Семинар № 1. Общая характеристика русского искусства 18 в. и архитектура начала 18 в.

Цели:

1. Рассмотреть архитектуру начала 18 в.

2. Обсудить общие вопросы русского искусства 18 в.

Время: 5 часов

Вопросы для обсуждения:

1. Вопросы периодизации русского искусства 18 в.

2. Региональная специфика архитектуры начала 18 в.

3. Работа иностранных зодчих в петровской России.

Литература:

Основная

1. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Учебник для художественных вузов. 3-е изд. Т. 1. М., 1991.

2. История русской архитектуры. Спб., 1994.

Дополнительная

1. Аронова А.А. Русская архитектурная практика начала XVIII века в свете голландских впечатлений великого посольства // Искусствознание. 2002. №1. С. 356 – 367.

2. Архитектурная графика России (Первая половина XVIII века). Собрание Государственного Эрмитажа. Научный каталог. Авторы-составители А.Н. Воронихина, Н.В. Калязина, М.Ф. Коршунова, Т.А. Петрова. М., 1981.

3. Калязина Н.В. Архитектор Леблон в России (1716-1719) // От Средневековья к Новому времени. Материалы по русскому искусству XVIII - первой половины XIX века.М., 1984. С. 94-123.

4. Калязина Н.В. Меншиковский дворец-музей. Л., 1986.

5. Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М., 2000.

6. Лисаевич И.И. Доменико Трезини. Л., 1986.

7. Малиновский К.В. Доменико Трезини. Спб., 2007.

8. Петербург и его окрестности в чертежах и рисунках архитекторов первой трети XVIII века: Каталог выставки. М., 1981.

9. Фролов А.И. Дворцы вельмож. Спб., 2010.

Семинар № 2. Русское изобразительное искусство начала 18 в. Живопись, гравюра, скульптура и портретная миниатюра.

Цели:

1. Рассмотреть различные виды и жанры изобразительного искусства начала 18 в.

2. Обсудить источники влияний и особенности эволюции.

Время: 6 часов

Вопросы для обсуждения:

1. Искусство парсуны и становление европейского портрета в России.

2. Особенности петровской гравюры.

3. Мастера портретной миниатюры.

4. Монументально-декоративная и станковая скульптура петровской эпохи.

Литература:

Основная

1. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

2. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.

Дополнительная

1. Алексеева М. Гравюра петровского времени. Л., 1990

2. Алексеева М. Братья Иван и Алексей Зубовы // Россия в период реформ Петра I. М., 1973.

3. Алексеева М. Жанр конклюзии в русском искусстве 17 – начала 18 вв. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. М., 1977.

4. Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998.

5. Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М., 1984.

6. Карев А.А. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М., 1989.

7. Комашко Н.И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 2 (12). С. 44 - 54.

8. Первые художники Петербурга / сост. В.Г. Андреева. Л., 1984.

9. Петр Великий и Москва. Каталог выставки. М., 1998.

10. Петров В.Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972.

11. Портрет петровского времени. Каталог выставки. Л., 1973.

12. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. Л., 1987.

Семинар № 3. Русская архитектура периода правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Цели:

1. Рассмотреть особенности русской архитектуры середины 18 в.

2. Обсудить различные направления и развитие отечественного зодчества в правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Время: 6 часов

Вопросы для обсуждения:

1. Варианты регионального развития архитектуры в середине 18 в.

2. «Аннинское» и «елизаветинское» барокко. Общее и разное.

3. Традиционализм и новаторство в храмовом зодчестве.

4. Архитектура дворцов Ф.Б. Растрелли.

5. Московское зодчество середины 18 в.

Литература:

Основная

1. История русской архитектуры. Спб., 1994.

Дополнительная

1. Барокко в России. Сб. статей под ред. А.И. Некрасова. Труды секции пространственных искусств ГАХН. М., 1926.

2. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

3. Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. Л., 1963.

4. Евангулова О.С. О некоторых особенностях Московской архитектурной школы середины 18 века // Русский город. М., 1976.

5. Иогансен М.В. Михаил Земцов. Л., 1975.

6. Калязина Н.В. Петр Михайлович Еропкин (материалы к творческой биографии) // Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования. Л., 1981.

7. Крашенинников А.Ф. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е годы). М., 2004.

8. Михайлов А. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа. М., 1954.

9. Овсянников Ю.М. Франческо Бартоломео Растрелли. Л., 1982.

10. Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л., 1983.

11. Седов Вл.В. Аннинское барокко в Москве // Проект Классика. № V (2002). C. 123-129.

12. Седов Вл.В. Елизаветинское барокко в Москве, или В тени Растрелли // Проект Классика. № VIII (2003). С. 155–161.

Наши рекомендации