Предмет, источники, задачи и методы 7 страница

Как и у анауских племен, здесь встречается много глиняных женских статуэток, говорящих о культе богини-матери и, видимо, о материнском роде. Впрочем, ряд археологов считают, что материнский род у трипольцев был на закате. Они указывают, что земледелие у трипольских племен развивалось на землях, освобожденных от леса, а леса там были дубовые и выкорчевка корней, пней и удаление прочих препятствий было делом трудным, непосильным для женщины. Значит, вземледелии был важен и мужской труд. Скотоводство же с самого начала было мужским занятием. Все это составляло важные предпосылки для возникновения отцовского рода. Некоторые поселения (например, Поливанов Яр) укреплены низкими земляными валами, что говорит о начале межродовых столкновений, возникновение которых связывают с зарождением патриархата.

Каменные и костяные орудия на трипольских поселениях многочисленны и разнообразны. Их многообразие подчеркивает малочисленность орудий из металла, которые обычно мелки: рыболовные крючки, шилья, только в очень редких случаях топоры и долота. Но уже в раннем триполье много медных украшений, что убеждает в хорошем знакомстве трипольцев с металлом.

Особое значение для исследования трипольской металлургии имеет клад медных, а также каменных и костяных предметов в Молдавии у с. Карбуна. Он был найден на мысу, где располагалось раннетрипольское поселение. Клад находился в типичном раннетрипольском грушевидном сосуде, горло которого было накрыто другим сосудом, не менее типичным для того времени. В кладе было около 850 вещей, из которых более половины медных, в том числе два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, медные подвески, бусы 23 человекоподобные фигурки. Из камня сделаны два топора, бусы и пластины, из кости — подвески. В кладе были также подвески из раковин.

Карбунский клад замечателен прежде всего огромным количеством медных изделий — их 444. Металлические вещи клада сделаны из чистой меди горячей ковкой. Исследователи полагают, что трипольцы владели всеми видами кузнечной ковки (вытяжка, изгиб, рубка, тиснение и даже пробивка отверстий в массивных предметах). Они также знали технически сложную сварку медных полос. Местная обработка металла доказывается и находками кузнечной наковальни, а также кузнечного молота. Полагают, что мастера, изготовившие вещи клада, делали их из привезенного выплавленного металла, но сами они еще не умели ни плавить, ни отливать.

В раннетрипольском материале известно только два металлических топора, и оба они происходят из карбунского клада. Один имитирует форму клиновидных каменных топоров, другой — проушной, причем его изучение дало возможность составить представление о сложных приемах работы трипольских металлокузнецов.

В кладе много украшений. Это тяжелые медные бусы, медные трубочки, входившие в состав ожерелья. Каждая бусина ковалась отдельно. Красивы медные браслеты, в большинстве спиральные, но один состоял из медных широких пластин. Другие пластины из клада служили, видимо, для украшения одежды. Медные антропоморфные фигурки весьма схематичны, грубы, по ним с трудом можно представить, что это изображения людей. Это неудивительно, ведь и глиняные трипольские статуэтки весьма условны.

В кладе найдены даже самые незначительные по размеру медные пластинки, что указывает на высокую ценность металла. Видимо, поэтому в трипольских поселениях так мало даже самых мелких предметов. Их не выбрасывали, когда они приходили в негодность, а переделывали в другие вещи.

Металл клада по своему составу соответствует рудам месторождений Баната (историческая область, лежащая между Трансильванскими Альпами, р. Тиссой и Дунаем).

В карбунском кладе замечателен своей великолепной отделкой и практической бесполезностью топор из белого мрамора. Этот топор не мог употребляться по прямому назначению, так как мрамор хрупок. Видимо, это было парадное церемониальное оружие.

Многочисленны предметы из раковин. Одни нашивались на головной убор или на одежду, другие привешивались к ожерелью.

Полагают, что клад принадлежал родовому вождю, в руках которого уже могли скопиться значительные ценности. Наличие в кладе культовых предметов — антропоморфных фигурок — допускает предположение, что вождь одновременно был и жрецом. Совмещение занятий вождя и жреца тогда было обычно.

