Ведическая культура Древней Индии

Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры.

На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно развилось благодаря появившимся орудиям труда.

У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите).Эти произведения, названные ведами,дали название всей культуре индоариев.

До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием. Такие ритуальные комментарии назывались брахманами.Впоследствии брахманамистали называть высшую касту в Индии.

Первоначальное многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению – брахманизмусогласно которому творцом вселенной является Брахма,появившийся из золотого яйца, расколотого силой его мысли. Согласно брахманизму все зависит от кармычеловека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и деяний человека.

Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовладельческой державой. Главной религией, базирующейся на брахманизме, становится джайнизм,который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель).Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы.

Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм,т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одиночеству, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джайнизма – нирваны.

Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, также ставшая поперек брахманизму. Этой религией, ставшей впоследствии мировой, является буддизм.Ее основатель – Сиддхаргха Гаутама (примерно 560–480 гг. до н. э.).

В центре буддизма стоят «четыре благородных истины»:

1) жизнь есть страдание;

2) причина страдания – стремление к наслаждению;

3) чтобы прекратить страдания, необходимо уничтожить желания;

4) ведение восьмеричного пути, т. е. срединного пути между двумя религиями: брахманизмом и джайнизмом.

Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев. Появились первые грамматики санскритского языка.

Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сыновья Ашокане раздробили все государство и династии не пришел конец.

Кушано-Гуптская эпоха

Культура династии Кушанов вв. н. э.) характеризуется наличием двух школ искусств:

1) гандхарской(с ее антропоморфным изображением Будды);

2) матхурской(основное направление – светская скульптура).

В четвертом веке нашей эры Кушанская держава распалась и уступила место державе Гуптов, явившейся последней рабовладельческой державой на данной территории.

Период правления Гуптов знаменателен расцветом материальной культуры. Так, заметно развились земледелие, различные ремесла (изготовление украшений, оружия), распространилось шелководство, стали появляться тончайшие ткани из шелка и хлопка, высокого уровня достигла металлургия.

Помимо этого, успехов добились изобразительное искусство и архитектура. Наиболее распространенными сооружениями были здания из камня, пещерные храмы с множеством скульптур, росписей на стенах, резьбой. Изобразительное искусство чаще всего использует сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, а также великолепные узоры, изображения природы и быта.

Изменения во власти повлекли за собой и изменения в религиозных воззрениях. Если при династии Кушанов главной религией по-прежнему был буддизм (но Будда теперь не просто учитель, он божество), то после краха Кушанской династии завершился и расцвет буддизма, который постепенно уступил место индуизму.Главным толчком к принятию новой веры послужил прежде всего социальный строй, который сформировался при Гуптах. Речь идет о сложившемся в результате социального неравенства кастовом строе.Касты представляли собой группы людей, которых объединяли одинаковые социальные функции, которые они выполняли, их профессии и т. п. И именно новая религия (индуизм) признавала наличие таких каст.

Главная черта индуизма – почитание триады богов, к которой относились:

1) Брахма – бог-творец. По мнению индусов, он являлся создателем Вселенной;

2) Вишну – бог-охранитель, хранитель мирового порядка;

3) Шива – бог-разрушитель, «хозяин животных». Он представлялся индусам воплощением космической энергии.

Но несмотря на огромное значение религии в жизни людей, огромную роль играли научные познания. Большое развитие получила астрономия. Именно древнеиндийские астрономы стали делить год на двенадцать месяцев, в каждом из которых было по тридцать дней. Впервые стали появляться теории о шарообразности Земли и о ее вращении вокруг собственной оси.

Помимо астрономии, заметных успехов достигла и математика. Еще во времена хараппской культуры была сформулирована десятичная система счисления, которой люди пользуются и по сей день. Выделились такие науки, как алгебра, тригонометрия и геометрия.

Религия древнеиндийского народа повлияла на развитие таких наук, как медицина и химия.

Культура Древнего Китая

Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и неповторимость.

Даосизм,возникший в VI–V вв. до н. э., был основан китайским мудрецом Лаоцзы.Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма – дао.Дао имело огромное число значений, прежде всего – это духовное начало, источник всего сущего на земле. Именно дао, по мнению Лаоцзы, подчинены все законы в природе, потому что дао и есть главный единый закон.

