Понятие античной культуры.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом.
В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками не позднее 4-3 вв. до н. э.
Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность.
Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.
17.Особенности религиозных представлений древних греков.
Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос -- абсолютное божество, а античные боги -- это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, то есть обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные. Можно сказать, что боги -- это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту -- гуманизм.
характеристики религии Древней Греции, можно отметить следующие особенности:
- антропоморфизм,
- политеизм,
- богатая мифология, оказавшая влияние на греческий пантеон,
- жречества как особого сословия не существовало,
- культы в основном заключались в жертвоприношениях,
- большое количество храмов.
Боги
Поколения богов
Первое поколение богов
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).
Второе поколение богов
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).
Титаны
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан, Тавмант
Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида, Ихтиония. Электра
Олимп
· Адонис · Адрастея · Ананке · Аполлон · Арес · Артемида · Асклепий · Астрея · Ата · Афина · Афродита · Ганимед · Гармония · Геба · Гера · Гермес · Гестия · Гефест | · Гигиея · Гименей · Гипнос · Деймос · Деметра · Дике · Дионис · Зависть · Зевс · Иасо · Илифия · Ирида · Кибела · Лисса · Мания · Метида · Мнемосина · Мом · Мойры · Морфей · Музы | · Нефела · Немесида · Нике (Ника) · Осса (Фама) · Оры (горы) · Пан · Панацея · Пандроса · Пеон (Пеан) · Психея · Тихе · Фантаз · Фемида · Фобетор · Фобос · Хариты · Эйрене · Энио · Эрида · Эрот |
Боги смерти и подземного мира | ||
· Аид (Гадес) · Персефона | · Геката · Танатос | · Керы · Эринии |
Мифические чудовища и животные | ||
· Амалфея · Арейон · Гарпии · Гекатонхейры · Горгоны · Грайи · Грифоны · Ехидна · Керинейская лань · Киферонский лев · Кони Диомеда · Коровы Гериона · Критский бык | · Кроммионская свинья · Ладон · Ламия · Лернейская гидра · Марафонский бык · Минотавр · Немейский лев · Орф · Пегас · Пифон · Сирены · Стимфалийские птицы · Сфинкс | · Сторукие · Сцилла · Талос · Тифон · Феникс · Харибда · Харон · Химера · Цербер · Циклопы (киклопы) · Эмпуса · Эриманфский вепрь |
Нимфы - низшие божества | ||
· Нимфы · Альсеиды · Гамадриады · Геспериды | · Гиады · Дриады · Лимнады · Мелиады | · Наяды · Нереиды · Океаниды · Орестиады |
18.
К ХII веку до н. э. дворцовые комплексы как на Крите, так и в материковой Греции перестали существовать. О причинах разрушения дворцов и упадке крито-микенской цивилизации много спорят, но до сих пор здесь много неясного. Чаще всего, этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племён, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись греко-язычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории древней Греции.
Своего рода предварением его являлся так называемый "гомеровский период" название которого было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания. К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной, пожалуй, из наиболее развитых мифологий древнего мира. Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив, что надо особо подчеркнуть, сюда гласные.
Помимо мифологии, в этот период складываются основы изустной поначалу народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа и его духовные идеалы. Часть этой эпической традиции выражена, по всей видимости, в так называемом "гомеровском эпосе". Так что, "Илиада" и "Одиссея" всего лишь малая толика того, что было создано греками в этот период.
Что касается архитектуры и изобразительного искусства, то они в этот период не достигли совершенства эпической поэзии, известной нам благодаря "Илиаде" и "Одиссее". Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утончённый, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.
Из литературы известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых "ксоанов" - грубо обработанных идолов из дерева или камня. В достаточно большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчленённые, но разнообразные по острохарактерным лаконичным формам, красочные и исполненные наивной радости. Большинство их, однако, относятся к концу периода.
Герой и кентавр. Бронзовая статуэтка из Олимпии, VIII в. до н.э.
С развитием ремёсел расцветают и прикладные искусства, в частности керамика, а вместе с ней и вазопись, хотя и в весьма примитивной форме. Что касается последней, то здесь преобладает геометрический орнамент. Однако разнообразные формы ваз уже отличаются чётким решением композиции, строгостью силуэта, каковые были характерны и для последующих периодов. Обычно расположенный поясами орнамент наносился тёмно-коричневый лаком по жёлтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя и всю его поверхность. Таковы, к примеру, имевшие культовое назначение большие по размерам так называемые "дипилонские вазы", найденные в Афинах. Кроме геометрического орнамента в декорировке ваз встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиций. Именно в этих схемах лежали основы будущего развития греческой вазовой росписи.
