Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Коллоквиумпо теме «Понимание природы массового общества в первой трети ХХ века». Тексты для обсуждения:

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости.

Цель коллоквиума – обобщение пройденного материла. Студенты должны продемонстрировать не только знание основных фактов истории мировой культуры, но, что более важно, показать владение терминологическим аппаратом современного гуманитарного знания.

Коллаж. При изучении культуры первой трети ХХ века студентам предлагается выполнить дадаистский коллаж, используя только «готовые» культурные формы: вырезки из журналов и газет, небольшие предметы и т.д. Цель – показать, как создается новое значение в условиях тиражной культуры.

Проект по городу. При изучении проблем современной культуры студентам предлагается работать с городской средой (районом, непосредственно примыкающим к зданию университета). Форма работы групповая. Каждая группа на основе рекомендованной литературы разрабатывает концепцию проекта и создает серию из 10 фотографий. Цель работы – представить город как сложную материальную и смысловую среду, в которой реализуется множество различных стратегий жизни в зависимости от выбранного персонажа («ребенок», «местный житель», «человек, работающий в этом районе» и др.), времени суток, сезона и др.

Промежуточная аттестация проводится в форме устного экзамена. Данная форма направлена не только на проверку усвоения концептуального содержания курса, но и умение структурировать значительные объемы материала.

Вопросы к экзамену:

1. Культура романтизма в первой трети XIX века: национальные особенности.

2. Городская культура в сер.-вт.пол. XIX в.

3. Представление о семье в культуре XIX в.

4. Понятие о «реальности» в позитивизме.

5. Г.Флобер «Воспитание чувств»: особенности реализма как стиля.

6. Представление об искусстве в романе Ж.К.Гюисманса «Наоборот».

7. Интеллектуальная культура последней трети XIX – начала ХХ века. Сциентизм и антисциентизм как тенденции в гуманитарном знании. Неокантианцы. Вильгельм Дильтей.

8. Театральная культура посл. трети XIX – начала ХХ века. Новая драма.

9. Построение «рассказа» в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

10. Социальная культура посл. трети XIX – начала ХХ века. Человек эпохи Модерна (Н.Н.Козлова).

11. Влияние первой мировой войны на коллективные представления в западном мире. Феномен «потерянного поколения».

12. Психоанализ и его влияние на культуру.

13. Представление о человеке в романе Г.Гессе «Степной волк».

14. Понимание массового человека в работах Х.Ортеги-и-Гассета.

15. Вальтер Беньямин об искусстве в эпоху массового тиражирования.

16. Соотношение авангарда, классики и массовой культуры в первой половине ХХ века.

17. Эстетическая программа футуризма.

18. Принцип коллажности в дадаизме.

19. Образы «современности» в экспрессионизме.

20. Сюрреализм: открытие новых культурных форм.

21. Новые техники построения повествования в британском модернизме. В.Вулф «На маяк».

22. Гуманитарное знание первой трети ХХ века.

23. Проблема «существования» в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота»

24. Политическая культура первой половины ХХ века. Национал-социализм.

25. Формы внешнего и внутреннего контроля за человеком в романе Дж.Оруэлла «1984».

26. Воздействие второй мировой войны на самосознание западной культуры. Проблема «идентичности».

27. Культура повседневности во второй половине ХХ века.

28. Поп-арт. Феномен «современного искусства» (contemporary art).

29. Структурализм в гуманитарном знании в 1950-80-е гг.

30. Феномен авторского кинематографа в 1950-70-е гг.

31. Современное состояние европейской культуры.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

ИСТОЧНИКИ

Антология французского сюрреализма: 20-е годы. - М., 1994. – 390 с.

Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - 191 с.

Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Бодлер. Об искусстве. М., 1984.

Вулф В. На маяк. // Вулф В. Избранное. - М., 1996. - С.135-262.

Гессе Г. Степной волк. СПб., 202. – 278 с.

