Подготовка к контрольной работе, зачету

К зачету студентам заочного отделения также необходимо составить свой родовой или личный герб и сделать его блазонирование (описание). Эскиз должен быть составлен как в цветном, так и в графическом виде.

Студенты, успешно справившиеся с докладом, рефератом и оппонентским выступлением, писавшие хорошо и отлично контрольные работы, набравшие необходимое количество баллов, получают зачет по результатам выполненного объема работы. Вопросы для самоподготовки к контрольным работам по всем разделам изучаемой дисциплины находятся в данных рекомендациях. Все перечисленные формы контроля носят повторительно-обобщающий характер. При подготовке необходимо изучить соответствующие разделы учебных пособий и лекционного курса (по конспектам лекций); также прорабатываются темы семинарских занятий (по записям в тетради).

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

I Закрытые задания

Прочитайте задание, подумайте, выберите в предложенных ответах один правильный и соответствующую букву впишите на отдельном листе. (Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла).

Текст задания Варианты ответа
1.   Выберите город республики, в котором почти все население со­ставляют компактно-проживающие гагары:   А. Баймак Б. Салават В. Учалы Г. Туймазы Д. Стерлитамак
2.   Исключите письменность, не имеющую отношения к истории письменности башкир:   А. кириллица Б. арабская графика В. латынь Г. орхоно-енисейское письмо Д. венгерский язык
3.   Башкиры дали прозвище «Пе­ший» одному из прославленных сэсэнов, совершивших путешест­вие к русскому царю в начале 18 века. Определите его имя: А. Банк-Айдар Б. Еренсэ-сэсэн В. Махмут Г. Карас Д. Хабрау
4.   Завершите фразу: Автор первого в мире научного академического издания башкирской музыки — это ... А. Л.Н. Лебединский Б. С.Г. Рыбаков В. B.C. Юматов Г. Р.Г. Игнатьев
5.   Соотнесите цвета государствен­ного флага РБ с соответствующей цвету символикой: А. свобода, вечность жизни Б. ясность, доброжелательность, чистота помыслов В. миролюбие, от­крытость, сотруд­ничество 1. синий 2. белый 3. зелёный А. 1В2АЗБ Б. 1БЗА2В В. 2БЗВ1А Г. 3А1Б2В  
6.   Выберите верное утверждение:   А. Автором национальных драм «Аш-кадар», «Буранбай», «Башкирская свадьба» является М. Бурангулов Б. Миграция - заселение и освоение пустующих и окраинных земель В. Шакирьян Мухамедьянов - герой Отечественной войны 1812 года
7. Выберите разновидность языка, которую характеризуют такие признаки как «письмен­ная закреплённость, стабильность, обработанность, наддиалектичность, универсаль­ность - А. литературный язык Б. национальный язык В. диалект Г. письменный язык  
8.   Вычеркните танцы, автором которых не является хореограф Файзи Гаскаров - А. Три брата, Семь девушек, Дружба Б. Жених, Северные амуры, Загида В. Сударушка, Барыня, Лезгинка
9.   Выберите верное: год возник­новения Государственного ан­самбля народного танца РБ имени Ф. Гаскарова - А. 1936 год Б. 1939 год В. 1941 год Г. 1991 год  
10.   Укажите, какая именно газета республики публикует указы Президента РБ, решения Курултая, Подзаконные акты: А. Башкортостан Б. Молодёжная газета В. Известия Башкортостана
11.   Исключите коллекцию, не ха­рактерную для Национально­го, т.е. историко-краеведческого музея РБ:   А. Ботаническая Б. Археологическая В. Зоологическая Г. Этнографическая Д. Скульптуры
12. Выберите верное: уникальную коллекцию картин художника Д. Бурлюка хранит   А. Третьяковская галерея (г. Москва) Б. Русский музей (г. Санкт-Петербург) В. Художественный музей имени Нестерова (г. Уфа)
13.   Завершите фразу - Нацио­нальной библиотеке РБ в 1992 году присвоено имя ...   А. Н.К. Крупской Б. М. Горького В. Ахмет-Заки Валиди Г. Акмуллы
14.   Выберите верное - составитель и ответственный редактор свода «Башкирского народного творчества» - это ... А. Кирей Мэргэн Б. А.И. Харисов В. С.А. Галин Г. Ф.А. Надршина
15. Выберите среди обрядовых, танцы, связанные с языческой магией:     А. Лебедь, Кукушка, Звенящий журавль Б. Круг, Треножник, Прохождение В. Изгнание албасты, Отливание души Г. Невестушка, Свадебные сласти
16. Закончите предложение — Академия наук РБ основана в Уфе в ... А. 1991 году Б. 1991 году В. 1941 году

II Открытые задания

Выполните задания, решение оформите на отдельном листе. Мысли выражайте кратко, логично, последовательно. Максимальное число баллов за открытые задания – 48.