Учения Лаоцзы и его последователей сформировались в так называемый философский даосизм,центральным понятием которого было учение о бессмертии.Позже обозначится другое направление даосизма, идущее от философского пути, – религиозный даосизм.В этом учении центральным понятием было абсолютное дао.Согласно этому понятию возвращение к истинному дао видится только через смерть.

Параллельно с даосизмом зародилась еще одна религия – конфуцианство.Основателем этой религии был Кунцзы (Конфуций).Причину многих бед на земле он рассматривал как следствие нравственного упадка людей. Конфуций призывал людей к гуманности, послушанию, почитанию старших.

В Древнем Китае формировались гуманитарные науки, поскольку технические дисциплины считались непрестижными. Но все же и остальные науки не стояли на месте.

Большими достижениями охарактеризовалась китайская астрономия, Большой вклад был внесен китайцами в мировую медицину. Именно они стали использовать иглоукалывание и прижигание, создали первые наркотики.

Больших высот достигли письменность и литература Древнего Китая. Интересен тот факт, что именно китайское иероглифическое письмо – единственное существующее и в наши дни.

На развитие письменности и литературы в целом сильно повлияло изготовление бумаги. Изобретателем ее был китайский чиновник Цай Лунь,именно он из древесной коры, конопли и других составляющих в 105 г. н. э. впервые получил бумагу.

Великолепны и значительны памятники древнекитайской литературы. Стоит отметить написанные в первом тысячелетии до новой эры «Книгу песен» и «Книгу перемен».

Развитие китайской художественной керамики дало предпосылку для получения фарфора.

Оригинальность была присуща и древнекитайской архитектуре. Они первыми стали строить многоэтажные здания. Наиболее характерными были здания, которые назывались пагодами.

Самое знаменитое сооружение в Китае – Великая Китайская стенапротяженностью около четырех тысяч километров, построенная силами китайских заключенных в 221–207 гг. до н. э.

Уже во втором тысячелетии до новой эры в Китае существовало более двадцати различных музыкальных инструментов. Стали появляться первые книги, повествующие о музыкальных представлениях китайского народа.

4. Культура древних и средневековых цивилизаций Америки.

5. Античная культура.

. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).

3.1.2. Происхождение греков и римлян.

Небезынтересен вопрос о том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путём. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Позже других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки колонизировали едва ли не всё побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.

Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют мифы и другие источники. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а также в силу внутренних противоречий расколлась на две части, а затем Западную римскую империю завоевали германские племена.

Причины культурного взлёта

Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.

Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;

во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;

в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;

в-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;

в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;

в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;

в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;

в-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созиании большинства населения;

в-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;

в-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного нача по отношению к остальному;

и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.

Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.

6. Средневековая культура Западной Европы

7. Культура Византии.

8. Русская средневековая культура.

В XVII в. не все было гладко в России. Если к этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», то Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но несмотря на это, стали намечаться новые тенденции.

Попытки вывести Россию на более высокий уровень делаются во время правления первого российского императора Петра I Великого (1672–1725).Развиваются внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры.Начинают развиваться новые направления культуры, такие как наука, светская живопись, художественная литература, театр и др.

Поворотным моментом в истории культуры России стало обмирщение культуры,т. е. отклонение от церковных традиций в сторону светской жизни. Этот процесс также называют секуляризацией.

Несмотря на возвращение к традициям, к концу XVII в. а начинают складываться новые архитектурные направления. Одним из наиболее ярких стилей, богатых на украшения и узоры, был стиль московского барокко.

Огромное развитие имела живопись. Здесь появляется новый бытовой жанр, портретная живопись, которая использует приемы иконописи. Такая портретная живопись получила название парсуна.

В XVIII в. большое значение в развитии государства приобретает образование, особенно стоит отметить период правления Петра I, когда образование стало государственной политикой. Появляются школы, в том числе и ряд профессиональных школ (Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и др.), с 1724 г. начинает работать Академия наук, а в 1755 г. при содействии русского ученого мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765)открывается первый Московский университет. Уже к концу XVIII в. в России насчитывается 550 учебных заведений.

Стала развиваться и художественная литература. Крупнейшими ее представителями стали русский поэт, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин (1743–1816),русский писатель-просветитель Денис Иванович Фонвизин (1744/1745-1792),российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766–1826).

