Самостоятельная работа студентов. Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное имиджевой проблеме. В творческой работе большое место должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.

Доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников. Докладчики должны:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин

- иметь представление о композиционной структуре доклада.

К самостоятельной работе студента относится написание реферата. Цель реферата – осмысление и четкое формулирование позиции автора (авторов) по тому или иному вопросу. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы. Литература, используемая в контрольной работе, должна быть разнообразной и включать не менее пяти названий. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

По структуре работы и удельному весу ее частей рекомендуется иметь (в страницах):

- титульный лист — 1;

- введение — 1–2;

- основную часть (с подразделением на главы, параграфы и разделы) — 8–12;

- заключение — 1;

- приложение 1-3(таблицы исходных данных, графики, диаграммы, картограммы и т.д.);

- список сокращений и обозначений — 1;

- список использованной литературы — 1.

Во введении следует сформулировать цели контрольной работы, дать небольшой критический обзор литературы по теме работы. В заключительной части целесообразно сделать общие выводы и дать рекомендации по проблемным вопросам рассматриваемой темы.

Общий объем работы составляет 10-15 страниц формата А 4, шрифт 14, полуторный интервал. Количество использованных источников и литературы при ее написании – не менее 10, включая Интернет-ресурсы и периодику. Сноски на использованные материалы обязательны и должны соответствовать существующим требованиям.

Задания сдаются специалисту деканата за один месяц до начала очередной сессии для проверки преподавателем и выставления рейтинговой оценки.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задание 1. Выберите свой вариант темы из предложенного перечня и напишите реферат (15 баллов).

Вариант выбирается по начальной букве фамилии:

1, 6 вопросы - А, Б, В, Г, Д

2, 7 вопросы - Е, Ж, З, И, К

3, 8 вопросы - Л, М, Н, О

4, 9 вопросы - П, Р, С, Т, У

5,10 вопросы - Ф, Х, Ц, Я

Перечень тем рефератов

1. Устная и письменная речь. Жанры речи.

2. Разговорная речь и ее особенности (фонетические, морфологические, лексические, синтаксические).

3. Коммуникативные нормы речевого поведения.

4. Этика речевого общения (по Н.И.Формановской).

5. Особенности русского речевого этикета.

6. Риторика как наука об ораторском искусстве.

7. История риторики как науки

8. Основные риторические приемы построения речи.

9. Речевые средства оратора.

10. Роль невербальных средств общения в ораторском искусстве.

Рекомендуемая литература:

Основная литература (с грифом)
  1. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. О.Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2007. - 240 с. - (Высшее образование). Гриф УМО.
  1. Егорова, Наталья Олеговна. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. О. Егорова ; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010.
Дополнительная литература
  1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи : Учебник .-М,2005.
  1. Русский язык и культура речи : Практикум / Под ред. В.И. Максимова .-М,2005.
  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи : Учебник.- М., 2004.
  1. Речевая коммуникация : Учебник / Под ред. О.Я. Гойхмана .- М.,2004.
  1. Егорова, Н.О. Русский язык и культура речи : электронное учебное пособие для дистанц. технологии обучения [электронный ресурс] / Н.О. Егорова. - электрон. текстов. дан. - СПб. : Изд-во АУиЭ, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования : IBM – совместимый РС ; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : Учеб. пособие. - 10-е изд. - Ростов н/Д.,2004.

Задание 2. Выберите свой вариант и выполните контрольную работу (50 баллов).

Вариант выбирается по начальной букве фамилии:

1 вар. - А, Б, В, Г, Д

2 вар. - Е, Ж, З, И, К

3 вар. - Л, М, Н, О

4 вар. - П, Р, С, Т, У

5 вар. - Ф, Х, Ц, Я

Контрольная работа

Вариант 1

Задание 1. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Образец: надсекший [э]; наплётший [о]

Афера, хребет, желоб, маневр, холеный, поблекший, осужденный, жернов, издевка, никчемный.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1- твердое произношение: тостер |тэ];

2 - мягкое произношение: протекция [те];

3 - вариантное произношение: инертный [нэ] и нов. [не].

Декор, кофе, резюме, тест, бифштекс, артерия, пантера, бассейн, молекула, анестезия.

Задание 3. Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] горчи[шн]ый

[ЧН] и [ШН] копее[чн]ый копее[шн]ый

[ЧН] зада[чн]ик

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Крошечный, Саввична, прачечная, античный, горчичник, шапочный, вечно, мелочность, печной, калачный.

