V3: тема 3: Культурологические концепции
I: {{164}}; К=В
S: Ключевое положение концепции З.Фрейда
+: идея сублимации
–: идея «души культуры»
–:концепция «вызова – ответа»
–: идея противопоставления Востока и Запада
I: {{165}}; К=А
S: Психоаналитическая концепция культуры представлена в трудах
–: А.Тойнби
–: Й.Хейзинга
+: З.Фрейда
–:Н.Данилевского
I: {{166}}; K=B
S: Противостояние «дионисийского и аполлонического» начал как двух первичных форм существования культуры было сформулировано
+: Ф.Ницше
–: О.Шпенглером
–: А.Тойнби
–:П.Сорокиным
I: {{167}}; K=A
S: Представители направления в общественной мысли России середины 19 в., настаивавшие на необходимости уподобления культурно-исторического развития России западноевропейскому образцу, получили название
–: славянофилы
–: почвенники
+: западники
–: евразийцы
I: {{168}}; K=C
S: Идейная основа культурологической концепции Л.Гумилева носит название
–: гелиотараксия
+:теория пассионарности
–:теория ноосферы
–: антропокосмизм
I: {{169}}; K=B
S: «Осевое время» по К.Ясперсу – этап в развитии культуры, когда
+: человек осознает бытие в целом и свое место в нем
–: происходит активное внедрение научных познаний в сферу человеческого быта
–: зарождается язык как средство общения
–: появляется письменность как способ фиксации и передачи информации
I: {{170}}; K=C
S: Концепция культурного национализма, основанная на апологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, возникшая как форма протеста против колониального угнетения и расовой дискриминации –
–: негрофильство
+: негритюд
–: аболиционизм
–: апартеид
I: {{171}}; K=B
S: По мнению О.Шпенглера, западноевропейская культура обладала душой
+: фаустовской
–: магической
–: аполлоновской
–: дионисийской
I: {{172}}; K=B
S: Сконструированный в сознании человека образ общественного или государственного устройства, некий идеал, имеющий очень мало общего с реальной жизнью –
–: миф
–: мифологема
–: религия
+: утопия
I: {{173}}; K=C
S: Сопоставьте, на основании теории О.Шпенглера, тип культуры и соответствующий ей тип души:
L1: Античная
L2: Арабская
L3: Западноевропейская
R1: Аполлоновская
R2: Магическая
R3 Фаустовская
R4: Степная
I: {{174}}; K=B
S: Учение о том, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы, и человек должен подчиняться естественному ходу событий –
+: даосизм
–: конфуцианство
–: индуизм
–: баптизм
I: {{175}}; K=C
S: Французский социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы. Пытался доказать, что отдельные рас отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и гибель культуры
–: Монтескье
+: Гобино
–: Дюркгейм
–: Вольтер
I: {{176}}; K=A
S: Согласно этому учению люди делятся на «высоких» и «низких», государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Учение называется
–: даосизм
–: ислам
+: конфуцианство
–: буддизм
I: {{177}}; K=A
S: По буддизму, причиной всех страданий человека являются его
–: родители
+: желания
–: аппетиты
–: намерения
I: {{178}}; K=B
S: К числу славянофилов принадлежал
+: С.Аксаков
–: Н.Добролюбов
–: А.Герцен
–: В.Белинский
I: {{179}}; K=B
S: К числу западников принадлежал
–: Н.Данилевский
–: С.Аксаков
–:И.Хомяков
+: А.Герцен
I: {{180}}; K=B
S: Идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая свое выражение в различных концепциях –
+: панславизм
–: славяноцентризм
–: евразийство
–: славянофильство
I: {{181}}; K=C
S: С позиции панславизма выступал
–: Л.Мечников
+: Н.Данилевский
–: П.Сорокин
–: Г. Плеханов
I: {{182}}; K=C
S: Направление в этнографии США, сложившееся к середине ХХ в., представленное А.Кардинером, М.Мид, Р.Бенедикт, которое связывало сущность этнической культуры с психическими особенностями «основной» («суммарной») личности, называется
+: этнопсихологическая школа
–: общественно-историческая школа
–: психоаналитическая школа
–: антропологическая школа
I: {{183}}; K=C
S: Автором понятия «осевое время» является
–: П. Сорокин
+: К.Ясперс
–: Н.Данилевский
–: П.Флоренский
I: {{184}}; K=B
S: Русский язык относится к языковой семье
–: финно-угорской
–: тюркско-монгольской
+: индоевропейской
–: семито-хамитской
I: {{185}}; K=C
S: Автором труда «Архетип и символ» является
–: З.Фрейд
+: К.Юнг
–: К.Ясперс
–: Э.Фромм
I: {{186}}; К=В.