Текст задания
17. Назовите одним словом - «отличительный знак государства, города либо сословия, рода, изображаемый на печатях, монетах, флагах это ...
18.   Кому Газим Шафиков посвятил строки стихотворения: Ни дома, ни родства не ведал — Сиротство раннее, детдом; Он в танце точку Архимеда Нашел. И славу - тоже в нём.…
19. Перечислите известные вам музеи р. Башкортостан.
20. Расположите в хронологическом порядке их возникновения поня­тия, касающиеся народонаселения: племя, этнос, нация, род, народность.
21.   Отнесите перечисленные характерные черты - общность культуры, общность территории, экономики и языка, общность исторической судьбы, психологическое и духовное своеобразие - к понятиям на­ции и этноса.
22. Укажите, кто из деятелей культуры внёс вклад в развитие нацио­нальных хореографии М. Акмулла фольклористики А.- З. Валиди драматургии Ф. Гаскаров пауки С. Г. Рыбаков литературы М. Бурангулов
23.   Отнесите разновидности жанров к какой-либо группе - кубаир, опе­ра, кулямас, кысса, балет, роман, иртяк, пьеса, легенда -1. фольклор 2. профессиональное искусство.
24.   Закончите фразу: культурно-просветительное учреждение, соби­рающее и хранящее произведения печати и письменности для обще­го пользования - это...
25. Напишите полное название учебных и научных заведений РБ - БГУ, УГАИ, БГПУ, ИИЯЛ.
26. Исключите лишнее: жаргон, сленг, разговорный язык, амплуа, диа­лект, литературный язык, общенародный язык.
27. Перечислите не меньше шести народных башкирских сэсэнов.
28. Исключите материалы, которыми не пользовались предки башкир при орхоно-енисейском письме: каменные плиты, металл, кость, береста, бумага, дерево, кожа животных, папирус, предметы утвари.

Задание 3.

Из приведенного перечня выпишите в левый столбец образова­тельные учреждения, где можно было получить среднее образование, в правый -профессиональные учебные заведения:

Гимназия, медресе, мектебе, учительская семинария, прогимназия, женская гимназия, земледельческое училище, русско-национальные школы, духовная семина­рия, коммерческое училище, ремесленное училище.

Задание 4.

Прокомментируйте приведенный текст:

С 1858 года башкирам было разрешено за счет войсковых сумм посылать детей в городские приходские и уездные училища. В те же годы для учебы башкир в Петер­бургском институте горных дел было отведено 3 места, в Московской военной акаде­мии - 16.

Заметную роль в деле просвещения среди башкир играл Казанский универси­тет. В Казанском университете и гимназии были отведены вакантные места для баш­кир.

1. Учебные заведения, существовавшие в Башкортостане в первой
половине XIX века:

1. в этот период в крае существовали лишь медресе и мектебе с ре­лигиозным характером обучения;

2. в крае в этот период существовали народные училища;

3. в крае в этот период существовали только школы при мечетях;

4. в крае в этот период действовали медресе, мектебе, приходские училища, гимназии, военное училище и др.;

5. нет правильного ответа.

2. Здравоохранение в Башкирском крае в первой половине XIX века:

1. здравоохранительных учреждений в крае в этот период не было вообще;

2. на весь край в этот период насчитывалось всего несколько врачей;

3. существовали аптеки, больницы, врачи; делались прививки от оспы;

4. нет правильного ответа.

3. Печатные издания в крае в первой половине XIX века:

1. печатной продукции на территории края в данный период не бы­ло вообще;

2. в данный период в крае существовали печатные издания только религиозного характера;

3. в данный период в крае издавалась газета «Оренбургские губерн­ские ведомости»;

4. нет правильного ответа.

