Речевое общение в сфере профессиональной деятельности
Речь –это деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы; это язык в действии, процесс и результат пользования языком.
Речевая деятельность – это «речь как процесс, в отличие от речи как результата языкового функционирования: ряда высказываний, языкового произведения, совокупности речевых произведений» (Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003).
Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования, реализации, контроля.
Виды речевой деятельности по типу действий: говорение, слушание (продуктивный и репродуктивный процессы устной речи) и письмо, чтение (продуктивный и репродуктивный процессы в области письменной речи).
Общение – естественная среда обитания человека, которая представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией различного рода (интеллектуальной, духовной, материальной, эмоциональной и т.д.); формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное и духовное развитие, адаптация к человеческому обществу, к жизни.
© Речевое общение – процесс обмена мыслями, сведениями, идеями посредством языка, направленный на реализацию конкретной целевой установки.
☺☺Виды общения: фатическое и информационное, вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное
Речевое взаимодействие – это процесс установления и поддержания целенаправленного прямого и опосредованного контакта между людьми посредством речи.
Речевая ситуация – это система внешних, внеязыковых факторов использования языка, к которым относятся коммуникативная задача, предмет речи, особенности автора и адресата, условия общения.
Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс (текст, взятый в событийном аспекте).
Для успешной коммуникации требуется знание и соблюдение некоторых общих принципов общения. Важнейшими являются два: принцип кооперации и принцип вежливости.
Принцип кооперации состоит из нескольких максим, то есть правил.
1. Правило количества: количество информации в разговоре должно быть не большим и не меньшим, чем требуется.
2. Правило качества: говорите о том, чему у вас достаточно свидетельств.
3. Правило релевантности: говорите то, что имеет отношение к теме разговора, будьте последовательны.
4. Правило способа выражения: избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.
Принцип вежливости включает такие правила.
1. Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника; из возможных способов выражения побуждения выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.
2. Правило великодушия: из возможных способов выражения выбирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода; не обременяйте собеседника, не вынуждайте его связывать себя обещаниями, клятвами, не требуйте извинений и покаяний.
3. Правило одобрения: больше хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира; однако будьте сдержанны в оценочных суждениях: если ваша оценка (положительная и отрицательная) того или иного предмета не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.
4. Правило скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес.
5.Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие; не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований; умейте отказаться от конфликтов в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.
6. Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию; будьте благожелательны.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Охарактеризуем составляющие профессиональной культуры.
Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких, как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям. Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
· Культура профессиональной речи включает:
- владение терминологией данной специальности;
- умение строить выступление на профессиональную тему;
- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
©Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности (Лесохина Т.Б. «Русский язык и культура речи» для высших технических учебных заведений / Проект программы дисциплины. – М., 1999).