S: Эволюционному направлению динамики культуры свойственно положение о том, что культура
–: развивается под влиянием Бога, по его законам
+: развивается равномерно, неуклонно и поступательно от простого к сложному, от низкого к высокому
–: развивается неравномерно, скачкообразно, бывают периоды взлетов и падений
–: вообще не развивается, скорее, можно вести речь о культурном упадке, чем о развитии
I: {{187}}; K=C
S: Установите соответствие между автором и центральным понятием его концепции
L1: П.Флоренский
L2: Г.Гессе
L3: К.Юнг
R1: символ
R2: игра
R3: коллективное бессознательное
R4: культурно-исторические типы
I: {{188}}; K=C
S: Ситуация в культуре середины ХХ века, для которой характерны отрицание норм и традиций, отказ от авторитетов, от диктата разума, получила название
–: модернизма
–: эпохи Просвещения
+: постмодерна
–: структурализма
I: {{189}}; K=C
S: Из двух высказываний:
А) Н.Данилевский представлял линейную концепцию развития культуры
Б) Н.Данилевский выступал против евроцентризма и ориентации России на западноевропейские ценности
–:Верно только А
+: Верно только Б
–: Верны оба
–: Ни одно не верно.
I: {{190}}; K=C
S: Из двух высказываний:
А) О.Шпенглер противопоставлял культуру и цивилизацию
Б) О.Шпенглер утверждал, что, умирая, цивилизация превращается в культуру
–: Верно только А
–: Верно только Б
+: Верны оба
–: Ни одно не верно.
I: {{191}}; K=C
S: Из двух высказываний
А) Н.Данилевский утверждал, что культурно-исторические типы развиваются и умирают, подобно живым организмам
Б) Н.Данилевский находил, что славянский культурно-исторический тип ни в коем случае не может стать полноценным, тем более четырехосновным
+: Верно только А
–: Верно только Б
–: Верны оба
–: Ни одно не верно
I: {{192}}; K=C
S: Из двух высказываний
А) П.Сорокин считал, что современная ему социокультурная суперсистема является идеациональной
Б) П.Сорокин считал, что современная ему социокультурная суперсистема находится в кризисе
–: Верно только А
+: Верно только Б
–: Верны оба
–: Ни одно не верно
I: {{193}}; K=C
S: Из двух высказываний
А) П.Сорокин в качестве примера идеациональной суперсистемы приводил раннесредневековое европейское общество
Б) В средневековом обществе церковь и христианская догматика не играли особой роли
+: Верно только А
–: Верно только Б
–: Верны оба
–: Ни одно не верно
I: {{194}}; K=B
S: Формационная теория развития человеческого общества и культуры принадлежит
–: Г.Спенсеру
+: К.Марксу
–: Г.Гердеру
–: Г.Маклюэну
I: {{195}}; K=B
S: Деление общества на три культурные эпохи – дописьменный, письменный и экранный типы принадлежит
–: К.Марксу
–: Н.Данилевскому
+: Г.Маклюэну
–: В.Белинскому
I: {{196}}; K=B
S: Самая ранняя эпоха в развитии человечества, по К.Ясперсу, называется
+: прометеевская эпоха
–: великие цивилизации древности
–: технический век
–: осевое время
I: {{197}}; K=B
S: По мнению О.Шпенглера, западноевропейская культура имела душу
–: аполлоновскую
–: магическую
+: фаустовскую
–: не имела вовсе
I: {{198}}; K=B
S: Среди основных черт западной культуры исследователи выделяют (2 черты)
+:динамизм
–: иррационализм
–: общинность
+: индивидуализм
I: {{199}}; K=B
S: Среди основных черт восточной культуры выделяют (2 черты)
+: ориентация на духовность, мистицизм
–: активное технико-технологическое преобразование мира
+: иррационализм
–: динамизм, погоня за новизной
I: {{200}}; K=C
S: Из двух высказываний
А) Модернизация – это процесс превращения традиционного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными отношениями, высокодифференцированными социальными структурами.
Б) Под модернизацией понимаются усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.
–: верно только А
–: верно только Б
+: верны оба
–: ни одно не верно.