Задание 4. Поставьте ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания.

Еретик, некролог, украинец, трубопровод, шофер, феномен, туфлями, по морю, подростковый, оптовый, портовый, бедны, сняла, баловать, ходатайствовать.

Задание 5. Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Рожки - рожки, клубы - клубы, погруженный - погружённый.

Задание 6. Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Одни липы (по) прежнему р...сли себе (на) славу и теперь окруж...ые ра...паха...ыми полями гласят нашему ветр...ному племени о «прежде почивших отцах и братиях».

Он жену с...скал по себе. Татьяна Ильини...на Овсянникова была женщина высокого роста важная и молчаливая вечно повяз...ая коричневым ш...лковым платком.

Они ещ... долго (не,ни) могли пр...м...рит..ся с моим присутствием и сонливо щурясь и к...сясь на огонь изредк.. рычали с (не, ни) обыкнове...ым чувством собстве...ого досто...нства (И.С. Тургенев).

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вульгарн... арго, красив... драпри, крошечн... колибри, уважаем... кюре, заброшен... ранчо, маленьк... сабо.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте комментарий.

1) Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лектор); 2) Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах; 3) Внезапно из (Малиновое Озеро) приехал к нам оперуполномоченный; 4) У (Эгсль Лилиан Войнич) только три законченных романа; 5) Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чай); 6) В (цех) поражали порядок и чистота; 7) В его последней монографии около (полтораста) страниц; 8) Это банк заманивал наивных вкладчиков (200) процентами годовых; 9) Мой дедушка собирался дожить до своего (95-летие); 10) Вместе со всеми (374 участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

Задание 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Электорат, андеграунд, чат, кастинг, мануальный, кворум.

Задание 10. Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм; тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Леонов - первый проходимец космоса; 2) Вы как редактор можете оставить этот термин; 3) Осторожно, во дворе злостная собака; 4) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ; 5) Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов; 6) Теперь всякий гражданин получил возможность обладать собственностью.

Задание 11. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

1) Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки; 2) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами; 3) Началась подготовка по проведению выборов; 4) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок; 5) Автомашина «Форд» был похищен злоумышленниками с охраняемой стоянки; 6) Чацкий нанёс решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.

Вариант 2

Задание 1. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Образец: надсекший [э]; наплётший [о]

Опека, шлем, заем, околесица, дебелый, новорожденный, привезенный, жердочка, леска, несовременный.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1 - твердое произношение: тостер |тэ];

2 - мягкое произношение: протекция [те];

3 - вариантное произношение: инертный [пэ] и нов. [не].

Музей, диспансер, реквием, филателия, панель, водевиль, агрессия, кредо, миллионер, бартер.

Задание 3. Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] горчи[шн]ый

[ЧН] и [ШН] копее[чн]ый копее[шн]ый

[ЧН] зада[чн]ик

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Речной, Кузьминична, скворечник, библиотечный, перечница, тренировочный, подсолнечник, научный, почечный, молочный.

Задание 4. Поставите ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания.

Бензопровод, квартал, обеспечение, силос, хвоя, созыв, шарфами, за волосы, валовой, тигровый, одновременный, верны, приняли, принудить, лиловеть.

Задание 5. Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Броня - броня, лоскут - лоскут, характерный - характерный.

Задание 6. Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Навстречу им подвигались отдельные дома чумазые окута...ые тяж...лыми запахами вовл...кая лошадь и т...легу с с...доками все глубже в свои спута...ые сети.

Особенно хороши были дома с п...лисадниками точно подпояса... ые зеле...ыми фартуками чистые и веселые.

Так (не,ни) чего особе...ого и (не,ни) узнали об этом человеке и было это (не, ни) приятно (как)будто (кто)то постучал ночью в окно и скрылся без слов предупредив о гр...дущей беде (М. Горький).

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Рискован... атраша, ярк... индиго, бескрыл... киви-киви, сочн... манго, стар... рантье, заморск... кольраби.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте комментарий.

1) Речь идет о том, чтобы устранить все (тормоз), мешающие нашему движению вперед; 2) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло); 3) Около (Великие Луки) сохранились еще дивные уголки первозданной природы; 4) Эта роль блестяще было сыграна (Питер Устинов); 5) Сколько этого (крик) и (визг) было, что барабанные перепонки чуть не лопнули; 6) Рыбаки переночевали на (мыс), а на рассвете ушли в открытое море; 7) Его коллекция уже приблизилась к (полтора) тысячам экземпляров; 8) (400) депутатам были предоставлены особые полномочия; 9) Скоро мы будем отмечать (300-летие) города; 10) Наша база находилась в (841 километр) от города.