Несмотря на некоторый культурный спад в древней Греции гомеровского периода по сравнению с крито-микенской эпохой, к концу VIII в. до н.э. возникли все предпосылки для того культурного переворота, который объясняют так называемое "греческое чудо" или культурный феномен греков.
Культура архаического периода Греции длится до V века до нашей эры. Дорические племена в это время уничтожают города выстроенные микенами. В это время они выстраивают собственные поселения – наступает этап возникновения новой культуры.
В период бронзового века мастера не занимались строительством храмов, а возводили многочисленные крепости и дворцы. По завершению бронзового века все кардинально меняется, перестают возводиться крепости и дворцы, так как теперь внимание древних мастеров обращено на создание величественных храмовых комплексов. Ранее существовавшее греческое общество поклонялось примитивным идолам, для которых строились незадачливые сооружения. Во времена архаики идолы заменяются богами, которые по грецким приданиям жили на Олимпе. Мастера стали создавать скульптуры, символизирующие богов. Устанавливали скульптуры в специально выстроенные для них жилища, отличающиеся особой роскошью и величием. Наступают времена, когда светское строительство античные мастера отодвигают на задний план.
За основу развития греческой архитектуры архаического периода был взят микенский мегарон. В мегаронах жили правители, сам он стал неким святилищем. В качестве строительного материала для возведения подобных сооружений использовали глину и дерево.
Первая половина VIII века до нашей эры. В античной Греции появляются храмы, которые так же строятся на основе мегароны все тех же микенов. В качестве строительного материала теперь используется кирпич-сырец. Все строение перекрывается двухскатной крышей из дерева. В этот период мастера разрабатывают новую планировочную схему, которая становится основой дальнейшего развития эллинской архитектуры. Отличительной чертой нового плана является окружение основного храмового строения колоннадой.
Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
19. Значение театра в жизни древних греков
Театральные представления воспринимались самими греками как важнейшие для жизни всех горожан события. Не случайно, все важные этапы подготовки и проведения драматических состязаний - допуск авторов к состязанию, распределение актеров и назначение хорегов, компенсация входной платы, выбор и награждение победителей – находились в руках первых должностных лиц города.
Театр, безусловно, был теснейшим образом связан с общественной жизнью греков:
1) зрители в театре не только развлекались, но и вовлекались в обсуждение многих нравственных, социальных и политических проблем. По сути, театр был вторым народным собранием, где, хоть и без официальных постановлений, обсуждались животрепещущие вопросы жизни общества. Зрители оценивали поступки героев, безнравственных героев осуждали, благородным мыслям аплодировали. Спектакли учили греков, что честность и порядочность ценятся выше коварства и предательства, а добро всегда побеждает зло или, словами Аристофана: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».
2) театральные представления были одним из средств поддержания гражданского согласия, ибо даже беднейшие граждане могли позволить себе посетить театр, а богатейшие брали на себя обязанность возместить расходы на подготовку пьес. Между тем, именно гражданское согласие было одной из основ стабильности древнегреческих городов-государств.
3) театр вобрал в себя многие явления культуры древних греков (литературу, мифологию, музыку, ораторское искусство, танец, архитектуру) и наиболее ярко воплотил в себе важнейшие черты древнегреческой культуры – приоритет звучащего слова и агональный, то есть состязательный, характер жизни. Театр, таким образом, был неразрывно связан с развитием и поощрением творческих способностей человека, а повышенная роль творческого начала в культуре греков явилась, как полагают многие ученые, основой их удивительных достижений, ставших образцом для Европы.
Музыка и мифология
Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию.
Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время - ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).
Законодателем древнейших правил игры на авлосе и законов гармонии считался Олимп. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие. Его учеником, по преданию, был Талет с Крита, который принес в Спарту обычай музыкального сопровождения (на флейте) гимнов Aполлону, a также xopовое пение. О принесении хорового пения с Крита упоминается также в «Илиаде» Гомера.
Музыкальные инструменты
В музыкальной практике греки использовали разнообразные инструменты. Обширна группа струнных щипковых инструментов (за редчайшими исключениями греки не использовали смычковых):
Форминга - инструмент с корпусом полукруглой формы, с боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. В 5-4 веках до н.э. была вытеснена лирой и кифарой.
Лира - согласно мифу была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Лира как носитель культа Аполлона противопоставлялась духовому авлосу, связанному с культом Дионисия.
Кифара состояла из корпуса - узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ига), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н.э. с семью струн, позже 12.
Самбика (или самбука) - ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.
Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:
Авлос - язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.
Флейта Пана, известная также под названием сиринга - многоствольная флейта, что представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал страстно влюбленный в Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.
Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.
Из многочисленных древнегреческих ударных инструментов наиболее известны тимпан (предшественник литавр), кимвалы (предшественник тарелок) и кроталы.
В 3-2 веках до н.э. в Греции появился предшественник современного органа - гидравлос, сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Инструмент имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.