4. Произведения нашего земляка СТ. Аксакова о Башкортостане:

1. «Малиновые дни»; 4. «Детские годы Багрова-внука»;

2. «Семейная хроника»; 5. нет правильного ответа.

3. «Фатима»;

5. Ученые, писатели, изучавшие башкирский край в XIX веке:

1. В. Черемшанский; 5. Я. Ханыков;

2. М. Карим; 6. И.Г. Акманов;

3. В. Юматов; 7. В.И. Даль;

4. Я. Хаматов; 8. нет правильного ответа.

6. Писатели и поэты, сочинившие произведения о башкирах и баш­кирском крае:

1. Г.Н. Успенский; 3. Л.Н. Толстой;

2. А.С. Пушкин; 4. М.В. Лермонтов;

5. продолжите список

7. В зимнем театре в 1890 году выступил знаменитый певец:

1. А. Яблочкина; 3. Ф. Шаляпин;

2. Г.Н. Федотова; 4. нет правильного ответа.

8. Специальность «учитель» можно было получить, оканчивая:

1. гимназию, военные учебные заведения;

2. мектебе и медресе;

3. учительскую семинарию;

4. учительскую школу; учительский институт;

5. нет правильного ответа.

9. Во второй половине XIX века в Башкортостане появились новые периодические издания:

1. «Оренбургские губернские ведомости»;

2. «Уфимские губернские ведомости»;

3. «Уфимский листок»;

4. «Стерлитамакский рабочий»;

5. «Труды Оренбургской ученой архивной комиссии»;

6. нет правильного ответа.

10. Местные ученые, прославившиеся своими трудами во второй половине
XIX века:

1. В.Н. Татищев; 5. Н.В. Ремезов;

2. Н.М. Карамзин; 6. СВ. Соловьев;

3. Б.М. Флоринский; 7. нет правильного ответа.

4. Р.Г. Игнатьев;

11. Первые башкирские просветители и ученые:

1. Шайхзада Бабичев; 4. Мажит Гафури;

2. Мифтахетдин Акмулла; 5. Мухаметсалим Уметбаев;

3. Риза Фахретдинов; 6. нет правильного ответа.

12. Литература в первой половине XIX века в башкирском крае:

1. литературное творчество в этот период было обособленное у ка­ждого народа, не было взаимовлияния;

2. в литературе преобладала поэзия; распространялась в массах с помощью поэтов-импровизаторов;

3. литература представляла собой в основном устно распространяе­мое творчество;

4. литературные произведения создавались не только устно, путем импровизации, но и излагались на бумаге;

5. нет правильного ответа.

13. Сэсэны-импровизаторы:

1. Ибатулла Салихов; 4. Мирсалих Бикчурин;

2. Баык Аблаев; 5. Ишмухамет Мурзакаев;

3. Мартиниан Иванов; 6. нет правильного ответа.

14. Поэты-суфии:

1. Мартиниан Иванов; 5. Петр Кудряшев;

2. Шамсутдин Заки; 6. Ибатулла Салихов;

3. Баык Албаев; 7. нет правильного ответа.

4. Абдулманих Каргалы;

15. Исторические песни о жизни башкир:

1. «Кулуй кантон»; 5. «Кузыйкурпяс и Маянхылыу»;

2. «Батырша»; 6. «Акмечеть»;

3. «Кутузов»; 7. Нет правильного ответа.

4. «Сырдарья»;

16. Народное просвещение в крае во второй половине XIX века осуществля­лось:

1. исключительно в религиозных учебных заведениях;

2. только в светских образовательных учреждениях;

3. в мектебе и медресе, церковно-приходских школах, светских школах;

4. в школах, семинариях, военных и учебных заведениях;

5. нет правильного ответа.

17.Джадидисты - это:

1. последователи Джадиди, образованного человека;

2. передовые представители национальной интеллигенции, требующие реформ

мусульманской школы, введения в них светских предметов;

3. это представители передовой интеллигенции, требующие обучения в школах

Башкортостана только на башкирском языке;

4. нет правильного ответа.

18. Известные учебные заведения в Башкортостане во второй половине XIX
века:

1. «Усмания»; 4. «Касимия»

2. таких не было; 5. «Расулия»;

3. «Хусаиния»;

19. Во второй половине XIX века в школах обучение велось только на:

1. русском языке; 4. комбинированном русско-национальном языке;

2. башкирском языке; 5. национально-русском языке;

3. татарском языке; 6. нет правильного ответа.