Задание 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Инаугурация, промоутер, слаксы, провайзер, онлайн, допинг.

Задание 10. Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм; тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Бегуны находятся в отличной боевой кондиции; 2) Компания РИКО обует всю страну; 3) В нашем клубе часто бывают драматичные постановки; 4) Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности; 5) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары; 6) Проходит процесс формирования рыночных структур.

Задание 11. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

1) Стены украшают плакаты и флажки; 2) Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов; 3) План по выпуску цветных металлов не выполняется; 4) Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности; 5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна; 6) В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

Вариант 3

Задание 1. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Образец: надсекший [э]; наплётший [о]

Житие, оседлость, свекла, планер, одноплеменный, дареный, поименный, шерстка, старьевщик, недоуменный.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1—твердое произношение: тостер |тэ];

2 - мягкое произношение: протекция [те];

3 - вариантное произношение: инертный [пэ] и нов. [не].

Фанера, компьютер, тезис, деноминация, партер, дедукция, депрессия, нейлон, президент, кодекс.

Задание 3. Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] горчи[шн]ый

[ЧН] и [ШН] копее[чн]ый копее[шн]ый

[ЧН] зада[чн]ик

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Ячневая, Ильинична, конечно, вторично, лавочник, съемочный, единичный, ночной, пустячный, подсвечник.

Задание 4. Поставите ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания.

Столяр, каталог, мусоропровод, щавель, ракушка, иконопись, бантами, из лесу, кухонный, митинговый, мизерный, глубоки, прибыли, закупорить, премировать.

Задание 5. Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Хаос - хаос, старина - старина, угольный - угольный.

Задание 6. Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

(Старич...к) дворник торопливо ра...пахнул перед зеленой тележкой крепкие ворота и она мирно подк...тилась к ра...краше..ому дерев...ому под...езду откуда как уг...релый выскочил великолепный белый сет...ер с ж...лтыми п...дпалинами.

На повороте одной ал...еи она услышала чей(то) ш...пот и сдержа...ый смех.

Раздвинув осторожно последний куст см...родины Раиса Павловна ув...дела такую картину в самом углу сада у каме...ой (не, ни) беле...ой стены прямо на земле сидела Луша в своем запачка...ом ситц…вом плать...це и стопта...ых башмаках пред ней на разложе...ых в ряд кирпичах сидело (не, ми) сколько скверных кукол (Д. Н. Мамин-Сибиряк).

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Звучащ... банджо, юн... кабальеро, остроумн... конферансье, молод... марабу, матов... габбро, жирн... иваси.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте комментарий.

1) На постоянную работу требуется квалифицированные (токарь) и (слесарь) — инструментальщики; 2) В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог); 3) Родом наш старшина был из-под (Новые Ивайтенки); 4) В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин); 5) Эх, хорошо бы поддать (пар)! 6) Я был этим летом в (отпуск) только две недели; 7) Переиздавая методичку, мы ограничились (полтораста) экземплярами; 8) Царь Леонид с (300) спартанцами в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск; 9) В этом году мы праздновали (30-летний) юбилей нашей школы; 10) За время экспедиции полярники прошли свыше (1958 километр).

Задание 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Импичмент, шоумен, харизма, сайт, монетаризм, тривиальный.

Задание 10. Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм; тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Он прошёл терновый путь от лейтенанта до генерала; 2) Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям неизбежна; 3) Это наказание носит чисто воспитательский характер; 4) По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии»; 5) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация; 6) Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Задание 11. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

1) Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой; 2) Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами;

3) Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточнуюработу;

4) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события; 5) Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина; 6) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет (по крайней мере на первых порах) более выгоде ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.

Вариант 4

Задание 1. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Образец: надсекший [э]; наплётший [о]

Бытие, гренадер, острие, шофер, одновременно, груженый, внесенный, амеба, блестки, истекший.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1—твердое произношение: тостер |тэ];

2 - мягкое произношение: протекция [те];

3 - вариантное произношение: инертный [пэ] и нов. [не].

Термин, менеджер, тембр, бутерброд, протез, дезодорант, рейс, ретро, газета, шинель.

Задание 3. Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] горчи[шн]ый

[ЧН] и [ШН] копее[чн]ый копее[шн]ый

[ЧН] зада[чн]ик

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Заочно, Никитична, яичница, бутылочный, калачный, очечник, убыточный, отличник, ручной, скворечня.

