Искусство в системе культуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тематика контрольных работ предназначена для студентов заочной формы обучения. Изучение культурологии предусматривает одну форму отчетности (зачет, одна контрольная работа). Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки (например: № 895-ЭП-99 соответствуют № 5 и № 15, выбирается одна из них).

Объем работы – 12 листов ученической тетради. В тематике контрольных работ указаны вопросы плана. Литература к контрольным работам соответствует списку литературы к планам семинарских занятий. Ответы на вопросы плана должны включать знания всей прочитанной и изученной Вами литературы. (Конспекты источников не требуются). Изложение каждого вопроса необходимо выделять в тексте в соответствии с планом контрольной работы. Старайтесь излагать материал логично, ясно, конкретно. Контрольную работу следует писать разборчивым почерком, оставляя поля для замечаний рецензента. В конце работы напишите список использованной литературы. Не забудьте поставить свою подпись и дату выполнения работы.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Культурология как наука.

1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика.

2. Предмет культурологии. Философия культуры и культурная антропология.

3. Структура культурологического знания.

Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.

1. Многообразие подходов к исследованию культуры как отражение многоаспектности и полифункциональности культуры.

2. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

3. Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг).

Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.

1. Естественно-исторический подход в исследовании культуры. Концепция Л. Уайта.

2. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Лотман).

Система культуры в аксиологическом аспекте.

1. Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни. Взаимосвязь ценностей и норм.

2. Классификация и иерархия ценностей.

3. Специализированная и повседневная, элитарная и массовая культуры.

Культура как знаково-символическая система.

1. Язык и его роль в культуре. Понятие культурного кода.

2. Знак и символ. Понятие семиосферы.

3. Символическое поведение человека.

Субъекты культуры.

1. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

2. Личность как субъект культуры.

3. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

Миф и религия в системе культурных ценностей.

1. Миф как исторически первая форма осмысления мира.

2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке.

3. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.

Миф и религия в системе культурных ценностей.

1. Типология религий.

2. Современные мировые религии.

3. Религиозное сознание в культуре XX века.

Мораль как гуманистическое основание культуры.

1. Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов.

2. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.

3. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.

Наука и техника в системе культуры.

1. Наука как вид деятельности и социальный институт.

2. Нетождественность путей развития науки и культуры в целом. Наука и мораль.

3. Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение.

Искусство в системе культуры.

1. Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие и виды искусства.

2. Художественное сознание и его формы: реализм и символизм, классицизм и модернизм.

3. Влияние социальных преобразований, науки и техники на художественное сознание XX века. Добро и красота в сознании современного человека.

Культура и природа.

1. Культура как форма приспособления общества к природе и преобразования ее.

2. Образы природы в истории культурного развития человечества. Природа как ценность культуры.

3. Социокультурная обусловленность современного экологического кризиса. Экологическая культура и пути решения экологической проблемы.

Человек в мире культуры.

1. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы.

2. Личность как ценность и ценностный мир личности. Культура индивида как самосознание и самообразование.

3. Модели культурного человека и их эволюция.

Социодинамика культуры.

1. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь.

2. Типы культурных процессов. Традиции и инновации.

3. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.

Наши рекомендации