20. Соотнесите авторов с их произведениями:

1. З. Валидов «Асар»

2. М. Биксурин «Башкиры, ученье надо, ученье надо»

3. Р. Фахретдинов «Туркестанский край»

4. М. Умебтаев «История башкир»

5. М. Акмулла «Моему народу»

6. Ш. Бабич «Ядкар»?

Задание 5.

1. О древних башкирах сообщают в своих записях и исторических
трудах:

1. Ибн-Хордадбек; 5. ал-Масуди;

2. Ибн-Фадлан; 6. Н.М. Карамзин;

3. Ибн-Хаукаль; 7. СМ. Соловьев.

4. Истархи;

2. Важнейшими компонентами древнебашкирской этнической общ­ности исследователи считают:

1. местные финно-угорские племена;

2. булгаро-мадъярские группы (жившие на востоке Волжской Булгарии);

3. древние тюрки;

4. гунны, саки;

5. нет правильного ответа.

3. Хозяйство башкир в 1Х-Х11 веках включало в себя:

1. металлургическое производство; 4. ремесло, охота;

2. земледелие, огородничество; 5. нет правильного ответа.

3. кочевое скотоводство, бортничество;

4.Государство у башкирской этнической общности сложилось к:

1. VII веку н.э.; 4.IХ-ХII веку н.э.;

2. VIII веку н.э.; 5. нет правильного ответа.

3. IX веку н.э.;

5.Антропологический тип башкирского населения:

1. промежуточный между европеоидными и монголоидными группами;

2. европеоидный тип;

3. монголоидный тип;

4. нет правильного ответа.

6.Древние башкиры имели религиозные представления:

1. христианские; 3. языческие;

2. мусульманские; 4. нет правильного ответа.

7.Ислам начинает распространяться среди башкир:

1. в VIII веке н.э.; 4. ХIII-ХIV/ века н.э.;

2. в IХ веке н.э.; 5. нет правильного ответа.

3. в X веке н.э.;

8. Вставьте пропущенные сведения, выбрав их из нижепредложенных:

Самым древним археологическим памятником на Урале считается стоянка на берегу озера в ______ районе. При раскопках здесь обнаружены ручные рубила, скребла, остроконечники, изготовленные из кремня. Вместе с ними найдено множество отщепов-отходов, которые получаются при сколах камня. Этим находкам около ------- лет.

*(Ильмурзино; Аркаим; Урта-Тубе; Мысовая; Андронова; Чебаркуль; Якгпыкуль; Карабалыклы; Бурзянскощ Белорецком; Абзелиловский; ок. 1 млн. лет; ок. 3,8млн. лет; ок. 2-1,5млн. лет; 200-100 тыс. лет)

1. Какое значение имело внедрение бронзовых орудий труда в жизнь че­ловека?

2. Назовите известные города-крепости древнего Южного Урала.

3. Какие племена и народы жили на Южном Урале в бронзовый и желез­ный век?

6. Объяснение этнонима «башкорт», имеющее под собой реальные
исторические события:

1.этноним «башкорт» связан с образованием этого слова от двух производных - баш (голова), корт (пчела, волк);

2.этноним «башкорт» происходит от двух слов - баш (голова, глав­ный), кор (круг, общество) и суффикс множественного числа - т;

3.этноним «башкорт» связывается с названием Башкуртских гор (в Средней Азии);

4. этноним «башкорт» связывается с именем легендарного Башджурта (Башкорта) - предводителя (хана) народа, жившего по со­
седству с кыргызами и гузами.

7. Завершение формирования башкир в народность относится к:

1.IX веку; 3. XVI веку;

2.XV веку; 4. XIX веку.

8.На карте Птолемея (II век до н.э.) обозначены Уральские горы под
названием:

1. Башкордские горы; 4. Каменный пояс земли;

2.Уральские горы; 5. Риммейские горы.

3.Гиперборейские горы;

9.Древнее название реки Урал:

1. Сакмар; 3. Даих (Яик);

2.Кинель; 4. Таналык.