В 1702 г. по приказу Петра I был создан первый в России публичный общедоступный театр в Мос– кве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России. Наиболее известным театральным деятелем этого времени был русский писатель Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Он работал в петербургском театре, где ставил пьесы русских мастеров, включая и свои, в качестве актеров выступали кадеты.

9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. 30,31

Итальянское Возрождение

Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250-1330) – автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трастевере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бондоне (1266/ 1267–1337) – его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и создатель итальянского литературного языка Данте Алигьери (1265–1321)(повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245–1310)(церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Пизано (ок. 1220–1278/1284) – ему принадлежит кафедра баптистерия в Пизе.

Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313–1357)и Франческо Петрарка (1304–1374).

В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отметить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичелли (1445–1510).

Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386–1466 гг.).Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульптурной группы.

Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренессанса Филиппо Брунеллески (1377–1446).Он был создателем теории линейной перспективы.

Леонардо да Винчи (1452–1519)был живописцем, архитектором, скульптором, ученым и инженером.

Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафаэль Санти (1483–1520).Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества.

Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Микеланджело Буонарроти (1475–1564).Наиболее известное его художественное произведение – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508–1512 гг.).

В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474–1533),автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписанию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещенных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.

Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился последний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

Северное Возрождение

Больших высот достигла литература Северного Возрождения. В Нидерландах расцвет литературы связан прежде всего с именем Эразма Роттердамского (1469–1536).Наиболее известные произведения этого гуманиста – «Похвала глупости» (1509 г.) и «Домашние беседы». В них он высмеивает многие пороки и призывает людей к свободомыслию и стремлению к знаниям. Во Франции идеи гуманизма в своих литературных произведениях развивали Франсуа Рабле (1494–1553)(его выдающееся произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель де Монтень (1533–1592),утверждавший идеи рационализма в своем основном творении «Опыты».

Огромное влияние на мировую литературу оказало творчество испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547–1616).Особенно стоит отметить его главное произведение – роман «Дон-Кихот». Он является эталонным для гуманистической литературы. Соотечественник Сервантеса, другой испанский писатель Лопе де Вега (1562–1635)благодаря своим произведениям «Собака на сене», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Учитель танцев» и др. остается актуальным и в наши дни. Подняв важные для каждого человека вопросы, он не теряет своей новизны и значимости и сегодня.

И наконец в Англии литература Ренессанса связана с именем выдающегося автора Уильяма Шекспира (1564–1616).Ему принадлежат тридцать семь пьес («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и многие др.), постановки которых и по сей день не сходят с театральных сцен во всем мире. Именно благодаря У. Шекспиру театральное искусство в Англии получило огромное развитие в эпоху Возрождения.

Выдающиеся творцы были не только в литературной среде. Большой толчок получила живопись. Крупными живописцами в Нидерландах были Ян Ван Эйка (ок. 1390–1441) – автор новой на тот момент техники рисования маслом, Хиеронимус (ок. 1460–1516), Франс Халс (1581/1585-1666) – живописец-виртуоз, Питер Брейгель (1525–1569).И пожалуй, наиболее значительные имена в мире живописи – Питер Пауль Рубенс (1577–1640)и Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606–1669).Для работ Рубенса характерна пышность, приподнятость настроения, множество декораций и украшений. Основной темой его работ были религиозные и мифологические сюжеты.

Ренессанс, зародившийся в Италии, имел настолько огромное значение для культуры всего мира, что не мог оставаться на территории одного государства и распространился по всей Западной Европе. В каждой стране Ренессанс имел свои национальные черты, но было и много общего. Во-первых, характерная для Возрождения во всех странах идея гуманизма, которая прослеживается в большинстве произведений искусства. И хотя церковь и пыталась всячески остановить развитие этого нового мышления людей, прибегая подчас к самым крайним мерам, эпоха Возрождения явилась основой для всех дальнейших культур западно– европейских цивилизаций и даже во многом повлияла на культуры стран Востока.

10. Западноевропейская культура Барокко.

11. Культура эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни. В философии наметилось лидерство рационализма,который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк(1632–1704).

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679).Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А что бы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбияили разумным эгоизмом.Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733),а также английский философ и социолог Иеремия Бентам (1748–1832).

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидрои Шарль Луи Монтескье.

Наши рекомендации