Задание 4. Поставите ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания

Договор, коклюш, нефтепровод, ремень, знамение, упрочение, блюдами, на голову, лубочный, сливовый, стиральный, дерзки, начали, облегчить, пломбировать.

Задание 5. Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Кирка - кирка, видение - видение, морщить - морщить.

Задание 6. Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Окружали меня люди (не, ни) образова...ые (не, ни) развитые р...внодушные в громадном большинстве (не, ни) чес...ные или (же) чес...ые но взбалмошные и (не, ни) серьезные как например моя жена.

Зеленое пятно и тени (мало) помалу и...чезают и уж (не, ни) кому лезть в ее голову и туманить мозг. Варька кладет голову на край к...лыбели и к...чается всем туловищем что(бы) пересилить сон но глаза все (таки) слипают...ся и голова т...жела.

Опять тянется вы...же...ая р...внина заг...релые холмы знойное небо опять носит...ся над землею коршун (А.П. Чехов).

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Выдержан... бри, больш... гну, маленьк... кули, сед... маэстро, увлекательн... шоу, истин... денди.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте комментарий.

1) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер); 2) На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, осетин, туркмен); 3) Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора); 4) После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре); 5) За ночь навалило (снег); 6) Неутомимые воробьи искали корм в (снег); 7) В (полтора) литрах воды растворите два стакана соли; 8) На (200) страницах излагалось содержание этого проекта; 9) Праздник, посвященный (276-летней) годовщине университета, будет проходить в новом клубе; 10) Из (941 выпускник) нашего курса на встречу приехали только около (750).

Задание 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Лизинг, бестселлер, леггинсы, виртуальный, пентиум, одиозный.

Задание 10. Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм; тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Новый взлёт его творчества падает на 20 -30 годы; 2) После повторного анализа были получены отличные данные; 3) У запасного человека всегда есть нужный инструмент;

4) Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России; 5) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги; 6) Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Задание 11. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

1) Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации; 2) Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере; 3) Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности; 4) Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого; 5) Река Днепр этой весной вышел из берегов; 6) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

Вариант 5

Задание 1. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Образец: надсекший [э]; наплётший [о]

Зев, головешка, береста, дрема, забредший, занесенный, ввезенный, акушер, дерн, плетший.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1—твердое произношение: тостер |тэ];

2 - мягкое произношение: протекция [те];

3 - вариантное произношение: инертный [пэ] и нов. [не].

Брюнет, реле, термос, декольте, сарделька, критерий, фланель, трек, декрет, пастель.

Задание 3. Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] горчи[шн]ый

[ЧН] и [ШН] копее[чн]ый копее[шн]ый

[ЧН] зада[чн]ик

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Съемочный, Фоминична, скучно, восточный, порядочный, булочная, лихорадочный, однозвучный, солнечный, нарочно.

Задание 4. Поставите ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания

Жалюзи, искра, газопровод, вероисповедание, кулинария, ломоть, тортами, по полю, гербовый, кедровый, августовский, быстры, собрались, начать, заржаветь.

Задание 5. Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Атлас - атлас, ирис - ирис, бронировать - бронировать.

Задание 6. Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Тусклым шаром над торф...ыми пусты...ми б...лотами висела луна. Курился туман по к...навам броше...ых траншей. Пусты...ы и печальны Карпаты в осе...ий ветре...ый вечер.

Как выяснилось (в) последств... (не, ни) (у) кого из вышедших на улицу (не, ни) было определе...ого плана но когда обыватели увидели заставы на мостах и п...р...крестках то всем как повелось издавн... захотелось именно того что сейчас (не) было дозволе...о.

Горячее солнце всходило над вы...же...ыми пр...брежными холмами. В безветре...ом зное висели флаги (А.Н. Толстой)

Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Опасн... динго, забавн... гризли, прохлади... мацони, прекрасн... пери, справедлив... рефери, больш... медресе.

Задание 8. Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте комментарий.

1) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабель) кирпичей; 2) Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком, суп из свежих (опенок), салат из (помидор, огурец), компот из (яблоко, абрикос, персик); 3) Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной речки; 4) Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст); 5) Всадники быстро промчались и скрылись из (вид); 6) Специалисты нашли много целебных свойств в (мед); 7) Отель находился а (полтора) милях отсюда; 8) С (300) докладных записок мы будем разбираться больше недели; 9) Этот город, известный с 5 в. до н.э., несмотря на свой (2600-летний) возраст, так и не стал мегаполисом; 10) Довольно трудно издать книгу с (7395 чертеж) в нашем издательстве.

