Церковь св. Марии в Любеке
Любек с 1226 г. свободный город в Священной Римской империи. Епископ слабый. Центр Ганзы. На полуострове. При приближении к городу видно 7 шпилей – украшения 6 церквей, четко ориентированных по оси запад-восток.
Борьба с капитулом за выбор епископа. Собор – резиденция епископа – на южной окраине. Мариенкирхе – спонсируется купцами – в центре. Эти 2 постройки образуют ансамбль. Группы башенок и медных шпилей, высящихся над ним вечными мачтами и флагштоками, придают городу праздничный вид.
Строительство Мариенкирхе – стремление к монументальности. Сначала тут начали возводить зальную церковь с одной башней, но на последней стадии работ отвергли проект в пользу более масштабной базилики с 2 башнями (1277-1351 гг.). Высота башен – 125 м, центрального нефа – 40 м.
План и профиль соответствуют модели французского готического собора, стиль неузнаваем. Не камень, а кирпич. Как и большинство кирпичных церквей Северной Европы – ясность, стройность и синтетическое единство форм.
Западный фасад устремлен ввысь. Обрамляющие его башни разделены на ярусы карнизами с орнаментом из четырехлистников и увенчаны треугольными фронтонами, встроенными в шатровые шпили. Такие шпили часты для романской архитектуры Германии. Шатровый шпиль – один из устойчивых мотивов средневековой архитектуры немецких земель.
Корпусь Мариенкирхе – широкая базилика без трансепта, но с деамбулаторием и венцом капелл; широкие боковые нефы – наследие зальной церкви. Особенности плана – боковые нефы шире деамбулатория, в 5-угольной апсиде – лишь 3 капеллы. Половина шестиугольного свода является частью капелл, вторая половина перекрывает деамбулаторий. План хора – переработка плана зального хора собора в Любеке. В профиле место трифория заняла непрерывная внутренняя галерея с ажурной балюстрадой и пинаклями: элементы, характерные для внешнего декора храмов, использованы в интерьере. Верхний ярус центрального нефа оформлен в виде системы глубоких ниш, часть которых наглухо заложена кирпичом. Система именуется “акведуком”, впервые использована в соборе Бремена.
Прототипы колонн и пилястров – собор Кельна, оттуда же, из ризницы, - форма окон, разделенных на 3 ланцетовидных секции и лишенных ажурного декора. Пучки колонн и многие нервюры свода, окрашенные в красный цвет, резко контрастируют с белыми стенами.
Капелла св. Анны.
К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).
В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.
Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.
Собор Св. Вита в Праге.
1355 г. – Карл IV – статус столичного города. Старая связь с немецкими землями. 1344 г. – самостоятельное архиепископство – заложен собор Св. Вита. Связь Карла с Францией – архитектор Матьё из Арраса. Разработал план хора, возвел часть деамбулатория и венец капелл. 1352 – умер – Петр Парлерж – новаторство.
Особенность плана, своды не приведены в соответствие с границами пролетов – за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников. Взгляд от стене к стене – по зигзагообразной траектории. Отход от традиционной единообразной последовательности пролетов. В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр.
Профиль апсиды – кельнская модель, но упрощен: апсида охватывает не 7, а 5 сторон десятиугольника. Композиция – тоже большая отчетливость и ясность – выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикальные элементы. Новаторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора: пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются на поверхности карниза. Очень утонченный прием.
Еще более радикальное новшество – конструкция портика перед южным порталом (1367-68 гг.). Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала. Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.
Трифорий и верхний ярус центрального нефа воздвигнуты между 1374 и 1385 гг. Трифорий огражден парапетом с ажурным орнаментом, структура которого необычно “расплывчата” (как в ажурном декоре на окнах часовни замка в Марбурге). Передний слой трифория, образованный поднимающимися снизу, из области аркады, служебными колонками, связан с плоскостью стены верхнего яруса посредством маленьких застекленных арок => образуются расположенные под углом к плоскости стены маленькие окошки (окна внутри окон). Эти окошки украшены внутри трилистниками и увенчаны фиалами и краббами.
Галерея бюстов, размещенная в трифории собора. И идеализированные, и реалистичные портреты. Император и его семья, архиепископы и даже архитекторы Матьё из Арраса и Петр Парлерж.