Барокко в Священной Римской империи

В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбургвозник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Родиной и основной ареной развития итальянского барочного искусства был Рим.. В то время как ренессанс сосредоточивался главным образом на дворцовом зодчестве и лишь переносил затем его формы на церковные постройки, именно в области церковной архитектуры и протекает весь процесс стилевого развития итальянского барокко.

В развитии стиля различают три периода: восхождение, художественный расцвет и упадок. Первый период раннего итальянского барокко приходится на 1580 — 1633 гг., т. е. до сооружения Лоренцо Бернини алтаря в соборе Петра, который в свое время вызвал глубокую перемену художественных канонов, господствовавших в то время. В ранний период основные черты стиля барокко проявлялись с все возраставшими определенностью и смелостью в сосредоточении архитектурной мысли на произведениях, полных торжествующего величия и роскоши, в стремлении объединить пространственные решения с архитектурным оформлением, в живописно динамической группировке архитектурных масс и членений.

Далее — в большой протяженности и высотности построек, в эффектном использовании контраста света и тени, в свободном и сильном, независимом от прежних строительных правил формообразовании со сгущением и нарастанием отдельных структурных элементов, в богатом и блестящем оформлении при многостороннем применении скульптуры и живописи. И, наконец, в трактовке архитектурного целого как выражения высшего постижения, рассчитанного на торжественное восприятие. Главные мастера этой эпохи — Джиакомо делла Порта, Доминико Фонтана и Карло Мадерна. Они сознательно отошли от путей ренессанса, и чем дальше, тем это отклонение становилось более значительным, пока, к исходу первой трети XVII столетия оно не перешло в совершенно новое, далеко отстоящее от предыдущего направление.

Период расцвета итальянского барокко охватывает время от 1633 до 1700 г. Этот этап характеризуется постепенно развивающейся явственной переменой в художественном восприятии, находящейся в связи с изменившимися взглядами на значение ренессанса и на взаимоотношения искусства и церкви. Еще каких-нибудь несколько десятилетий назад малейшие остатки античности приводили в восторг, были чтимы и ценимы. Теперь же пиетет перед классическим искусством, как искусством языческой древности, настолько пал, что папа Сикст V, очень любивший архитектуру, велел снести ряд античных построек (в том числе Септизониум Севера) и удалить античные статуи из общественных мест или же заменить их христианскими (например, на колоннах Траяна и Марка Аврелия). Да и по отношению ко всему искусству прошлого стали не менее нетерпимы. Многочисленные церкви эпох раннего христианства, средневековья и ренессанса, даже периода раннего барокко, покрывались лепной декорацией соответствовавшей вкусам времени. Однако и в области пространственной композиции были введены немаловажные новшества. Начали облегчать тяжелые архитектурные массы, усиливать живописность интерьера путем оригинальных перспектив, усиливать формальное воздействие при помощи динамических линий как в целом, так и в деталях, обогащать всеми средствами декоративную сторону и привлекать тщательно рассчитанные перспективные и световые эффекты для достижения до крайности подчеркнутого, почти рафинированного архитектурного выражения.

В большей степени, чем в раннем барокко, выявляется индивидуальность отдельных художников. Также как их произведения получают живые личные особенности, так и общая картина архитектуры меняет свой облик. С того времени, как „теоретики" замкнули архитектурное творчество в твердые правила и формы, в определенные масштабы и пропорции, оно приняло, даже у значительных архитекторов, сухой, бессодержательный, а подчас и мрачный характер. Крупнейший мастер барокко Л. Бернини, начал разбивать стесняющие творчество оковы и придал жизнь и движение застывшим формам, тем самым разрушил традицию, которая в течение веков ставила предел свободному вдохновению. В произведениях Бернини искусство барокко дало свои высшие, а в произведениях его современника Борромини (который стремился превзойти его) — свои наиболее смелые достижения. Именно Борромини был тем мастером, который, далеко отклоняясь от принятых канонов, превращал целые стены и даже целые фасады, в вибрирующие поверхности. Деталь, которой вначале, в связи с преимущественным значением массы, пренебрегали, теперь снова начала играть большую роль; при этом деталь подвергалась деформации под влиянием стремления к легкости, к живописной и эффектной светотени, причем применялись подвижные, извивающиеся кривые как в обрамлениях, так и в карнизах и даже в профилировке. Рядом с двумя упомянутыми архитекторами нужно назвать третьего ведущего мастера эпохи, работавшего главным образом в качестве живописца,— Пьетро Берретин и, прозванного да Кортона, — основоположника искусства потолочных росписей. За ним следует Андреа Поццо, в виртуозных росписях которого и блестящих декорациях интерьера роскошь и пышность барочной эпохи получают наиболее яркое выражение.

К концу XVII столетия стала заметна энергичная реакция против пышности римского барочного стиля. Уже около 1700 г. барокко перешагнул высшую точку своего развития. В экстравагантных произведениях Борромини он достиг естественных границ своих стилевых возможностей. В то же время Рим потерял свое значение мировой державы и свое прежнее влияние. Центр мировой политики переместился во Францию, где в эпоху Людовика XIV художественная культура достигла блестящего расцвета.

Там утвердилось более строгое направление, представленное мастерами, работавшими главным образом над монументальными репрезентативными постройками и потому стремившимися к более выдержанным формам; эти мастера тяготели к прежним образцам итальянского искусства, в особенности дворцовой архитектуры, получившим здесь ряд новых качеств, связанных с высокими требованиями французского дворцового зодчества. В силу этого получило новую питательную среду и приобрело все растущее влияние то движение «контрбарокк», которое началось в Риме еще во времена Борромини под лозунгом „очищения вырождающейся архитектуры". Это движение направляло архитектуру снова на более спокойный путь, получивший свое выражение в третьем периоде позднего итальянского барокко, охватывающем время с 1700 по 1750 г. Фасады снова приобрели прямые линии. Структурные членения были приведены в более правильные пропорции и более четко обрисованы; соответственно этому изменились и вкусы в области декорации интерьера. Все же наиболее значительные мастера, особенно специфически римские среди них, сохранили основные черты и дух барокко эпохи расцвета, даже если им и приходилось решать задачи монументального порядка. Главными мастерами этого позднего периода являются: Филиппе Ювара, Алессандро Галилеи, Николо Сальви и Луиджи Ванвителли.

Стиль барокко настолько соответствовал национальному духу Италии, что собственно рококо, за исключением отдельных примеров в Верхней Италии, не нашло распространения. В то время как рококо распространился из Франции почти по всей Европе, итальянские мастера противопоставили ему монументальные произведения, принадлежащие к числу наиболее замечательных созданий барочного искусства. Только в середине XVIII столетия творческая фантазия, прошедшая через невероятное напряжение творческих сил, возвращается к идеалу классического искусства и вступает на путь классицизма.

3. Скульптура итальянского барокоо. Синтез искусство в барокко.

Творчество Л.Бернини

Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Стиль бароккобыл призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность– с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо. Во Фландрии в живописи Питера Пауля Рубенса, А. ван Дейка, Якоба Йорданса, и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Яна Вермеера, Хендрика Аверкампа, Якоба Рейсдала эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Х.Б. де Эрреры, в живописи Д. Веласкеса, Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса; необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в 18 в. в постройках Х.Б. де Чурригеры. Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л. фон Хильдебрандт, живописец Ф.А. Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М.Д. Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и др.

Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера).
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.
В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.

Наши рекомендации