10.В Бурзянском районе в верховьях реки Белой существует уни­кальный памятник древнекаменного века. Это:

1. стоянка Айдос; 3. пещера Шульган-таш;

2.стоянка Мысовая (Урта-Тюбе); 4. Игнатьевская пещера.

11. На стенах одной из перечисленных пещер найдены различные ри­сунки, нанесенные красной охрой. Отметьте эту пещеру.

1.Игнатьевская пещера; 4. Пещера Шульган-таш;

2.Ледяная пещера; 5. Пещера на реке Юрюзань.

3.Капова пещера;

12. Рисунки, выполненные охристой краской на стенах пещеры, рас;
положенной в Бурзянском районе, относится к:
1. XIV-ХI тысячелетиям до н.э; 3. ХII-Х векам н.э.;

2.1 тысячелетию н.э.; 4. ХII-Х тысячелетиям до н.э.

13. Расположите в хронологической последовательности авторов ранних ис­торических сообщений о башкирах.

1. Ал-Идриси;

2. Махмуд Кашгари;

3. Ибн-Фадлан;

4. Салам-ат Тарджуман;

5. Ибн-Русте;

6. Плано Карпини;

7. Истархи;

8. Ал-Масуди;

9. Ибн-Хаукал.

1. Какие памятники раннемусульманской культуры существовали на тер­ритории современного Башкортостана?

2.Почему ислам был выбран в качестве государственной религии в Золо­той Орде?

3.Ислам среди башкир утверждался постепенно. Назовите этапы исламизации башкир.

VI. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Древний Башкортостан. Археологические культуры на территории Башкортостана.

2. Исторические сведения о древних башкирах. Происхождение (этногенез) башкир. Этноним «башкорт».

3. Устное народное творчество. Эпосы «Урал Батыр», «Акбузат».

4. Башкирские племена и роды.

5. Древнее искусство башкир.

6. Языческие верования древних башкир.

7. Башкирия под властью Золотой Орды. Распространение ислама в Башкортостане и его роль в духовной жизни башкир.

8. Присоединение Башкортостана к русскому государству и его влияние на культуру.

9. «Шежере», как историко-литературнный источник.

10. Крупнейшие башкирские восстания. Отражение в культуре.

11. Салават Юлаев - национальный герой Башкортостана. Поэзия Салавата.

12. Материальная культура башкир (жилища, хозяйство, быт, ремесла).

13. Кантонная система управления в Башкирии.

14. Военно-казацкая служба башкир. Отражение в культуре.

15. Караван - Сарай - национальная святыня башкир.

16. Буржуазные реформы 1860-1870 гг. XIX в. и их особенности.

17. Выдающиеся представители башкирской культуры и просвещения. Акмулла, М. Уметбаев, Риза Фахретдинов.

18. Башкирия в начале XX века.

19. Состояние культуры в начале XX века.

20. Революционные преобразования в Башкирии. Гражданская война.

21. Заки Валиди Тоган-лидер Башкирского национального движения.

22. Образование БАССР.

23. Обострение политической ситуации в Башкортостане в первой половине 1920 г.

24. Национально-государственное развитие Башкирии в 20-е годы.

25. Культурная жизнь республики в 20-30-е гг.

26. Башкирия в 30-е годы. Индустриализация, коллективизация.

27. Репрессии в Башкортостане 1930 г.

28. Башкирия в годы Великой Отечественной войны.

29. Послевоенное развитие Башкирии 1945-1985 гг.

31. Культура Башкирии в 1960-1985 гг.

32. Республика Башкортостан в условиях смены модели общественного развития 1991-2002 гг.

33. Башкортостан как федеральная часть России и национальный вопрос в республике на современном этапе ее развития.

34. Культура Республики Башкортостан в 1985-2005 гг.

35. Современная этнополитическая ситуация в Башкортостане 1990-2005 гг. Государственные атрибуты: гимн, флаг, герб.

36. Тюркские народы РБ. Башкиры, татары, чуваши.

37. Восточно-славянское население РБ. Русские РБ. Украинцы РБ. Белорусы РБ.

38. Финно-угорские народы РБ. Марийцы РБ. Мордва РБ. Удмурты РБ.

39. Немногочисленные народы РБ. Немцы РБ. Евреи РБ. Латыши РБ. Греки РБ.

40. Современные обычаи и обряды башкир.

41. Мусульманские праздники в Башкортостане.