I: {{201}}; K=C
S: Разработкой теории модернизации занимался
–: Ф.Ницше
–: К.Маркс
–: Ф.Энгельс
+: С.Хантингтон
I: {{202}}; K=A
S: Появление человека разумного произошло
–: с наступлением ледника (ок. 100 тыс. лет назад)
+: около 45 тыс. лет назад
–: около 3 млн. лет назад
–: с появлением государств (ок. 6 тыс. лет назад)
I: {{203}}; K=C
S: Считал, что в состоянии зарождения находится новая, русско-сибирская культура
–: Л.Мечников
+: О.Шпенглер
–: Н.Данилевский
–: К.Ясперс
I: {{204}}; K=C
S: Разделял цикл существования любой нации на 3 эпохи: «век богов», «век героев» и «век людей», после чего происходит распад данного общества и культуры
–: Г.Гегель
–: И.Кант
+: Дж.Вико
–: Вольтер
I: {{205}}; K=C
S: Сопоставьте автора и направление, которое он представлял в культурологии
L1:К.Ясперс
L2:Г.Гессе
L3:А.Тойнби
L4:Э.Дюркгейм
R1: линейная концепция культуры
R2: игровая концепция культуры
R3: циклическая концепция культуры
R4: социологическая школа
R5: этнопсихологическая школа
I: {{206}}; K=B
S: Автором произведения «Древняя Русь и Великая степь» является
–: Л.Мечников
–: Н.Кареев
+: Л.Гумилев
–: Н.Бердяев
I: {{207}}; K=A
S: По мнению П.Сорокина, современная культура является
+: чувственной
–: идеациональной
–: идеалистической
–: эклектической
I: {{208}}; K=B
S: Учение о «ноосфере», т.е сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, создал
–: Н.Лосский
–: П.Флоренский
–: Н.Данилевский
+: В.Вернадский
I: {{209}}; K=C
S: Автором работы «Восстание масс» является
–: О.Шпенглер
+: Х.Ортега-и-Гассет
–: Н.Лосский
–: П.Чаадаев
I: {{210}}; K=C
S: Идея универсальности и всемирности истории представлена в концепциях
+: Вольтера, Монтескье, Гердера, Ясперса
–: Данилевского, Шпенглера, Тойнби
–: Сорокина, Бердяева, Чаадаева
–: Плеханова, Ленина, Троцкого
I: {{211}}; K=B
S: Общественно-историческую школу в культурологи представлял
–: М.Вебер
+: Н.Данилевский
–: Э.Гуссерль
–: В.Дильтей
I: {{212}}; K=C
S: Герменевтика в культурологии представлена
–: К.Марксом
–: Э.Дюркгеймом
+: В.Дильтеем
–: Л.Мечниковым
I: {{213}}; K=C
S: Способ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, духовной культуры в ее исторических образцах – это
–: экзистенциализм
–: пиктография
+: герменевтика
–: феноменология
I: {{214}}; K=C
S: Натуралистическую школу в культурологии представлял
–: М.Вебер
+: З.Фрейд
–: Э.Гуссерль
–: Ф.Ницше
I: {{215}}; K=B
S: Книга «Тотем и табу» принадлежит перу
–: Э.Тайлора
–: Л.Моргана
–: К.Юнга
+: З.Фрейда
I: {{216}}; K=C
S: Основоположником эволюционной школы принято считать
+: Э.Тайлора
–: Л.Моргана
–: Р.Бенедикт
–: М.Мид
I: {{217}}; K=C
S: Представителем диффузионизма в культурологии был
–: Л.Мечников
+: Ф.Ратцель
–: З.Фрейд
–: Ф.Ницше
I: {{218}}; K=B
S: Разделил историю развития человеческой цивилизации на 3 этапа – речной, морской и океанический
–: Н.Данилевский
–: Н.Бердяев
–: Н. Миклухо-Маклай
+: Л.Мечников
I: {{219}}; K=C
S: Социологическую школу в культурологии представлял
–: З.Фрейд
+: Э.Дюркгейм
–: И.Кант
–: Г.Гессе
I: {{220}}; K=C
S: Представителями структурализма в культурологии были
+: Ф.Боас и А.Кребер
–: К.Маркс и Ф.Энгельс
–: Ф.Ницше и О.Шпенглер
–: Й.Хейзинга и Г.Гессе
I: {{221}}; K=C
S: Поскольку подлинной и первичной реальностью является индивид, личность, поэтому именно с их изучения следует начинать исследование культуры каждого народа. Так считает _____________ школа в культурологии
+: этнопсихологическая
–: общественно-историческая
–: «философия жизни»
–: социологическая
I: {{222}}; K=C
S: Изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека
–: социология культуры
–: психоанализ
–: морфология культуры
+: культурная антропология
I: {{223}}; K=C
S: Представителями этнопсихологической школы в культурологии были
–: Г.Спенсер и М.Вебер
+: А.Кардинер и Р.Бенедикт
–: З.Фрейд и К.Юнг
–: А.Хомяков и К.Аксаков
I: {{224}}: K=C
S: Р.Бенедикт ввела понятия
+: культуры стыда и культуры вины
–: механическая и органическая солидарность
–: массовая и элитарная культура
–: общественно-экономические формации
I: {{225}}; K=C
S: Представителем культурного релятивизма был
+: М.Херсковиц
–: К.Ясперс
–: М.Вебер
–: Г.Спенсер
I: {{226}}; K=C
S: Какое философское направление представлял культуролог К.Ясперс?
