Тестовые задания по тематическим разделам

Раздел 1. Теория культуры

Выберите правильный ответ и выпишите его порядковую позицию:

1. Латинское слово, которое в переводе на русский язык определило название культурологической науки:

а) очеловечивание; в) украшение, развлечение;

б) обработка, возделывание; г) очищение, освобождение.

2. Выделял в культуре «аполлоническое» и «дионисийское» начала:

а) А. Шопенгауэр; в) И. Кант;

б) Г. Гегель; г) Ф. Ницше.

3. Автор теории, согласно которой культура основана на запрете влечений и служит защите людей от своей природы:

а) А.Я. Данилевский; в) О. Шпенглер;

б) З. Фрейд; г) Н.А. Бердяев.

4. Автор культурологической концепции, кредо которой является следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»:

а) О. Шпенглер; в) Й. Хейзинга;

б) А. Тойнби; г) К. Ясперс.

5. Сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»; в) «Недовольство культурой»;

б) «Идеи к философии истории человечества»; г) «Закат Европы».

6. Культурология – это:

а) гуманитарное знание; в) интегративное знание.

б) социальное знание;

7. Автор теории, согласно которой культура возникла и существует как символическая форма жизни?

а) Й. Хейзинги; в) Э. Кассирер;

б) З. Фрейд; г) Э. Тайлор.

8. Понятие «цивилизация» означает:

а) уровень наивысшего общественного развития;

б) ступень общественного развития, следующая за варварством;

в) этап «духовного надлома» культуры;

г) все перечисленные характеристики в зависимости от контекста и взглядов авторов;

д) все перечисленные, кроме «в».

9. Синергетика изучает:

а) динамические процессы в сложных, неравновесных системах;

б) знаково-символические системы;

в) проблемы культурных коммуникаций.

10. Мыслители, противопоставлявшие понятия «культура и цивилизация»:

а) Т. Парсонс и Э. Тайлор;

б) О. Шпенглер и Н. Бердяев;

в) П. Сорокин и Ю. Лотман.

11. Разработал концепцию определенных абстрактных идеальных типов, которые представляли собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность:

а) Д. Дидро; в) М. Вебер;

б) И. Кант; г) Э. Тайлор.

12. В рамках марксистской теории утверждается, что:

а) культура понимается как «уровень развития сущностных сил человека»;
б) материальная культура обеспечивает накопление и трансляцию прогрессивных ценностей и традиций;
в) результатом материального производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной.

13. Этимология словосочетания Cult Ur (санскрит), в котором Н.К. Рерих увидел главное значение культуры:

а) общение с Богом; в) почитание Света;

б) уважение Человека; г) любовь к Родине.

14. Современный ученый, первым заявивший о необходимости становления культурологии как методологически самостоятельной науки:

а) К. Кребер; в) Ю.М. Лотман;

б) Л. Уайт; г) М.С. Каган.

15. Основными задачами культурологии являются:

а) изучение общих закономерностей развития и функционирования культуры;

б) эмпирическое описание и сравнительный анализ культур;

в) научно-методологическое обеспечение межкультурной коммуникации;

г) все перечисленные;

д) все перечисленные, кроме «б».

16. Это высказывание – «Культура полна цивилизацией так же, как женщина полна с рождением ребенка» – может принадлежать:

а) Н.А. Бердяеву; в) А. Печчеи;

б) А. Тойнби; г) Д.С. Лихачеву.

17.Формирование разума и культуры связывал с эмбивалентностью психики человекообразных приматов:

а) Й. Хейзинги; в) Э. Кассирер;

б) З. Фрейд; г) Ф. Энгельс.

18. Название труда нидерландского ученого Й. Хейзинги:

а) «Первобытная культура»; в) «Человек играющий»;

б) «Недовольство культурой»; г) «Культура и личность».

19. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

а) аккультурация; в) антропопатизм;

б) антропоморфизм; г) антропосоциогенез.

20. Выделял исторический период (800 - 200 гг. до н.э.), являющийся «ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории»:

а) О. Шпенглер; в) К. Ясперс;

б) А. Тойнби; г) Н. Данилевский.

21. Культурология – это:

а) интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной

жизнедеятельности людей;

б) система наук о природе и обществе;

в) область естественнонаучного знания.

22.Процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в

восприятии одной из культур элементов другой:

а) ассимиляция; в) мимесис.

б) диффузия;

23. Креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры

предполагает:

а) человек и культура – свободное творение богов, Бога (Абсолюта);

б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства;

в) естественное усовершенствование человека и его культуры.

