Раздел I Мировая кудржвственная культура

испанский книжный рынок. Идеалы рыцарства к на­чалу XVII века давно уже изжили себя. Тем не менее книга Сервантеса стала повествованием о двух нача-. лах человеческой природы — романтическом идеализ-. ме и трезвом практицизме. Сам Сервантес происходил из обедневшего рыцарского рода, долго служил в испанской армии, а затем зарабатывал на жизнь в' интендантской службе. Роман Сервантеса повествует о приключениях рыцаря-идеалиста Дон-Кихота, кото­рый упрямо отстаивает рыцарские ценности в насквозь прагматическом мире. Он закрывает глаза на окру­жающую его реальность, воюет с ветряными мель­ницами. И часто не может выбраться из плена своих иллюзий, а противоречие между реальностью и иде­алом объясняет происками злых сил. Хотя книга за­думывалась автором как развлекательное чтение, она стала для мировой литературы образцом серьезной нравственной литературы.

Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562—1635). Как и его млад­шие современники Тирсо де Молииа (ок. 1583—1648) и Кальдерон де Ла Барка (1600—1681), драматург сво­им поистине необъятным творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой тогда счита­лась любая трехактная пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Веги принадлежат исторические и со­циально-политические драмы, комедии о любви (наи­более известны «Учитель танцев» и «Собака на сене»).

И § В. Барокко______________________

Художественным завершением Позднего Ренес­санса явилось барокко. Его можно считать переход­ным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Прос­вещения. Любое великое движение рано или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных гре­ков и римлян, которое в Раннем Ренессансе служило источником нового, у представителей Позднего Ре­нессанса превратилось в подражание. Древность ι шла каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в имитаторов. Манера трансформировалась в манерность. Скульп-iy|>a, архитектура и живопись эпохи барокко — ло-I пчоское завершение процесса вырождения изящных in-кусств. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью.

! Барокко (ит. Ьагоссо, букв, странный, причудли-

I вый) — одно из главных стилевых направлений в

искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв.

Оно возникло в Италии и распространилось в боль-

I шинстве европейских стран. Воплощая новые пред-

| с.тавлеиия о вечной изменчивости мира, барокко

j тяготеет к эффектным зрелищам, сильным конт-

! растам, совмещению иллюзорного и реального, к

j слиянию искусств (городские и дворцово-пар-

' ковые ансамбли, опера, культовая музыка, орато-

| рия); одновременно — тенденция к автономии от-

; дельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита

j в инструментальной музыке).

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Бор-рпмини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть ι \ожных, обычно криволинейных форм. Благодаря при-чу()ливой пластике фасадов, сложным криволинейным и к/нам и очертаниям дворцы и церкви барокко приоб-I»-тают живописность и динамичность. Интерьеры ба-I ижко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяютпро-

■ трапство, а живописытлафонов создает эффект развер-ппихся сводов. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологи­ческого или аллегорического характера; парадные пор­треты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного дра­матизма.

Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д' Оби-пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фреско-

■ >альди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанрЫ
(опера). Стремление к драматической экспрессии и $
синтезу различных видов искусства проявляется и в
области культовой музыки (духовная оратория, канта-
та, пассионы). ι

ί

1 ΝΒ___________________

■ Новый период в культурном развитии Западной и Цен­тральной Европы получил название Возрождения или Ренессанса. Возрождение представляет переходный пе­риод от средневековой культуры к культуре I Ιοβοιό вре­мени.

■ Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения цер­ковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции.

■ В искусстве произошел переворот. В центре нового ми­ровоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не соби­рались приравнивать человека к Богу; человек относи­телен, а Создатель абсолютен. По как только в центр культурной Вселенной поставили существо относитель­ное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

■ Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важ­ны его личные качества, такие, как ум, творческая энер­гия, предприимчивость, чувство собственного достоин­ства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

■ Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

— Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — се­редине XIV — XV в.;

— Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;

— Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая по­ловина XVII в.

■ Вся эпоха итальянского Возрождения прошла иод зна­ком творческого соревнования двух великих школ — фло­рентийской и венецианской. Первая доминировала в Ран­нем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.

а Реформация представляла собой такое же мощное рели­гиозное движение, каким ныне является, к примеру, фун­даментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фун­даменту) и требовали серьезных изменении (реформации) существующей религиозной практики.

■ Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффект­ным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллю­зорного и реального, к слиянию искусств (городские и двор-цово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).