–: позитивизм
+: экзистенциализм
–: панславизм
–: неопозитивизм
I: {{227}}; K=C
S: Автором теории пассионарности, согласно которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры, был
–: Н.Данилевский
–: Й.Хейзинга
+: Л.Гумилев
–: Н.Михайловский
I: {{228}}; K=B
S: Согласно К.Ясперсу, период, когда человек осознает свое бытие, когда закладываются основы мировой культуры, мировых религий, философии, нaуки , называется
–: технический век
–: прометеевская эпоха
+: осевое время
–: великие цивилизации древности
I: {{229}}; K=B
S: По концепции К.Ясперса, «технический век» берет начало в
+: XVII в.
–: XIX в.
–: Х в.
–:XV в.
I: {{230}}; K=A
S: Книга Н.Я.Дaнилевского носит название
–: «Закат Европы»
–: «Постижение истории»
+: «Россия и Европа»
–: «Русское богатство»
I: {{231}}; K=A
S: Культурологическая концепция О.Шпенглера изложена в его труде
–: «Смысл и назначение истории»
–: «Социокультурная динамика»
+: «Закат Европы»
–: «Постижение истории»
I: {{232}}; K=B
S: Понятие «душа культуры» встречается в концепции
–: А.Тойнби
–: П.Сорокина
–: Н.Данилевского
+: О.Шпенглера
I: {{233}}; K=C
S: Автором книги «Цивилизация и великие исторические реки» является
+: Л.Мечников
–: Л.Гумилев
–: Н.Бердяев
–: О.Конт
I: {{234}}; K=C
S: Представителем теории «евразийства» был
–: Н.Данилевский
–: Л.Мечников
+: Н.Бердяев
–: Г.Плеханов
I: {{235}}; K=B
S: Основные фазы развития мировой культуры, по концепции Н.Я.Данилевского, называются
–: культуры
+: культурно-исторические типы
–: цивилизации
–: социокультурные суперсистемы
I: {{236}}; K=B
S: Культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций, называется
–: линейная
+: циклическая
–: игровая
–: аксиологическая
I: {{237}}; K=B
S: По К.Юнгу, форма существования древнего психического опыта человечества, имеющая социокультурный характер, называется
+: коллективное бессознательное
–: мода
–: массовый психоз
–: совместный архетип
I: {{238}}; K=B
S: По П.Сорокину, ______________ культурная сверхсистема базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности
–: чувственная
+: идеациональная
–: идеалистическая
–: эклектическая
I: {{239}}; K=C
S: Феноменологическую теорию представлял
–: А.Тойнби
–: Ф.Ницше
–: К.Ясперс
+: Э.Гуссерль
I: {{240}}; K=B
S: Причину враждебности Запада по отношению к России Н.Я.Данилевский видел в том, что
–: Россия обладает значительно большей, чем Западная Европа, территорией
–: Запад не может смириться с богатствами России в области природных ресурсов
–: Запад не может оценить самобытности русской культуры
+: Западная Европа и Россия принадлежат к разным культурно-историческим типам
I: {{241}}; K=C
S: Противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация», считая, что цивилизация – это умершая культура
–: А.Тойнби
–: П.Сорокин
+: О.Шпенглер
–: К.Ясперс
I: {{242}}; K=C
S: Понятие «социокультурные суперсистемы» было введено в научный оборот
–: Л.Гумилевым
–: Э.Дюркгеймом
–: К. Марксом
+: П.Сорокиным
I: {{243}}; K=C
S: Установите соответствие между концепцией культуры и ее представителем
L1: теория локальных цивилизаций
L2: психоаналитическая концепция
L3: игровая концепция
R1: А.Тойнби
R2: К.Юнг
R3: Й.Хейзинга
R4: К.Ясперс
I: {{244}}; K=C
S: По мнению ___________ , история духовной жизни есть отражение истории материального порядка, которой свойственно поступательное развитие.
–: К.Леви-Строса
+: К.Маркса
–: Э.Тайлора
–: Д.Фрэзера
I: {{245}}; K=C
S: Установите соответствие между автором и его определением характера культуры
L1: П.Флоренский
L2: Г.Гессе
L3: З.Фрейд
R1: культовый характер культуры
R2: игровой характер культуры
R3: репрессивный характер культуры
R4: циклический характер культуры
I: {{246}}; K=C
S: Представитель эволюционного направления –
–: Л.Фробениус
–: Б.Малиновский
+: Г.Спенсер
–:Ф.Гребнер
I: {{247}}; K=C
S: Установите соответствие между автором и его представлением о культуре
L1: А.Тойнби
L2: О.Шпенглер
L3: З.Фрейд
R1: развитие цивилизации связано с ответом на вызовы внешних сил
R2: душа каждой культуры выражается в ее прасимволе
R3: культура – это система норм и запретов
R4: культура – биологический организм