Разрушение левкаса под окладами

Усиленные разрушения и деформации левкаса происходят под металлическими окладами икон. Скопляющаяся на внутренней поверхности окладов конденсатная влага обильно насыщает левкас. Он усиленно набухает, а в период понижения влажности воздуха резко усыхает и разрушается. Плесневые грибы и бактерии в периоды повышенной влажности разрушают коллагеновый клей в левкасе, он деструктируется еще больше и может дойти до состояния распыления.

Кракелюры в левкасе.Еще более распространенными дефектами левкаса являются трещины — кракелюры.Характер и рисунок кракелюров зависят от вызвавших их причин. Например, неравномерное распределение кракелюров в левкасе обусловлено неравномерностью толщины его слоя. В местах утолщения слоя левкас испещрен особенно резкими кракелюрами. В частности, это наблюдается на лузге, где левкас всегда толще, чем на других участках доски произведения.

Диагональное расположение трещин связано с направлением процарапанных по поверхности доски борозд, которые были сделаны перед нанесением слоя левкаса, чтобы улучшить его связь с поверхностью доски (ил. 43). Иногда наблюдается чередование рисунка кракелюров на разных участках доски по ее ширине. На одном участке может быть довольно равномерная сетка с почти одинаковым количеством вертикальных и горизонтальных трещин, на соседнем участке — сложное сочетание изогнутых и ломаных линий, а еще дальше могут преобладать горизонтальные трещины и нет вертикальных (см. рис. на с. 43 и ил. 42).


42. Кракелюры левкаса. Деталь иконы «Положение во гроб». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

43. Кракелюры в левкасе, вызванные неровностями (насечками) поверхности доски. Деталь иконы «Богоматерь Владимирская». Рубеж XVII—XVIII вв. Частное собрание

Образование кракелюра при высыхания левкаса и доски

I . Лицевая сторона произведения:

1 – кракелюры горизонтальные, 2 – кракелюры мраморовидные, 3 – равномерная сетка кракелюров

II . Поперечный разрез произведения:

1 – периферическая часть ствола древесины, 2 – зона спелой древесины

Поперечный разрез произведения с жесткими кракелюрами левкаса.

Причина такого чередования рисунка кракелюров в структуре древесины основы. Равномерная сетка кракелюров обоих направлений образуется в средней части доски, где находится участок спелой древесины, дающей минимальную усушку. Кракелюры с преобладанием горизонтального направления образуются в левкасе, лежащем на периферической части древесины, где доска и грунт получают равномерную усушку в поперечном направлении к волокнам. Поскольку древесина не изменяет своих размеров вдоль волокон, постольку левкас дает трещины только поперек расположения волокон в древесине. Нечеткая, сбивчивая сетка кракелюров занимает переходную зону между спелой и свежей (периферической) частями ствола дерева. При нормальном высыхании левкаса и на хорошо выдержанной доске трещины в левкасе длительное время не появляются. Процесс появления кракелюров при нормальных условиях хранения произведения чрезвычайно медленный. Густота сетки кракелюров, как правило, зависит от возраста левкаса: чем он старше, тем сетка гуще. Примером этого может служить левкас иконы XIV века «Борис и Глеб» (ГИМ). В левкасе ясно различимы три его разновременных слоя. Мелкая и частая сетка кракелюров приходится на слой XIV века. Другой участок, с резкими редкими трещинами относится, как это установлено в процессе реставрации произведения, к XVI веку. Левкас, не поврежденный кракелюрами, нанесен в первой четверти XX века (ил. 77).


77. Кракелюры на разновременных левкасах: левкас XIV в. (слева и в правом нижнем углу), левкас XVI в. (в центре и справа), левкас начала XX в. (справа вверху). Деталь иконы «Борис и Глеб». XIV в. ГИМ

Рисунок кракелюрной сетки может иногда указывать на древность произведения и особенно помогает распознать подлинное произведение от подделки, ибо искусственно вызванная сетка кракелюров почти всегда имеет отличие от естественных сеток.

Причиной появления жестких кракелюров являются излишнее содержание клея в левкасе и слабый контакт левкаса с поверхностью доски (см. рис. и ил. 47). Жесткие кракелюры — это кракелюры с острыми приподнятыми краями фрагментов левкаса, разрушенного ими. Иногда жесткие кракелюры появляются на произведении после того, как левкас и красочный слои были перенасыщены раствором клея при реставрации.


47. Жесткие кракелюры левкаса на иконе конца XVII в.

Именно по сетке кракелюров плесневые грибы активно поражают левкас произведения, хранящегося в сырых помещениях (ил. 50). Споры плесневых грибов через трещины, нарушившие красочный и защитный слои, получают свободный доступ к левкасу. Питательной средой при повышенной влажности является коллагеновый клей левкаса. В результате жизнедеятельности плесневых грибов левкас теряет связующее и деструктируется, превращаясь в рыхлую массу мела или алебастра.


50. Левкас и живопись, пораженные плесенью. Деталь иконы «Страшный суд». Конец XVII в. Музей «Малые Карелы»

Глава 3. РАЗРУШЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ

Наши рекомендации