42. Отражение в трудах русских ученых В.Н. Татищева, И.И. Лепехина, П.И. Рычкова, С.И. Руденко, В.М. Филоненко исторического прошлого Башкирии.

VII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА

1. Понятие о культуре. Функции культуры.

2. Историография и источники по культуре Башкортостана.

3. Культура башкир в IX-XIII вв.

4. Проникновение ислама в Башкортостан. Его роль в духовной жизни башкир.

5. Культура башкир золотоордынской эпохи: памятники башкир -мавзолеи Тура-хана, Хусаинбека, Бендебике, эпосы и легенды.

6. Булгары и кипчаки и их влияние на башкирский этнос.

7. Творчество Ахмета Ясави, Кол Гали, влияние их творчества на культуру башкир.

8. Вхождение башкир в состав Русского государства и его влияние на развитие культуры башкир.

9. Башкирское летописание -шэжэре как историко - литературный источник.

10. Материальная культура башкир в XVII- XVIII вв: жилища; одежда; пища.

11. Устное и рукописное народно-поэтическое творчество. Отражение в нем мотивов национально-освободительной борьбы против политики царизма.

12. Семейный быт и народные празднества.

13. Просвещение в XVIII в.

14. Просветительская мысль башкир в пер. пол. XIX в.

15. Развитие краеведения в XIX в.

16. развитие литературы в пер. пол. XIX в.

17. Просвещение в крае в пореформенный период.

18. Успехи в развитии здравоохранения.

19. Башкирские поэты-просветители вт. пол. XIX в.: Акмулла, М. Биксурин, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов.

20. Башкирская тематика в произведениях русских писателей.

21. Быт и материальная культура башкирского народа в к. XIX – н. XX вв.

22. Становление периодической печати в нач. XX в.

23. Национальная литература и искусство в пер. пол. XIX в.

24. Зарождение национального театра в нач. XX в.

25. Становление изобразительного искусства в нач. XXв.

26. Состояние просвещения. Меры по ликвидации неграмотности в 20-30-е гг. XX в.

27. Становление литературного языка башкирского народа.

28. Башкирская литература в 1920-1930-е гг.

29. Башкирское искусство в 1920-1930- гг. .

30. Становление национальной печати в 1920-1930- е гг.

31. Культурная жизнь Башкортостана в годы Великой Отечественной войны: литература и образование.

32. Наука и научные учреждения в республике в военные годы.

33. Развитие науки в Башкортостане во вт. пол. XX в.

34. Искусство в годы Великой Отечественной войны.

35. Состояние образования БАССР во вт. пол. XX в.

36. Литература и искусство в 1960-1980-е гг.

37. Культурно-просветительская работа во вт. пол. XX в.

38. Физкультура и спорт во вт. пол. XX в.

39. Книгоиздательское дело и средства массовой информации в 1960-1980-е гг..

40. Научный потенциал Башкортостана на современном этапе.

41. Современная система образования Республики Башкортостан.

42. Языки народов Башкортостана. Двуязычие и многоязычие.

43. Становление башкирского языка как государственного в XX в.

44. Профессиональное музыкальное искусство Башкортостана во вт. пол. XX.

45. Развитие оперного искусства и балета во вт. пол. XX в.

46. История государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане.

47. Религиозные конфессии и центры Республики Башкортостан.

48. История становления национально- культурных центров республики.

49. Цели и задачи национально- культурных центров республики.

50. Деятельность национально-культурных центров республики на современном этапе.

51. Состояние национальной печати в республике в к. XX- нач. XXI вв.

52. Современное театральное искусство.

53. Профессиональная живопись Башкортостана.

54. Состояние башкирской литературы в к. XX –нач. XXI вв.

VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ,

СТРУКТУРА ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА: ВХОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО

Общий баланс времени и график проведения занятий.

В соответ­ствие с действующим учебным планом, в весеннем семестре 2008/2009 учебного года на изучение дисциплины «Культура Башкортостана» были выделены 46 часов, которые распределяются между различными видами заня­тий следующим образом:

Лекционнные занятия - 28часов

практические занятия - 18 часов

самостоятельная работа - 46 часов

Осенний семестр продолжается в течение 17 недель с 1 сентября 2008 года (1-я неделя) по 29 декабря 2008 года (18-я неделя).

