Тема 12. Академия художеств и историческая живопись.
Разнообразие жанров в живописи 1760-1790-х гг. Иерархия жанров. Образовательная система Академии художеств и развитие исторической живописи как ведущего жанра. Эволюция от декоративного панно к станковой картине. Творчество Г.И. Козлова, М.И. Пучинова. Темы античной мифологии, христианской истории, отечественной истории. Работа в Академии Луи Жана Франсуа Лагрене Старшего и его брата Жана Жака Лагрене (1760-62).
Творчество Антона Павловича Лосенко (1737-1773). Обучение в Академии художеств. Вместе с В.И. Баженовым – один из первых пенсионеров (1760). Картины на религиозные темы: «Товий и ангел» (1753 и 1758, ГТГ) и «Чудесный улов рыбы» (1762, ГРМ). Произведения «большого исторического рода» - «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). Портреты Лосенко (Ф.Г. Волков, А.П. Сумароков, И.И. Шувалов, актер Я.Д. Шумский). Лосенко – один из основателей русской художественной педагогики. Его труд «Краткое изъяснение пропорций человека».
Творчество Петра Ивановича Соколова (1753-1791). Произведения на темы античной мифологии – «Меркурий и Аргус» (1776, ГРМ), «Амур, оттачивающий стрелу» (1770-е гг., ГРМ), «Дедал привязывает крылья Икару» (1777, ГТГ).
Творчество Ивана Акимовича Акимова (1754-1814). «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1782, ГТГ). Произведения на темы отечественной истории – «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев» (1773, ГТГ), «Крещение княгини Ольги в Константинополе» (не позднее 1792; эскиз, ГРМ). Акимов – директор Академии. Его «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках» (1804).
Художник молодого поколения Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823). Работа почти исключительно над темами русской истории: «Испытание силы Яна Усмаря» (1796/97?, ГРМ), «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» (1793/94?, ГРМ), «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (обе не позднее 1800 г., ГРМ). Графика Угрюмова (эскиз «Муций Сцевола», 1780-е гг., ГРМ). Преподавательская деятельность Угрюмова.
Тема 13. Портретная живопись и графика 1760-1790-х гг.
Расцвет портрета в царствование Екатерины II и Павла I. Позднее творчество А.П. Антропова и И.П. Аргунова (портрет калмычки Анны Николаевны, 1767, Кусково; крестьянка, 1785, ГТГ).
Творчество Федора Степановича Рокотова (ок. 1735 - 1808). Стилевые особенности его произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), «Неизвестного в треуголке» (начало 1770-х гг., ГТГ), «Неизвестной в розовом платье» (1770-е гг., ГТГ). Круг моделей художника 1770-х гг. (портрет поэта В.И. Майкова, между 1775 и 1778, ГТГ). Колорит и живописная манера. Характерная для рококо улыбка и общий эмоциональный настрой. Произведения 1780-90-х гг. Портреты Е.Н. Орловой (ок. 1779, ГТГ), В.Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х гг., ГРМ). Тип красоты «екатерининской» эпохи. Живописная маэстрия и особенности фактуры. Место портретов Рокотова в европейской живописи.
Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Типологическое разнообразие. Портреты А.Ф. Кокоринова (1769, ГРМ), П.А. Демидова (1773, ГТГ), Дени Дидро (1773/74, Музей искусства и истории, Женева). Серия «Смольнянок» (воспитанницы Смольного института; 1772-1776, ГРМ). Парадный портрет («Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия», 1783, ГРМ, вариант меньшего размера в ГТГ). Костюмированный портрет: «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789, ГТГ) и предромантические тенденции. Портреты родных: «Священник» (отец Г.К. Левицкий?, 1779, ГТГ), «Портрет Агаши Левицкой» (1785, ГРМ). Камерные портреты – «Портрет М.А. Дьяковой» (1778 и 1781, ГТГ). Портреты актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1782) и графини Урсулы Мнишек (1782, оба в ГТГ). Левицкий и портретный класс Академии художеств.
Школа Левицкого. Творчество П.С. Дрождина («Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены», 1776, ГРМ), Е.Д. Камеженкова («Автопортрет с дочерью Александрой»), Л.С. Миропольского («Портрет Г.И. Козлова», до 1794, ГРМ).
Творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825). Роль кружка А.А. Безбородко в становлении художника. Типология портретов мастера. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) и «Портрет Д.А. Державиной» (1813, ГТГ) - отечественный вариант английского «портрета – прогулки». Сентиментализм в женских портретах (М.И. Лопухина, 1797; Е.Г. Темкина, 1798; Е.А. Нарышкина, 1799, все в ГТГ). Роль пейзажа в портретах. Особенности мужских портретов Боровиковского: «Портрет князя А.Б. Куракина» (1801-1802, ГТГ). Эволюция портретного творчества Боровиковского в начале 19 в. Творчество Н.И. Аргунова («Балерина Т.В. Шлыкова-Гранатова», 1789, Кусково; «Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой, 1803, Кусково), В.Я. Родчева («Портрет неизвестной», 1789, ГРМ). Предромантические тенденции в творчестве Степана Семеновича Щукина (1762-1828): «Автопортрет» (1786?, ГРМ), «Портрет Павла I» (1796, ГТГ). Гравюрные портреты Е.П. Чемесова.
