Раздел 2. Мировая художественная культур
дов и разных эпох. Она дала миру классические образ*
цы воешгого искусства, государст'венного устройств)
и права, градостроительства и т. д. ;
Развитие римской цивилизации привело к значи
тельному росту и возвышению столицы государства —
города Рима, который в I—III вв. до н. э. насчитывал о:
1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались
вокруг городского центра, включавшего форум, базили;
ку, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным
и римским богам, триумфальные арки, административ-
ные здания, конные статуи, школы и дороги. |
Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок] являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром! культурной жизни. В наши дни этим словом называют! какое-либо массовое собрание, съезд. Главным фору* мом Рима был форум Романум. Часто на форумах воз-' водили базилику (от греч. basilike — царский дом) —; прямоугольное сооружение, внутреннее пространство! которого разделялось рядами колонн на три или пять! нефов. В них происходили судебные заседания, со-; бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы, Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.
Площади Рима и других городов украшались три- ■ умфальными арками в честь военных побед, статуями i императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единеним многочисленных народов империи. Главная часть 11,ип'еона представляет собой греческий круглый храм, свершенный куполом диаметром 43,4 м, через отвер-| 1-11я которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Наиболее характерными памятниками римского юдчества являются акведуки, мосты, театры, термы (■■(нцественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима. 11птательной почвой для этих жестоких зрелищ были !»·(-конечные войны, колоссальный приток рабов из ыиоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.
Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в /') —80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м н высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа.
Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название пх сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.
Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 ООО человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году-до и. э. император Август построил в Галлии амфитеатр — монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 ООО зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.
В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3—6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.
В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.
В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная
пли кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу нажнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.
Отличительной чертой городов эпохи империи пило наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме пило 11 водопроводов, два из которых работают до сих imp. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощсн-пие камнем дороги общей протяженностью около
!',() -ТЫС КМ.
Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы граммати-т п и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ι тупень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.
В римской системе образования, позаимствовавшей < >бразцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики за менялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.
Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I — II веках географическим знани-