24. Проблема типологии культуры возникает, когда:

а) идет накопление материала и его необходимо классифицировать по неким выделенным типам;
б) имеется множество разнородных культур и их необходимо упорядочить, чтобы описать;
в) встает задача понимания культуры в ситуации межкультурных взаимодействий;

г) все перечисленные;

д) все перечисленные, кроме «а».

II. Дополните предложение:

25. …………….. изучает знаково-символические системы.

26. …………….. изучает культуру через призму ценностных отношений.

27.Эпоха, в которую, согласно К. Ясперсу, произошел выход человека из мифологического сознания, называется …………………..

28.…………………. является автором концепции «пассионарности».

29. Отечественный мыслитель …………….. считал, что «Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной».

30.О. Шпенглер особо отмечал …………….. культурный тип, как находящийся в стадии возникновения.

31. В научной литературе под «второй природой» понимают …………………

32. В научной литературой под ………………… понимают тенденцию развития общества в соответствии с потребностями науки и техники.

33.……………… называют метод анализа, применение которого основывается на сопоставлении двух и более одновременных культур.

34. Теорию «вызова-и-ответа» разработал английский историк культуры ……………….

35. …………….. – все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира, обозначает сферу религиозного познания (Н. Бердяев).

36. …………….. называется учение о видовых отличиях существующих в мире культур.

37.Появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры называется …………………..

38.…………………. – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, цель всех совершающихся в мире событий.

39. Латинское слово civilis в переводе на русский язык означает ........................

40. И. Пригожин является разработчиком теории …………………..

41. ……………. считал, что «... подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Культура все еще хочет в известном смысле играться - по обоюдному соглашению относительно определенных правил...».

42. В культурологии под функцией ……………………… понимают процесс становления индивида как личности, владеющей глубинными смыслами своей культуры.

43.Метод …………………. позволяет вести изучение культуры через призму жизни и творчества ее деятелей.

44. Развитие культуры от простого к более сложному в социогуманитарных науках называют ………………..

III. Установите соответствие:

45. Между названием и кратким содержанием методологического подхода:

1. Аксиологический подход а) культура как способ и продукт деятельности человека;

2. Деятельностный подход б) культура есть последовательная смена эпох;

3. Исторический подход в) культура как совокупность всех ценностей;

4.Антропологический подход г) культура создает человека

Ответ: 1… 2… 3… 4…

46. Между типом культуры и его типологической характеристикой (М.С. Каган):

1. Земледельческий тип а) демократия для свободных;

2. Скотоводческий тип б) зооморфность художественных образов;

3. Торгово-ремесленный в) архитектурный монументализм;

Ответ: 1…… 2 …… 3 …… г) поклонение животворящим силам природы;

д) приоритет новации над традицией;

е) племенная организация общества.

47. Между названием и кратким содержанием методологического подхода:

1. Психоаналитический подход а) «в Начале есть Отношение» (М. Бубер);

2. Диалогический подход б) культура есть знаково-символическая система;

3. Семиотический подход в) культура есть ограничивающее, репрессивное начало;

4.Системный подход г) культура – взаимообусловленный с другими элемент

бытия.

Ответ: 1… 2… 3… 4…

48. Между типом культуры и его типологической характеристикой:

1. Западный тип а) жизненный активизм;

2. Восточный тип б) следование традиционным устоям;

в) религиозность;

Ответ: 1…… 2 …… г) материально-техническая развитость;

д) практика медитации;

е) устремленность в будущее.

ОТВЕТЫ:

  1. б
  2. г
  3. б
  4. в
  5. г
  6. в
  7. в
  8. г
  9. а
  10. б
  11. в
  12. в
  13. в
  14. б
  15. г
  16. а
  17. б
  18. в
  19. г
  20. в
  21. а
  22. б
  23. а
  24. г
 
  1. семиотика
  2. аксиология
  3. осевым веременем
  4. Л.Н. Гумилев
  5. Н.А. Бердяев
  6. русско-сибирский
  7. культуру
  8. сциентизмом
  9. синхронным
  10. А.Тойнби
  11. трансцендентное
  12. типология
  13. инновацией
  14. антропоцентризм
  15. гражданский, городской
  16. синергетика
  17. Й. Хейзинги
  18. инкультурация
  19. биографический
  20. прогрессом
  21. 1в; 2а; 3б; 4г
  22. 1в,г; 2б,е; 3а,д
  23. 1в; 2а; 3б; 4г
  24. 1а,г,е; 2б,в,д

Наши рекомендации