Прием практических навыков по теме занятия

Инновационные методы:

Задание 1. Речевое моделирование.Сформулируйте понятие вежливости. Можно ли использовать вежливость как средство борьбы с грубостью и хамством? Прочитайте рассказ С. Довлатова и сформулируйте свою точку зрения. Задание из учебника «Русский язык и культура речи» 2-е изд. перераб. и доп. / под редакцией профессора О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с.

ЭТО НЕПЕРЕВОДИМОЕ СЛОВО – «ХАМСТВО»

Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводи­мых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещан­ством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что озна­чает слово «хамство», так и не смог.

Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, реши­тельным образом от «хамства» по своему значению отличаются. Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действо­вать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно.

Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не укра­шая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуж­дают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

Помню, еду в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начи­нают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты со своей наглостью и туда раньше меня успеешь!». Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопо­ставил этой наглости.

С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость и нахальство, вместе взятые, но при этом -умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву.

Задание 2. Дискуссия по проблеме «Экология культуры».Прочитайте текст «Экология культуры»,выскажите свою точку зрения по затронутой проблеме.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Воспитание любви к родной стране, к родной культуре, к родному языку – задача большой важности. Эта любовь начинается с любви к своей семье, к своему дому и, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Для жизни человека большую роль играет среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда также необходима для его духовной, нравственной жизни. Культурная среда делает человека человеком. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучался, он даже и не поставлен наукой как жизненно важный для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников культуры и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние культурной среды на человека, хотя сам факт воспитательного влияния на человека его культурной среды ни у кого не вызывает сомнения.

Человек воспитывается в определенной культурной среде, которая сложилась на протяжении многих веков. История открывает ему окно в мир. Судите сами. Жить там, где жили великие поэты, писатели, художники, философы, посещать музеи и театры, соприкасаться с памятниками старины – значит, постоянно обогащаться духовно. Таким образом, культурная среда – это очень широкое понятие: это и дом человека, и город, в котором он живет. Это и музеи, которые он посещает, музыка, которую он слушает, религия и философия, которым он следует.

Улицы, площади, дома, парки напоминают, напоминают, напоминают…

Все прекрасные творения прошлого, в которые наши предки вложили талант и любовь, входят в человека и становятся мерой прекрасного. Человек на них учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, так как каждое поколение составляет во времени связующее звено. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные потребности будут все увеличиваться.

Если человек не любит хотя бы иногда смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен ко всему, что составляет его жизнь, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Но как же уберечь человека от равнодушия, если у него нет культуры постоянного общения? Путь здесь один – ему надо научиться общаться. Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, и не требовать, чтобы они были похожи на него. Если бы все люди были одни и те же, они бы просто не выжили как биологическая единица. Люди живут потому, что они все разные, поэтому надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему право быть другим. Люди привыкли к старой демократической формуле XVIII века – о правах большинства. Большинство, конечно, имеет права, но каждый из них входит в какое-то меньшинство – меньшинство больных, меньшинство влюбленных, меньшинство неудачно влюбленных, в меньшинство лысых, слепых, несчастливых – каждый из них обязательно входит в меньшинство, иначе он не был бы человеком.

У человека должна быть культура ценить другого человека за то, что он непохож на него. Педагогический опыт показывает, что чем меньше люди уважают разницу между собой и другими, тем менее гуманны. Общество – это не группа солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведет свою мелодию. Разница между культурным и некультурным человеком может определяться по-разному. Например, есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; при этом он или проявляет интерес, или испытывает злость. Культурный человек заинтересуется, некультурный обозлится. М. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых они не понимают, которые ничем не похожи на них.

Итак, еще одна необходимая вещь – терпимость. Терпимость не только к тем, кто прав, умен и образован, но и к тем, кто думает по-другому, даже если он не прав. Заметим, что здесь важна терпимость к мысли, а не к действию. Человек имеет право на любую мысль, касающуюся его лично. Однако он не имеет права на призыв других к насилию и убийству. Человек не имеет права на убийство.