Гюисманс. Ж.К. Наоборот // Наоборот: Три символистских романа. М., 1995.

Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. – М., 1967. – 774 с.

Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. - М.. 1992. - 288 с.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. – 414 с.

Кассирер Э. Опыт о человеке. - М., 1998. – 779 с.

Кафка Ф. Замок. - СПб., 1997. - 382 с.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - Т.1. - М., 1990. - С.158-230.

Оруэлл Дж. 1984.

Рильке Р.М. Стихи. Истории о Господе Боге. - Томск, 1994. - 192 с.

Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. – 365 с.

Сартр Ж.-П. Тошнота. - М., 1997. -257 с.

Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. - СПб., 2000. - 312 с.

Флобер Г. Воспитание чувств. - М., 1983. - 463 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. – 366 с.

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1992. – 289 с.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986. – 238 с.

Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. – Т. 1. 303 с.

ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И РАБОТЫ ОБОБЩАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Хобсбаум Э. Век революции: Европа, 1789-1848. М., 1999. – 475 с.

Хобсбаум Э. Век капитала, 1848-1875. М., 1999. – 476 с.

Хобсбаум Э. Век империи, 1875-1914. М., 1999. – 540 с.

Джонсон П. Современность. Мир с 20- по 90-е гг.: В 2 ч. - М., 1995. -

Ч.1. 527 с.

Ч.2. 479 с.

От аграрного государства к государству всеобщего благосостояния. Модернизация западной Европы с XV в. до 1980-х гг. - М., 1998. - 432 с.

Паркинсон Д. Кино. - М., 1996. - 160 с.

Реале Дж., Антисери Б. История западной философии от античности до наших дней: В 4 т. - СПб., 1997.

Т.4. От Романтизма до наших дней. - 880 с.

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Введение в социологию литературы. - М., 1998. - 80 с.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. - М., 1999. - 192 с.

Зарубежная литература ХХ века / Ред. Л.Г.Андреева. М., 2000.

Турчин В.С. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем: художники и их концепции, произведения и теории. М., 2003. – 644 с.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996. -256 с.

Жеребкина И. "Прочти мое желание..". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М., 2000. - 256 с.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. – 672 с.

Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 2000. – 510 с.

Барт Р. Мифологии. - М., 1996. – 313 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. – 616 с.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996. - 240 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. – 218 с.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 304 с.

Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997. – 238 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., 1998. - 160 с.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. – 700 с.

Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002. – 509 с.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – 405 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Антология гендерной теории. - Минск, 2000. - 384 с.

Барбе д'Оревильи Ж.-А. О дендизме и Джордже Браммелле. - М., 2000. - 208 с.

Барт Р. Camera lucida. - М., 1997. - 186 с.

Зверев А.М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. - М., 1989. – 407 с.

Жеребкина И. "Прочти мое желание..". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М., 2000. - 256 с.

Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. – Екатеринбург, 1999. – 316 с.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. – Т.2: Философия культуры. 670 с.

Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998. - 256 с.

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992. – 335 с.

Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991.

Ревалд Дж. История импрессионизма. - Л.:М., 1959. – 455 с.

Ревалд Дж. Постимпрессионизм: От Ван-Гога до Гогена. – Л.: М., 1962. – 436 с.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – М., 1958. – 567 с.

Савельева И., Полетаев А. История и время. В поисках утраченного. М. 1997

Сарабьянов Д.В. Стиль модернизма: Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. – 293 с.

Утопия и утопическое мышление. - М., 1991. – 404 с.

Французское Просвещение и революция. - М., 1989. – 271 с.

A History of Private Life: In 5 vol. L., 1989-1991.

Vol.4. From the fires of revolution to the Great War. - L., 1990. - 714 p.

vol.5. Riddles of identity in Modern times. - L., 1991. - 630 p.

Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. - Fontana, 1976. - 363 p

Наши рекомендации