка: всего 50 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, кубо-футуристические композиции, датированные временем пребывания художника в Башкирии. Стилистическая неоднородность, наблюдающаяся в работах башкирского периода, в целом является характерной особенностью творческого метода художника. Однако неизменно в его работах присутствуют темперамент, увлеченность, цветовая насыщенность. В его творчестве соединились, противоборствуя и примиряясь, различные течения XX в.: реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и неопримитивизм. Проживая в Башкирии, Бурлюк не оставлял своей пропагандистской деятельности, разъезжал но городам России. В 1917 в Москве он участвовал в оформлении «Кафе поэтов», в организации «Елки футуристов» в Политехническом музее. В 1918-м Бурлюк с Маяковским и Каменским издал оставшийся единственным номер «Газеты футуристов» с «Декретом №1 о демократизации искусства». В 1919 он ездил по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, пропагандировал «левое» искусство. В 1920 Бурлюк выехал из Дальневосточной республики в Японию, а в 1922 переехал с семьей в Америку и поселился в Нью-Йорке. В дальнейшем в своих работах он обращался к революционной тематике, сотрудничал в коммунистических изданиях. В 1920-1930-е Бурлюк исполнил портреты В.И. Ленина, Н.К. Рериха, В.Б. Маяковского, СМ. Эйзенштейна, написал символические картины «ДЕМОНЫ» (1925), «ПРИХОД МЕХАНИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» (1927), «ВРЕМЯ И ПОТОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (1930), «ЛЕНИН И ТОЛСТОЙ» (1930) и др. В 1923 он провел персональную выставку в нью-йоркском Центре искусств, участвовал также в выставках русского искусства и других групповых выставках. Совместно с женой им было создано «Издательство М.Н. Бурлюк», под маркой которого вышли проза, стихи, публицистика и мемуары художника, Здесь же был издан теоретический труд «Энтелехизм» (1930), и котором Бурлюк провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком к литературе». В период с 1930 по 1967 он издавал журнал «Color and Rhyme». Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, привнося в них элементы гротеска. Его работы отличались декоративной выразительностью, художник использовал интенсивную цветовую гамму. Бурлюк ежегодно проводил персональные выставки, а и 1950-е открыл собственную галерею. В 1956 и 1965 Бурлюк посетил СССР. В 1965 в Ленинграде в ГРМ была открыта ретроспективная выставка его произведений. Работы художника представлены в Музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях России, в том числе в ГТГ, ГРМ и Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.