Текущий и итоговый контроль по дисциплине
Перечень типовых экзаменационных и зачетных вопросов
1. Понятие «культура»: основные подходы.
2. Происхождение человека и культуры: основные теории и гипотезы.
3. «Неолитическая революция»: понятие, сущность, значение.
4. Миф: понятие, классификация, функции.
5. Первые цивилизации: условия, место возникновения, отличительные черты.
6. Письменность: понятие, причины возникновения, этапы становления и значение.
7. Осевое время: понятия, характерные черты, основные центры, священные тексты.
8. Греческая цивилизация: географическое положение, основные этапы развития.
9. Значение античной культуры в становлении Европейской цивилизации.
10. Художественные доминанты греческой культуры. Основные шедевры скульптуры и архитектуры. Греческий театр.
11. Римская цивилизация: система ценностей, жизненные и духовные приоритеты.
12. Зрелищность – как характерная черта римской культуры.
13. Христианский тип культуры: понятие, истоки, характерные черты, достижения.
14. Христианская этика. Библия о христианской этике.
15. Культура Византии: особенности, достижения, значение.
16. Исламская культура: понятие, характерные черты, этапы развития, достижения и противоречия
17. Основные этапы развития культуры в Западной Европе Средние века.
18. Монашеские и рыцарские средневековые ордена.
19. Средневековая городская культура и ее роль в становлении европейской культуры.
20. Архитектурные стили средневековья: характерные черты, шедевры.
21. Символика в средневековой, европейской культуре. Христианские символы.
22. Мировоззренческий переворот в эпоху Возрождения? Как он отразился в художественной практике Ренессанса.
23. Эпоха Великих географических открытий: достижения, значение.
24. Движение Реформации: причины, смысл, представители, значение.
25. Трудовая этика протестантизма и развитие капитализма.
26. Возникновение и утверждение научной картины мира в XVII – XVIII вв:
27. Культура Просвещения: особенности, цели и идеалы просветителей.
28. Буддизм, как мировоззренческая основа восточной культуры.
29. Влияние ислама на культуру.
30. Барокко: происхождение, сущность, основные черты. Шедевры барочного искусства.
31. Классицизм: происхождение, сущность, основные черты. Шедевры классицизма.
32. Романтизм: происхождение, сущность, основные черты. Шедевры романтизма.
33. Сформулируйте определяющие качества культуры европейского типа, сформировавшейся в Новое время.
34. Значение эволюционизма в научных системах XIX в.
35. Охарактеризуйте основные этапы развития культуры XIX в.
36. Изменение представления о мире и человеке в XX в. С какими научными открытиями связано изменение карты мира.
37. Функции культуры.
38. Основные культурологические школы.
39. Основные направления в искусстве XX в.
40. Основные проблемы и тенденции в развитии культуры на рубеже XX и XXI вв.
41. Культурология: предметы и методы.
42. Вклад русской культуры в развитие мировой цивилизации.
43. С какими дисциплинами связана культурология?
44. Назовите основные направления современных культурологических исследований.
45. В чем состоят основные теоретические задачи культурологи.
46. Типология культуры.
47. Разрешите диллему: единый мировой культурный процесс или история «локальных цивилизаций».
48. Раскройте понятие социокультурной динамики. Каким образом становятся возможны и происходят социокультурные изменения?
49. Что изучает семиотика? Какие разделы в семиотике вы знаете?
50. Что такое знак? Какие виды знаков вы знаете?
51. В чем сущность языка? Дайте определение языка в широком смысле.
52. В чем специфика художественной картины мира?
53. Охарактеризуйте основные теории происхождения искусства?
54. Что такое массовая культура? Что такое кич? Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре и живописи.
55. Что такое символ, идеал, канон в искусстве?
56. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания.
57. Дайте характеристику синкретизма, тотемизма и других архаических религиозных верований.
58. В чем проявляется социокультурная обусловленность развития техники?
59. Что такое духовные ценности, и по каким признакам они могут классифицироваться?
60. Охарактеризуйте устойчивость и изменчивость в культуре.
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
_________________ / ________________ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие дополнения и изменения:
_______________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)
Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит »
г. Дальнереченск
Раздел I Теория культуры