Провинциальный портрет. Заказчики и исполнители. Творчество Григория Островского. Портреты семьи Черевиных из усадьбы Нероново Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван Космич Березин (1721-1784) и портреты Тишининых из усадьбы Тихвино-Никольское.
Работа иностранных портретистов в России в 1760-1790-е гг. Французская ветвь россики. Швед Александр Рослин (1718-1793, в России в 1775-1777 гг.), долгие годы работавший во Франции. Портреты графини Е.А. Чернышевой (1776), князя В.М. Долгорукова-Крымского (1776, оба в ГТГ), Н.И. Панина (1777, ГМИИ). Жан-Луи Вуаль (1744 - после 1803, в России с 1770-х гг.). Его заказчики - Строгановы и Панины. Пребывание в России художницыЛ.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.), придворной портретистки Марии Антуанетты. Женственность и оттенок салонности в портретах А.С. Строгановой с сыном (1793, ГЭ), А.П. Голицыной с сыном (между 1795 и 1801, ГМИИ). Мужские портреты («Портрет Г.И. Чернышева с маской в руке», 1793, ГЭ).
Другие ветви россики. Датский живописец Вигилиус Эриксен (1722-1782, в России с 1757 по 1772 гг.). Парадные портреты. «Екатерина II на коне в гвардейском мундире», «Великий князь Павел Петрович в учебной комнате». «Карусельные» портреты Г.Г. и А.Г. Орловых работы Эриксена (ГЭ). Карл Людвиг Христинек (ок. 1732 – ок. 1793). Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830, в Петербурге с 1792 по 1797 гг.). «Екатерина II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории» (1793, ГЭ). Портреты В.А. (1796) и П.А. Зубовых (1796?, оба в ГРМ) - образ царедворца. Итальянцы Стефано Торелли (1712-1780, в России с 1762) и Сальватор Тончи (1756-1844, в России с 1797 г.).
Гравюры Е.П. Чемесова (1737-1765). Портреты в технике пунктирной гравюры и акварели Г.И. Скородумова (1755-1792). Миниатюрные портреты В.Л. Боровиковского, А.-Х. Ритта, Ф. Виоллье.
Тема 14. Бытовой жанр и пейзаж в живописи и графике 1760-1790-х гг.
Становление бытовой живописи и пейзажа. Истоки бытового жанра в иконописной традиции и произведениях «россики». Значение графических и живописных работ Ж.-Б. Лепренса (1733-1783, в России с 1757 по 1762 гг.), В. Эриксена, И.Я. Меттенлейтера (1750-1825), Д.-А. Аткинсона (1775 - не ранее 1831, в России с 1784 по 1801 гг.). «Костюмный» жанр, «бамбошад».
Класс «домашнего исторического рода» в Академии художеств. Особенности отечественного жанра, избегающего «низких» сцен. Тема русской деревни в творчестве Ивана Михайловича Танкова (Тонкова; 1740/41- 1799). Сельские виды и сцены, их связь с искусством театральной декорации: «Пожар в деревне в ночное время» (между 1780 и 1785 гг., ГТГ), «Храмовый праздник» (1784, ГТГ).
Академические тенденции в работах Михаила Шибанова (? - после 1789). Многофигурные композиции «Крестьянский обед» (1774, ГТГ), «Празднество свадебного договора» (1777, ГТГ). Национальные костюмы и обычаи. Творчество Ивана Алексеевича Ерменева (1746/49 - после 1792), пенсионера великого князя Павла Петровича в Париже. Акварели, изображающие нищих-слепцов (начало 1770-х гг., ГРМ) и проблема «социального сентиментализма». Элементы бытового жанра в портрете и пейзаже. «Юный живописец» И.И. Фирсова (1760-е гг., ГТГ).
Позднее появление пейзажа как самостоятельного вида живописи. Роль Академии художеств в становлении пейзажного жанра. Основные направления: виды парков, городской пейзаж, батальные сцены. Изображения парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга у Семена Федоровича Щедрина (1745-1804). «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» (не позднее 1792, ГРМ). Масляная живопись, акварель, гуашь. Проявление сентиментализма и романтические тенденции в произведениях Щедрина.
Городские виды Федора Яковлевича Алексеева (1753/54? - 1824). Пенсионерское пребывание в Италии и увлечение картинами венецианских мастеров. Виды Петербурга, южных российских городов Николаева и Херсона. Московские пейзажи и их сценический характер: «Красная площадь в Москве» (1801, ГТГ).
Батальный пейзаж Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823): акварель «Штурм Измаила» (1788, ГРМ). Сопровождение войск Г.А. Потёмкина. Виды местностей: «Вид Эчмиадзина в Армении» (не ранее 1783, ГРМ). Идеальный «героический» пейзаж Федора Михайловича Матвеева (1758-1826).