Промежуточный рейтинг студентов определяется на 9-й неделе и итоговый на 21 неделе (без прерывания всех видов занятий по расписанию на кон­трольной неделе).

Итоговый рейтинг студентов определяется путем суммирования ре­зультатов промежуточного рейтинга и рейтинга, полученного в процессе экзамена, которые проводились в период 2008/2009 уч. г.

Максимальный рейтинг и его распределение по видам занятий.

Максимально возможный итоговый рейтинг студента по дисциплине «Культура Башкортостана» в осеннем семестре 2008/2009 учебного года состав­ляет 56 баллов.

Определение рейтинга по отдельным видам занятий.

Семинарские занятия. Степень усвоения теоретического материала по дисциплине «Культура Башкортостана» контролируется в процессе уча­стия студентов в обсуждении вопросов на каждом семинарском занятии и путем написания контрольных работ, рефератов, докладов и устного опроса.

Оценки по контрольным работам выставляются по четырех­балльной системе:

5 баллов. Студент показывает глубокие знания по предмету в объ­еме требований учебной программы, твердо знает содержание рекомен­дованных первоисточников, владеет категориальным аппаратом, умеет творчески выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов.

4 балла. Студент обнаруживает твердые знания программного материала, категориального аппарата при хорошем усвоении первоис­точников.

3 балла. Студент поверхностно усвоил программный материал, ка­тегориальный аппарат, отрабатывать рекомендованный минимум лите­ратуры. Показал неполные и неглубокие знания, материал излагал бессис­темно.

2 балла. Студент показал незнание важных разделов про­граммы курса, категориального аппарата.

Поощрительный рейтинг. Поощрительный рейтинг до 3 баллов могут получить студенты, проявившие творческий подход к изучению дисциплины «Культура Башкортостана». На него могут претендовать сту­денты, выступавшие с докладами на студенческих конференциях, участ­вовавшие в выставках или конкурсах студенческих научных работ по тематике, связанной с предметом, а также студенты, выполнявшие нестан­дартные домашние задания, и написавшие интересные рефераты, про­явившие особую активность при проведении всех видов занятий по дисци­плине «Культура Башкортостана ».

Итоговая оценка по дисциплине «Культура Башкортостана».

Студент получает оценку «Зачтено», если набирает из максимально возможных 75 баллов.

Оценка «Не зачтено», если студент набрал менее 25 баллов.

Критерии, оценки и параметры, определяющие и численно

устанавливающие уровень и качество подготовки студента по учебной дисциплине «Культура Башкортостана».

Определение рейтинга по отдельным видам занятий. Степень ус­воения теоретического материала по дисциплине «Культура Башкортостана» контролируется в процессе участия студентов на каждом семинарском занятии и путем выполнения контрольных работ (2 раза в семестре). Оцен­ки выставляются по пятибалльной системе:

5 баллов. Оценка «Отлично» выставляется в том случае, когда студент показывает глубокие знания по предмету в объеме требований учебной программы, твердо знает содержание рекомендованных перво­источников, владеет категориальным аппаратом, умеет творчески выде­лять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов.

4 балла. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если сту­дент обнаруживает твердые знания программного материала, категори­ального аппарата при хорошем усвоении первоисточников.

3 балла. Оценка «удовлетворительно» ставится тогда, когда сту­дент поверхностно усвоил программный материал, категориальный аппа­рат, смог отрабатывать лишь рекомендованный минимум литературы. Показал неполные и неглубокие знания, материал излагал бессистемно.

0-2 балла. Оценка «неудовлетворительно» выставляется тогда, когда студент показал незнание важных разделов программы дисциплины, категориального аппарата.

Инновация в преподавании учебной дисциплины (разработка и внедрение новых средств, форм и активных методов обучения, а также прогрессивных форм контроля остаточных знаний)

Формы контроля Количество баллов
1. Выступление на семинарских занятиях 1-3
2. Доклад (без сдачи текста)
3. Доклад (с оформлением и сдачей текста) 3-4-5
4. Рецензирование студентом доклада 1-2-3
5. Оппонентское выступление   1-2-3
6. Ответы на тесты 1-2-3
7. Контрольные работы на занятии 1-2
8. Выполнение индивидуального задания повышенной трудности 1-2-3
9. Поощрительный балл
10. Работа на лекции

IX. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Наши рекомендации