Раздел 2. Мировая художественная «ультра
преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксонское зерцало», VIII—IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов была характерна анонимность.
1 ΝΒ_______________________________
■ Период культуры раннего и классического средневековья охватывает десять веков, с V по конец XIV века.
■ К раннему средневековью следует отнести две выдающиеся культуры — культуру Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам: православной и католической.
■ Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане /(527—565), Константине и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и ОттопеЦШ- 973).
■ В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре.
■ В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания.
■ Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
I ии ί. Хржестввввая культура средневековья
■ Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).
■ В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья.
■ Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура соборов.
■ Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.
■ Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.
Глава 6
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV— XVI вв., в других странах — в конце л ν"—XVI вв.
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Ρίο подобное уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось.
В искусстве произошел переворот, сравнимый с tOU коперниканским, в результате которого на смену птоломеевой картине мироздания с Землей в центре Вселенной пришла современная, полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной Вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.
Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке нажны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, ноля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.
И § 1. Ренессанс в Италии__________________
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно Италию.
Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
■ Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV в.;
■ Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;
■ Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.
Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важное значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.