Расцвет трипольской культуры падает на III тысячелетие до н. э. Именно в этот период трипольские поселения занимают максимальную область распространения. Для периода расцвета культуры характерно поселение Коломийщина. Поселки, значительно возросшие по площади и насчитывающие в некоторых случаях до 200 домов, расположены высоко над рекой, рядом с возделывавшимися полями. По подсчетам в трипольском поселке Владимировка жило до 3000 человек. Земледельческое хозяйство может прокормить большой коллектив, но соответственно оно требует большого количества рабочих рук. Посевы занимают более значительные пространства, чем раньше. Жилища размещались не по прямой, а концентрическими кругами, по радиусам которых направлены длинные стороны домов. В центре оставалось свободное место, которое считают загоном для возросших стад. Костей домашних животных до 80%, скотоводство по-прежнему пастушеское, ведущей отраслью хозяйства, возможно, было скотоводство при большой роли мотыжного земледелия. Роль рыболовства незначительна. Встречаются костяные и медные рыболовные крючки и глиняные грузила сетей.

Углубленные в землю дома уступают ведущее положение глинобитным с обожженными стенами и обожженным полом. Каждый дом разделялся на несколько комнат с отдельным входом, очагом, лежанкой, зерновыми ямами, глиняными крестообразными или круглыми возвышениями — жертвенниками. Пол использовался для сушки зерна. Такой дом, как полагают, занимала большесемейная община, а каждую отдельную комнату — парная семья. Судя по отпечаткам дерева, основу дома составлял деревянный настил. Найдены модели трипольских домов, изготовленные самими трипольцами. Расположение в такой модели печи, лавок, сосудов для продовольственных припасов, жертвенников соответствует их типичному расположению, известному по результатам раскопок жилищ. В одной из моделей внутри дома изображена даже женщина, работающая на зернотерке. Одна модель двухэтажная, что доказывает существование у трипольцев двухэтажных домов, о которых долгое время не подозревали. Теперь остатки таких домов изучены раскопками.

Достигает расцвета расписная посуда. Роспись нанесена кистью, обычно тремя красками, встречающимися в природе: белой (мел), красной (охра), черной (сажа). Обычен орнамент в виде сложных спиралей. Иногда изображались животные, на пример коза с хвостом в виде колоса пшеницы — еще одно свидетельство важности земледелия и домашнего скота у трипольцев. Впрочем, коз и овец у них было мало. Одевались они и в ткани, и в шкуры животных. Существование ткачества подтверждается находкой ниток на поселении Поливанов Яр и отпечатками ткани на глине.

Расписная керамика была посудой парадной, которая не употреблялась при приготовлении пищи. Кухонная керамика сделана грубее, орнамент на ней нанесен ногтем, заостренным камнем, раковиной. Широко распространены женские статуэтки.

Медь все еще дорога, но ее больше, чем в раннем триполье. Это шилья, крючки, колечки, а также браслеты, кинжал. Появляются медные клиновидные топоры. Важным техническим новшеством было литье меди. Считают, что ее могли плавить в обычных гончарных печах, которые, однако, не годились для выплавки меди из руды из-за недостаточно высокой температуры в них.

Преобладают по-прежнему каменные изделия. Широко известны составные серпы. На всем протяжении истории трипольских племен основные орудия делались из кремня, рога, кости. Их производили тут же. В одном из таких мест производства на поселении Поливанов Яр на Днестре найдено более 3000 кремневых желваков, заготовок, нуклеусов, отщепов, осколков, заготовок и несколько сотен готовых орудий разнообразных форм. Многочисленность форм орудий свидетельствует об их разнообразном применении, а следовательно, и о многообразии хозяйственной жизни трипольцев. Среди этих изделий есть орудия для обработки земли, для обработки дерева, кости, кожи, даже для обработки металла. Многочисленность найденных там орудий свидетельствует и о том, что их делали не только для себя, но и на обмен.

Потомки трипольских племен жили уже в развитом бронзовом веке во второй половине III тысячелетия до н. э. Обычно отмечают два локальных варианта развившихся и обособившихся. Один из них называется усатовским (по поселению Усатово под Одессой), другой — городским (по с. Городск близ Житомира). В последнее время трассологическим анализом установлен земледельческо-скотоводческий тип усатовского хозяйства. Находки мотыг и зернотерок подтверждают земледелие. Оно преобладало или имело равное значение со скотоводством. Среди костей домашних животных преобладают кости овцы. Из домашних занятий можно отметить значительную роль обработки кож (50% орудий) и некоторую роль обработки дерева (12% орудий). Усатовские и городские жилища уже не наземные, а углубленные в землю, т. е. полуземлянки. Встречающиеся в Усатове маленькие каменные дома, вероятно, являются культовыми по мещениями. Расписная керамика редка, ее сменяет шнуровая.

