Раздел 2. Мировая художественная «ультра

преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксонское зерцало», VIII—IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские по­ручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпичес­кого искусства шпильманов была характерна аноним­ность.

1 ΝΒ_______________________________

■ Период культуры раннего и классического средневеко­вья охватывает десять веков, с V по конец XIV века.

■ К раннему средневековью следует отнести две выдаю­щиеся культуры — культуру Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культу­рам: православной и католической.

■ Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане /(527—565), Константине и правителях дина­стии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической культу­ры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и ОттопеЦШ- 973).

■ В архитектуре византийского крестово-купольного хра­ма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре.

■ В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Свя­щенного Писания.

■ Термин «Каролингское возрождение» описывает куль­турный подъем в империи Карла Великого и в королев­ствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобра­зительного искусства, архитектуры.

I ии ί. Хржестввввая культура средневековья

■ Господствующим направлением средневековой филосо­фии стала схоластика («школьное богословие»).

■ В западноевропейском искусстве раннего средневеко­вья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном евро­пейского средневековья.

■ Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневеко­вого города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитек­туры. На смену культуры монастырей приходит культу­ра соборов.

■ Если романская скульптура сосредоточилась на вопло­щении идеи неизбежности Страшного Суда, то готиче­ская отражает новую роль светской власти, являя при­зыв к уважению и послушанию.

■ Из мифологического сказания героический эпос в клас­сическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который по­ложил начало куртуазной (придворной) литературе.

Глава 6

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет переход­ный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV— XVI вв., в других странах — в конце л ν"—XVI вв.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к за­бытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвраще­ние к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извле­кались из забытья произведения античной скульпту­ры, архитектуры. Ρίο подобное уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингского возрожде­ния и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности цер­ковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное насле­дие превратилось в оружие ниспровержения церков­ных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая дли­лась два с половиной столетия и завершилась созда­нием нового типа мировоззрения и нового типа куль­туры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось.

В искусстве произошел переворот, сравнимый с tOU коперниканским, в результате которого на смену пто­ломеевой картине мироздания с Землей в центре Все­ленной пришла современная, полицентричная. В цен­тре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрож­дения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной Вселенной поставили суще­ство относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке нажны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, ноля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармони­ческой, раскрепощенной, творческой личности, кра­соты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной законо­мерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.

И § 1. Ренессанс в Италии__________________

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно Италию.

Собственно эпоху итальянского Возрождения ус­ловно подразделяют на ряд этапов:

■ Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV в.;

■ Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;

■ Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — пер­вая половина XVII в.

Помимо деления Ренессанса на исторические пе­риоды важное значение для его понимания имеет раз­деление на художественные школы. Вся эпоха италь­янского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Вы­соком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.

Наши рекомендации