Глава 7

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

--------------------------------- .-------------------

Новое время включает в себя XVII—XIX вв. и начинает* ся с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в AmS ли и XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789 ~ 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение — необходимая ступень в поступи'', тельном развитии любой страны, расстающейся с феодал!)-* ным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на" путь научно-технического и социального прогресса.

1 § 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Просвещение представляет собой не -только исто­рическую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеж­дении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлин­ной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви свет­ской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки И( техники, свободы печати, аграрной реформы и спра-' ведливого налогообложения. Краеугольным камнем : всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Важнейшими представителями культуры Прос­вещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Мон­тескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк

и Иоликобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, </>. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джеф-ферсон в США, П.И. Новиков, А.П. Радищев в России.

В разных странах эпоха Просвещения наступила но в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. 11|>освещение явилось завершением мощного револю­ционного всплеска, захватившего ведущие страны .'нщада. Правда, то были мирные революции: промыш-\пшая — в Англии, политическая — во Франции, фи-тцчофс.ко-эстетическая — в Германии. За сто лет— с И>!!9 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.

Великая промышленная революция в Англии и Г.еликая французская революция послужили провозве-| тпиком нового порядка вещей, при котором движущей ι плой развития общества выступают научные и куль­турные идеи, а главным субъектом исторических пре-

■.. п >| >а.зований, его зачинщиком является интеллигенция.
< ' тех пор ни одного крупного события в Европе не
проходило без руководящей роли или непосредствен-
ного участия именно этого слоя населения. Просвеще-
1 создало новый тип людей — интеллигентов, лю-
ден науки и культуры. Они рекрутировались из всех
елоов общества, но прежде всего из третьего сословия,
т.пнедшего на арену истории и заявившего о себе и в
искусстве. Утверждение просветительных идей шло во
многом от имени этого сословия.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойствен­ную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в

■ пои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навя­зывала интеллигенции свои узкоугилитарные, призем­ленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, бур­жуазия поддерживала и приземляла культуру одновре­менно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая куль­тура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой,

РЛРЛ__________________________ Раздел 2. Мироеаи кцдржветввнная цат

буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия
и дворянство давно уже имели свою собственную кулм
туру — высокую культуру, еще раньше народ создал
свою форму культуры, народную, и только буржуазия
оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, чт|
завершением эпохи Просвещения явилось, с культя
рологической точки зрения, возникновение массовой
культуры. Ее следует считать низшим слоем буржу]
азной культуры. \

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеО| логию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естество' знания и вере в социальный прогресс. Эпоху Прос? вещения называют еще именами великих философов^ во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. |

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворот-!! ным пунктом в духовном развитии Европы, повлияв» шим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуалы! ных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего? цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостоя-; ние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость; и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое; отношение к авторитетам всякого рода, неприятна догм — как политических, так и религиозных. Про­светители происходили из разных классов и сословий! аристократии, дворян, духовенства, служащих, пред» ставителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение но­сило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформу­лирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Отвергая существование врожденных идей, он-утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором высту­пает среда.

Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике 318 идеальные образцы научного мышления, а на природу

ι мотрелкак на совокупность протяженных тел, разли­чающихся величиной, фигурой, положением, а не как м.ι вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, эко-ппмисту и публицисту Дэвиду Юму (1711 —1776), обно­вившему науку о нравственности. По Юму, этика за­нимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенно­стями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя— экономиста Адама Смита (1723—1790), |.|дожившего основы классической политэкономии.

Просвещение во Франции связано с именами Полутора, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689—1755) страстно выступал против hi χ олютизма, стремился вскрыть причины возникно­вения того или иного государственного строя, ана­лизировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала оольшое влияние на развитие конституционной мыс-Ήΐ XVIII — XX веков.

Великий французский мыслитель, писатель и пуб­лицист Вольтер (1694—1778) выступал против абсо­лютной монархии и феодально-клерикального ми­ровоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. 1го роль в Просвещении определялась не столько по­литическими взглядами, сколько духом сомнения и ι ы'птицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах— в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философ-с к их романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях.