Металл усатовско-городских племен (и других племен этого этапа развития древнейшей металлургии к западу от Днепра и от Черного до Балтийского моря) происходит из балкано-карпатских и центральноев, ропейских меднорудных источников. Встре чающиеся тесла и шилья, видимо, произведены местными металлургами из привозного металла.

Усатовцы вели обмен иногда с довольно удаленными племенами. На побережье Черного моря поступал кремень с Волыни. Здесь же находят изделия из привозного янтаря. Кусок сурьмы, по определению геологов, происходит из Малой Азии, а посеребрённые кинжалы — из Эгейского мира.

Соседство с Черным морем, обилие рыболовных грузил говорят о том, что рыболовство у усатовцев имело значение подсобного вида хозяйства. Они выходили в море, возможно, что доходили до Эгейского мира, но не исключено, что эгейцы их также посещали.

Усатовские погребения свидетельствуют о вполне сложившемся патриархате. Они находятся под курганами, в центре которых были погребены мужчины с многочисленными вещами, а по окраинам расположены погребения, значительно уступающие центральному по инвентарю. Видимо, центральные захоронения принадлежат людям, занимавшим особое общественное положение. Женские статуэтки хотя и встречаются, но они так схематичны, что их трудно узнать.

Ряд усатовских могил не содержал погребений. Предполагают, что эти «могилы», являются памятными насыпями в честь утонувших мореплавателей или воинов, погибших далеко от родины. Мемориальные сооружения в честь погибших сородичей возводились вплоть до последнего времени. В Нижнем Прикамье и Среднем Поволжье в результате развития неолитических культур происходит переход к эпохе бронзы. Появляются первые единичные медные орудия. Преемственные связи неолитических культур и племен бронзового века прослеживаются хорошо. Они ещё близки к неолитическим, поэтому волосовскую культуру долгое время считали неолитической. Даже орнамент волосовских сосудов нанесен штампом, сходным с неолитическим. На позднем этапе развития волосовская культура расширяет свою территорию до верховьев Клязьмы, где известна стоянка Николо-Перевоз. Волосовцы были рыболовами и по своему хозяйству сильно отличались от передовых племен этой эпохи, но тем не менее волосовскую культуру сейчас единодушно считают энеолитической. На обширных волосовских стоянках расположены большие полуземлянки. Из находок наиболее интересен волосовский клад — множество предметов из кремня, покрытых тонкой отжимной ретушью. Среди них копья, ножи, стрелы, а также изображения животных — своеобразная скульптура лесного энеолита. Волосовскую культуру относят ко II тысячелетию до н. э.

ВСибири энеолит представлен афанасьевской культурой III тысячелетия до н. э., названной по могильнику у Афанасьевой горы на Енисее. И здесь наиболее характерным явлением было распространение производящего хозяйства. Афанасьевская культура изучена главным образом по курганам, а также по небольшим поселениям, которых пока найдено мало. В могилах часто находятся костяки мужчин вместе со скелетами одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения обычно женские. Афанасьевские погребения в Минусинских степях представляют собой ямы, в которые вставлены деревянные срубы, перекрытые бревнами или каменными плитами. Над всем этим насыпали курган. Жилища афанасьевцев — полуземлянки с бревенчатым потолком, но вероятны и бревенчатые дома, о чем говорит умение рубить срубы для могильных ям.

Афанасьевское хозяйство скотоводческое. В могилах встречаются кости домашних животных. Важное значение сохраняет охота. Меди еще немного, а вещи из нее небольшие; листовидные ножи, кольца, иглы, топор, жатвенный нож, медные игольники (в одном из которых была найдена костяная игла с шерстяной ниткой). Найден также медный кинжал. Все вещи изготовлены из меди путем ковки. Сосуды остродонные со штампованным орнаментом. Постепенно они вытесняются сосудами плоскодонными, что говорит о переходе к более прочной оседлости. Зарождается патриархат.

Дальнейшее развитие афанасьевской культуры выходит за пределы энеолита.

ГЛАВА 6

Наши рекомендации