Все жители Земли – люди разные, но все они одинаковы в главном. Все народы хотят счастья и мира для себя и своих детей, все любят справедливость и сочувствуют людям, попавшим в беду, проявляют к ним заботу и внимание, оказывают помощь. Все ценят доброту, честность, ум, трудолюбие. Нет такого народа, в сказках которого побеждал бы злой или ленивый. Люди могут придерживаться разных религиозных убеждений, но нет такой религии, которая учила бы злу и несправедливости. Все религии учат быть справедливыми, помогать бедным, делать людям добро, уметь подавлять в себе плохие чувства: злобу, зависть, корысть. Поэтому нужно жить в мире и научиться дружить. Нужно научиться уважать друг друга и уступать друг другу.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии. Убить человека нравственно может несоблюдение законов культурной экологии. И нет между ними границы, как нет точной границы между природой и культурой. Поэтому защита и сохранение культурной среды является важнейшей задачей экологии культуры.

7. Ситуативные задания:

Задание 1. Ролевая игра.Составьте диалоги: сочувствие – ответ на сочувствие; соболезнование – ответ на соболезнование. Сочувствие и соболезнование должно быть выражено по поводу:

1) несдачи экзамена;

2) неназначения стипендии;

3) вынужденного академического отпуска;

4) расставания с любимой(ым);

5) потери документов;

6) кражи м обильного телефона;

7) болезни близкого человека;

8) кончины близкого человека.

Задание 2. Игровая процедура.Составьте диалоги: приглашение – сначала положительный ответ на приглашение, затем отказ. Пригласите друга (подругу):

1) в кино;

2) к себе в гости;

3) в бассейн;

4) позаниматься спортом;

5) на стадион.

7. Выходной контроль (тест):

Речевой этикет

Задание 1. Отметьте, как наиболее корректно обратиться в современном деловом письме.

(А) Милостивый государь А.Н. Смирнов!

(Б) А.Н. Смирнов!

(В) Уважаемый господин А.Н. Смирнов!

Задание 2. Отметьте, как наиболее корректно обратиться к незнакомому человеку на улице.

(А) Извините, как пройти…

(Б) Молодой человек, как пройти…

(В) Мужчина, как пройти…

Задание 3. Отметьте, как наиболее корректно обратиться к продавцу.

(А) Девушка, покажите, пожалуйста…

(Б) Извините. Покажите. Пожалуйста…

(В) Товарищ продавец, покажите. Пожалуйста…

Задание 4. Отметьте, как наиболее корректно и вежливо поприветствовать преподавателя.

(А) Здравствуйте!

(Б) Приветствую Вас!

(В) Здрасьте!

8. Подведение итогов занятия:Выставление оценок студентов, определение типичных ошибок студентов.

Заключительное слово: Таким образом, знание правил речевого поведения и умелое использование речевых формул служит для установления контакта между собеседниками позволяет избежать агрессии и поддержать общение в нужной тональности. Владение речевым этикетом способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Материально-техническое оснащение занятия: доска, раздаточный материал.

Методическое обеспечение занятия:

Основная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

Дополнительная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи : учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М. : Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Дайте определение речевого этикета.

2. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование?

3. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.

4. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

5. В чем особенности речевого этикета в телефонном разговоре?

6. В чем проявляются этический и коммуникативный аспекты телефонного разговора?

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ:

1. Знать этические нормы русского литературного языка.

  1. Знать основные правила русского речевого этикета и применять их на практике в бытовой и профессиональной сферах.
  2. Решать ситуативные задачи по заданной теме.

9. Задание на следующее занятие (разноуровневое):

Задание 1.Вспомните пословицы и поговорки, отражающие пра­вила речевого этикета и содержащие рекомендации речевого воздей­ствия на собеседника (например: гордым быть — глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских пого­ворок.

Задание 2.Найдите примеры применения формул речевого этикета из художественных произведений XIX – XX века.

Наши рекомендации