Задание 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Холдинг, акупунктура, шоп-тур, бриджи, ноутбук, хепенинг.

Задание 10. Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм; тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо; 2) Эту особенность поведения модели просмотрели; 3) Он дал мне дружественный совет; 4) На предприятии ещё не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу; 5) Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее;

6) Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешёвым ценам.

Задание 11. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

1) В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей; 2) Для успешной защиты диплома необходимо составить и изучить библиографию по своей теме; 3) По окончанию работы все должны собраться в зале; 4) Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов; 5) Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану; 6) Я следил за поездом, убегающим в даль степей и который увозил мою любимую.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

Вопросы к зачету

1. “Русский язык и культура речи” как специальная дисциплина. Цели и задачи курса.

2. История развития русского языка.

3. Общенародный язык и его разновидности.

4. Орфографические реформы.

5. Понятие литературного языка. Устная и письменная формы русского литературного языка.

6. Общие принципы коммуникации, основные тактики общения.

7. Литературная норма. Основные нормы литературного языка.

8. Языковая норма, ее динамика и вариантность.

9. Язык как знаковая система.

10. Основные единицы общения. Речь и ее особенности.

11. Стилевое расслоение языковых средств. Стилистическая окраска слов.

12. Функциональные стили русского языка. Понятие стиля и жанра.

13. Вербальные и невербальные средства общения.

14. Книжные стили: общая характеристика.

15. Общая характеристика официально-делового стиля.

16. Язык и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных и инструктивно-методических документов.

17. Общая характеристика публицистического стиля.

18. Общая характеристика научного стиля.

19. Учебно-научный подстиль: жанры, специфика текстов.

20. Особенности составления и языка рекламных текстов.

21. Особенности языка средств массовой информации: функции СМИ, жанры, языковые особенности.

22. Разговорный стиль русского языка.

23. Роль внеязыковых факторов в разговорном общении.

24. История развития риторики.

25. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

26. Особенности звучащей речи. Интонация. Типы интонации. Пауза, ее типы.

27. Оратор и его аудитория.

28. Принципы русской орфографии и пунктуации.

29. Основные разделы орфографии. Особенности употребления некоторых букв: употребление разделительных знаков, употребление прописной буквы.

30. Знаки препинания в простом и сложном предложениях: предложения с прямой речью, вводные конструкции.

31. Точность речи. Многозначность. Омонимы и паронимы: определение, группы.

32. Понятность речи. Лексика русского языка: лексика ограниченной и неограниченной сферы употребления.

33. Правильность речи. Порядок слов в предложении. Лексическая сочетаемость.

34. Богатство речи. Многообразие значений слов. Синонимы: определение, группы. Понятие фразеологии и словообразования.

35. Информативность речи. Чистота речи. Многословие. Длина предложения.

36. Синтаксические конструкции и их многообразие (словосочетание, предложение, текст).

37. Выразительность речи (художественные приемы: фигуры и тропы).

38. Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.

39. Факторы, определяющие формирование и использование речевого этикета.

40. Особенности русского речевого этикета.

41. Литературное произношение: стили произношения, орфоэпия. Особенности русского ударения.

42. Логичность речи. Соблюдение законов логики. Логические ошибки в словоупотреблении. Логические ошибки в синтаксических конструкциях.

43. Графические сокращения. Виды сокращений. Правила сокращений.

44. Композиция публичного выступления.

45. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

46. Словари и справочники. Значение словарей в жизни человека. Этимологические словари. Толковые словари. Фразеологические словари. Словари ударений

Список рекомендуемых источников:

Основная литература (с грифом)
  1. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. О.Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2007. - 240 с. - (Высшее образование). Гриф УМО.
  1. Егорова, Наталья Олеговна. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. О. Егорова ; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010.
Дополнительная литература
  1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи : Учебник .-М,2005.
  1. Русский язык и культура речи : Практикум / Под ред. В.И. Максимова .-М,2005.
  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи : Учебник.- М., 2004.
  1. Речевая коммуникация : Учебник / Под ред. О.Я. Гойхмана .- М.,2004.
  1. Егорова, Н.О. Русский язык и культура речи : электронное учебное пособие для дистанц. технологии обучения [электронный ресурс] / Н.О. Егорова. - электрон. текстов. дан. - СПб. : Изд-во АУиЭ, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования : IBM – совместимый РС ; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : Учеб. пособие. - 10-е изд. - Ростов н/Д.,2004.

Наши рекомендации