Целый этап просветительского движения Фран­ции связан с именем великого французского писателя п философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассужде­ниях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые • ■формулировал главную тему своей социальной фи-\ософии — конфликт между современным обществом п человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки) и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом; романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обру^ шился на современную систему воспитания, упрекая^ ее за недостаток внимания к внутреннему миру чоло-j века, пренебрежение к его естественным потребно^ стям. В форме философского романа Руссо изложил) теорию врожденных нравственных чувств, главным из! которых он считал внутреннее сознание добра. Зада-^ чей воспитания он провозгласил защиту нравствен-^ ных чувств от разлагающего влияния общества. *

В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниА ях неравенства...» (1755), «Об общественном догово* ре» (1762) Руссо выступал против социального нора-' венства и деспотизма властей. Государство, согласно; Руссо, .может возникнуть только в результате догово-: ра свободных людей. Заключая общественный дого­вор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их сво­боду и выражающей их общую волю. По если госу­дарство перестает следовать общей воле, оно ут­рачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих из­начально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Основатель и редактор знаменитой «Энциклопе­дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780), философ-материалист Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете ис­кусств Парижского университета, подумывал сдела­ться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знаком­ство с исторической и философской литературой сде­лало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро пос­лужили причиной его ареста и заключения в Вен-сеннский замок (1749).

Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». II начале 40-х годов парижский издатель А.Ф. ле Бре­ши решил перевести на французский язык «Энцикло­педию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англи­чанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро, Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) от­казались от публикации слегка измененной версии английского словаря и стали готовить самостоятельное и ;дание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом щохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Дидро оста­вался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов ста­тен и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) π Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Ичльтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки сво­его дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор /К.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспы­татели Л. Добантон и //. Демаре, экономист Ф. Кенэ. ι 'оставители «Энциклопедии» получили название эн­циклопедистов. Итогом явился универсальный свод со­временных знаний.

Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро с1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по изобразитель-пому искусству, которые помещал в «Литературной корреспонденции» — рукописной газете, рассылав­шейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Эн­циклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Рос­сию, был избран иностранным почетным членом Пе­тербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации1.

1 Карп С.Я. Дидро // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Му.чрукова. М., 1997.

I 1 Кулы уроло] ия. Учебник

Появлению блестящей плеяды философов-просве-
тителей предшествовал тот интеллектуальный перевод
рот в умах европейцев, который совершили их вели-|
кие предшественники, прежде всего французский
философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский!
Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий Готфрищ
Вильгельм Лейбниц (1646—1716). i

Декарт являлся не только философом, но и выи дающимся ученым — математиком, физиком и физиоЧ логом. Он заложил основы аналитической геометрии,] дал понятия переменной величины и функции, ввел! многие алгебраические обозначения, сформулировал; закон сохранения количества движения, дал понятие) импульса силы. Декарт считается автором теории, объ­ясняющей образование и движение небесных тел: вихревым движением частиц материи (вихри Декар-, та); ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).: Обыденное восприятие мира Декарт призывал под­вергать сомнению, так как чувства могут быть обман--чивы и лишь разум способен отличить истинное от; мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению-ученого, служит исходной основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Ямыслю, следо­вательно, я существую», — основной постулат ра­ционализма — направления в теории познания, сто­ронниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.

Согласно воззрениям Спинозы мир — закономер­ная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и беско­нечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политиче-ский трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огром­ное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представ­лял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Реальный мир, со­гласно его учению, состоит из бесчисленных психи­ческих деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармо-нпи; существующий мир создан Богом как «наилуч­ший из всех возможных миров». В духе рационализма

• in развил учение о прирожденной способности ума к незнанию высших категорий бытия и всеобщих и не-походимых истин логики и математики. По просьбе 11етра I Лейбниц разработал проекты развития обра-юкания и государственного управления в России.

Философия Просвещения в Германии формирова­лась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбни­ца. Вольф впервые в Германии создал систему, охва­тившую основные области философского знания. Философ-рационалист был избран иностранным по­четным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «крити­ческой философии» И. Канта.

Родоначальник немецкой классической филосо­фии, профессор университета в Кенигсберге и ино-

• транный почетный член Петербургской Академии ι мук Иммануил Кант (1724—1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллек­туальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую фи­лософию» {«Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознавае­мых «вещах в себе» (объективном источнике ощуще­ний) и познаваемых явлениях, образующих сферу бес­конечного возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — катего­рический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в 11азвитии европейской и мировой философии. Специа­листы считают, что Кант произвел настоящую револю­цию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург, теоретик искусства,

Наши рекомендации