Тема 7. Европейская культура XX века

Вопросы

  1. XX век – век становления общечеловеческой культуры.
  2. Сциентизм и технократизм.
  3. Постмодернизм.
  4. Массовая и элитарная культура.
  5. Культура и глобальные проблемы человечества.

Термины и понятия

гуманизм, социоцентризм, социокультурная ситуация, демократия, сциентизм, антисциентизм, технократизм, техногенная цивилизация, постмодернизм, массовая культура, элитарная культура, информационная культура, глобализация, экосистема.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте понятие «общечеловеческая культура».
  2. Какие формы социальной жизни, способы мироощущения и мировосприятия, базисные культурные ценности предшествующей эпохи были восприняты в XX в.?
  3. В чем заключается суть современного гуманизма?
  4. Какое место занимает научно-технический прогресс в современной культуре?
  5. Что лежит в основе сциентизма и антисциентизма в современной культуре.
  6. Назовите тенденции развития современной материальной культуры.
  7. Каковы основные направления мировой духовной культуры в XX

веке?

  1. Что такое постмодернизм?
  2. Что характерно для развития современного искусства?
  3. С чем связано появление массовой культуры?
  4. На кого ориентирована элитарная культура?
  5. Назовите причины возникновения глобальных проблем.
  6. Может ли человечество решить стоящие перед ним глобальные проблемы?

Дополнительные вопросы и задания

1. Используйте точку К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков:

«Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать».

2. Этот термин обозначает совокупность тенденций в художественной культуре второй половины XX в. Умберто Эко считал, что «большой его недостаток – годность на все случаи. К нему прибегают всякий раз, когда хотят что-нибудь похвалить, к тому же настойчиво продвигают в глубь веков… Мало – помалу он распространился и на начало века. Остановок не предвидится, и скоро его категория захватит Гомера». Назовите этот термин.

3. По мнению испанского культуролога Х. Ортеги – и – Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются:

- дегуманизация;

-отказ от изображения «живых форм»;

- превращение творчества в игру;

- тяготение к иронии;

- отказ от трансцендентности (т.е. отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта).

Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ.

4. Определите три наиболее существенных признака постмодернизма:

а) абсолютизация современного, не связанного с «несовершенным» прошлым;

б) утверждение новых стилей в видах искусства;

в) новизна – способ оценки мира;

г) обращение к психике, внутреннему миру человека;

д) абсолютная внутренняя свобода и ее выражение в творчестве: все дозволено;

е) доминирование коммерческого отношения к художественному творчеству;

ж) использование технических средств в создании произведений искусства.

5. Как вы оцениваете роль техники в динамике современной культуры? Обоснуйте технократический подход к культуре и критически проанализируйте его.

6. Ответьте на тестовые задания:

Какая из неправительственных организаций ученых впервые поставила вопрос о глобальных проблемах современности:

а) Римский клуб; в) Франкфуртская школа;

б) Венский кружок; г) Философское общество СССР.

Кто их ученых полагал, что сами люди виновны в кризисе культуры: «мы сошли со столбовой дороги развития культуры, т.к. нам не свойственно задумываться над судьбами того, что принято называть культурой… Самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно».

а) О. Шпенглер; в) А. Швейцер;

б) Н. Бердяев; г) Г. Зиммель?

Темы докладов и сообщений

1. Техника как феномен.

2. Человечество в культурологической перспективе.

3. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация)

4. Развитие современного искусства: от авангарда к постмодернизму (основные тенденции, представители, влияние на жизнь общества)

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарика, 2000.
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.
  3. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2001.
  4. Кондаков И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность. – 2001. - №4.
  5. Культурология / под ред. Г.В. Драга. – Р. н/Д.: изд-во Феникс, 1996.
  6. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. М.: «Культура и спорт», 1995.
  7. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Политиздат, 1991.
  8. Флиер А. Массовая культура и ее социальные функции. // ОНС. – 1988. - №6

Дополнительная

1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб.: университетская книга, 1999.

2. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. – 1989. -№2.

3. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М., 1996.

4. Культурология. XX век. Антология. – М., 1995.

5. Постмодернизм и культура. – М., 1991.

6. Социально-политический контекст философии постмодернизма. – М., 1994.

7. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие (под ред. А.А. Радугина). – М.: «Центр», 1998.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1.

9. Шпенглер О. Закат Европы. Тт. 1-2. – М., 1993.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Наши рекомендации