Материалы для педагогической энциклопедии

Болотова Юлия Геннадьевна,

кандидат культурологии,

доцент кафедры культурологии БГУКИ

«Чем богаче определяемый предмет, тем более разнообразными могут быть определения его различных сторон»

И.В.Ф.Гегель

КУЛЬТУРА (КУЛЬТУРА) (лат. colo - обрабатывать, возделывать, разводить, обитать, охранять; cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – высокий уровень качественного развития общества, творческих сил и способностей индивида, нашедший выражение в специфически человеческих способах и формах организации жизнедеятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. Одна из универсальных категорий современного сознания.

Слово «К.» впервые встречается в тр. М.П.Катона «О земледелии» в значении - «cultura agri», т.е. «возделывание поля», и лишь благодаря М.Т.Цицерону К. стала восприниматься как «cultura animi», т.е. «возделывание души». Однако, вплоть до эпохи Просвещения слово «К.» использовалось как метафора. Теоретическое содержание слово «К.» приобретает в трудах С.Пуфендорфа, И.К.Аделунги, И.Г.Гердера и др. В России слово «К.» распространилось на столетие позднее, чем в Западной Европе. Первое научное определение К. было дано в 1871г. Э.Б.Тайлором в кн. «Первобытная культура». В настоящее время насчитывается 500 определений понятия «К.».

Слово «К.» является одним из самых употребляемых в лексиконе. Чаще всего оно используется в значениях «приспособление к природным условиям и пересоздание природы», «продукт жизнедеятельности людей», «социальная память человечества, его традиции», «поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символов», «правила, организующие определенный образ жизни людей», «способ передачи небиологической информации путем образования и воспитания».

ХХ-ХХІвв. впервые в истории, возможно, станут эпохой доминирования «логики культуры» (В.С.Библер). На современном этапе принято говорить не столько о К., сколько о множестве К. Ряд ученых выступили с предложением создать науку о К. (Г.Риккерт, А.А.Белый, Л.Э.Уайт). Рождение культурологии принято связывать с выходом в свет кн. Л.Э.Уайта «Наука о культуре» (1949г.).

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (АБ’ЕКТ КУЛЬТУРЫ) (лат. objacio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелат. objectum – предмет + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – область познания и деятельности субъекта культуры; продукт реализации творческой активности субъекта.

О.К. является все содержание культуры и проживание этого содержания субъектом. В результате познания О.К. субъектом культуры в последней формируются новые знания, а также эмоционально-ценностные критерии и оценки. О.К. чрезвычайно сложен. Основными О.К. являются природа, человек, общество. Из перечисленных О.К. человек представляется сложнейшим, поскольку одновременно является и субъектом культуры. Противопоставление объекта субъекту в данном случае относительно. О.К. и субъект культуры диалектически взаимосвязаны и представляют в своем единстве систему созидательной деятельности людей.

Раскрытие содержания О.К. предполагает ответ на вопросы «что такое культура?», «что имеется в виду, когда говорится о ее высоком или низком уровне развития?», «чем определяется развитие культуры?».

Культуру следует рассматривать как целостное и органичное явление. С современной т.з. она представляет собой открытую нелинейную динамичную и саморазвивающуюся систему. В широком смысле культура включает в себя все утвердившиеся в обществе формы жизнедеятельности, а в узком смысле ее границы совпадают с границами сферы духовного творчества. Сторонниками данного подхода для характеристики негативных общественных явлений используется понятие «антикультура», а культура – это то, что содействует развитию, а не деградации человечества. Культура объективирует себя в различных механизмах, сооружениях, знаниях, умениях, навыках и механизмах их трансляции, мировоззрении, видах и отраслях труда, способах и формах общения, нормах морали и права, произведениях искусства, системе знаков и символов.

В современных условиях происходит трансформация О.К. и формирование глобального культурного пространства как поликультурного континуума.


СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (СУБ’ЕКТ КУЛЬТУРЫ) (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – человек, познающий мир культуры и воздействующий на него своей практической жизнедеятельностью; физические и юридические лица, участвующие в культурной деятельности.

К настоящему времени утвердилось т.н. субъективное материалистическое мировоззрение, признающее активную роль С.К. в процессе познания и преобразования действительности. В ходе культурно-исторического процесса С.К. осуществляет свободную, специальную, целесообразную и производительную деятельность по изменению окружающего мира.

Принято считать, что человек является одновременно и творением, и творцом культуры. Сущность описанных процессов передают поэтические строки:

…Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Своеобразие человека как культурного существа требует противопоставления его миру природы, понимаемому как некультурное пространство. Культура – это все то, что создано человеком, его трудом, разумом, творческой энергией, наделено в той или иной степени и форме культурным содержанием и является частью культурного производства. Культура возникает и функционирует как специфически человеческий способ и универсальная характеристика актов и результатов жизнедеятельности людей, их исключительная собственность. Нет общества, народа, социальной группы, лишенных культуры - поведение людей так или иначе задано культурой. При этом она рассматривается как главный смысл и ценность человеческого существования. Культура открывает путь к освоению многовекового человеческого опыта для формирования жизненной стратегии каждого индивида. На рефлексивной глубине самопознания и поисков предельных оснований себя человек «дорастает» до идеального мира культуры и начинает использовать сокровища мировой культуры как форму самодетерминации собственной жизни, сознания и мышления.


ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ (АБ’ЕКТЫ КУЛЬТУРЫ) (лат. objacio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелат. objectum – предмет + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) – материальные и духовные, движимые и недвижимые, исторические и современные продукты познания и деятельности субъекта в области культуры.

Понятие “О.К.” следует отличать от ряда близких по смыслу или родственных понятий. Например, понятие “О.К.” шире, чем понятие “организации культуры” и “учреждения культуры”. В отечественных научных источниках понятие “О.К.” к настоящему времени, не смотря на очевидность его обыденной интерпретации, практически не разработано. Однако нормативно-правовые документы государств СНГ уверенно оперируют понятиями «О.К.» и «объекты культурного наследия».

Понятие «О.К.» наиболее детально рассмотрено в Модельном законе «О культуре» Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (2004 г.).К объектам материальной культуры отнесены имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения и предметы, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Под объектами духовной культуры понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, произведения литературы, искусства и народного художественного творчества.

В особо охраняемую категорию О.К. на территории СНГ выделены «историко-культурные ценности» и «культурное наследие». На практике в Список историко-культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены 3 объекта мирового культурного наследия и 1 природный объект, находящиеся на территории РБ. В настоящее время в РБ реконструируется около 400 объектов культурного наследия национального и местного значения.

Понятие «О.К.» упоминается также в тексте законов РБ «О культуре»(2004г.), «Об охране историко-культурного наследия РБ»(2006г.).

Наши рекомендации