Как УМК учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Английский язык
Книга для учителя к учебнику
для 2 класса общеобразовательных учреждений
ПРЕДИСЛОВИЕ
Как показали первые годы широкомасштабного эксперимента по раннему обучению иностранному языку в России, а также в других странах, велика опасность того, что раннее обучение из эффективного средства развития личности может превратиться в свою противоположность.
Это неизбежно произойдет в двух случаях: во-первых, если к младшим школьникам придут учителя, пусть и опытные, но малознакомые со спецификой раннего обучения, с целями и средствами их достижения, неадекватными для малышей; во-вторых, если не будут созданы новые УМК, способные преодолеть противоречие между желанием взрослых как можно раньше приобщить ребенка к изучению ИЯ и отсутствием у него реальной жизненной потребности, естественной мотивации к овладению и использованию ИЯ в дошкольном и младшем школьном возрасте. Первопричина того, что это противоречие по сей день не снято, на наш взгляд, заключается в стратегически ошибочной постановке и определении целей раннего обучения.
В настоящее время большинство систем обучения, и не только раннего, стремятся к целям, которые при всем их различии, по сути являются прагматическими (обычно они объявляются как практические), когда познавательные, воспитательные, развивающие цели, конечно, заявляются, но не могут быть реализованы, ибо для этого в систему обучения (в УМК) ничего (или почти ничего), кроме лозунга и намерений, не закладывается.
Данный учебник построен совсем на других основах. Мы считаем, что раннее обучение станет гораздо эффективнее, если философия прагматизма будет заменена на философию развития индивидуальности ребенка в диалоге культур.
Именно на достижение такой цели направлен данный УМК, написанный на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной Е. И. Пассовым (М.: Просвещение, 2000). Поэтому для успешной работы по данному УМК желательно еще до использования методических рекомендаций, изложенных в Книге для учителя, ознакомиться с «Концепцией...», вникнуть в сущность коммуникативной системы, осознать ее истоки, понять принципы, овладеть технологией обучения.
Данный УМК является первым в серии УМК для 2—11 классов.
В дальнейшем, в целях экономии времени и усилий учителя, а также государственных и родительских средств, планируется через создание новых УМК для 5—6 классов осуществить с 7 класса переход на получившую широкое распространение Федеральную серию УМК для 5—11 классов. Таким образом, Федеральная серия УМК с 2006 учебного года будет обеспечивать две модели обучения: для 2—11 классов и для 5—11 классов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК
Данный УМК характеризуется несколькими особенностями.
Во-первых,необычна сама цель: развитие индивидуальности в диалоге культур. Это развитие происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, но и иноязычной культурой1.
Во-вторых,необычны и сами средства достижения поставленной цели. Большинство упражнений носит полиаспектный характер. Это означает, что каждое упражнение познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает,но также развиваети воспитываетучащихся. Для этого в сценариях уроков Книги для учителя даются соответствующие советы и описывается необходимая технология.
В-третьих,особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности: новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых (например, недостаточный объем оперативной слуховой памяти компенсируется успешной работой зрительного и моторно-графического анализаторов).
В-четвертых,отличительной чертой данного УМК является то, что каждый урок представлен как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения. Менять последовательность подачи материала не рекомендуется, так как нарушается логика урока, предусматривающая переходы и связки между видами работ и упражнениями. Все указанные особенности подробно раскрываются и показаны далее.
Состав УМК
Учебно-методический комплект для 2 класса состоит из следующих компонентов: 1. Книги для учащихся (Student’s Book). 2. Книги для учителя (Teacher’s Book). 3. Рабочей тетради (Activity Book). 4. Звукового приложения (3 кассеты по 60 мин)2.
Наибольший учебно-воспитательный эффект достигается прикомплексном использовании всех компонентовпри комплектности групп не более 15—17 учащихся.
Учебник (Книга для учащихся)построен в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю). В нем разработано 60 уроков. Оставшиеся уроки могут быть использованы учителем по собственному усмотрению. По одному резервному уроку во II и III четвертях можно использовать для подготовки заключительных внеклассных мероприятий.
Материал Учебника разбит на два содержательных блока. В основу первого блока (I и II четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в красочном Параде в честь Дня благодарения.
В основу второго блока (III и IV четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн».
В течение второго полугодия учащиеся пишут собственную книжку на английском языке о придуманном друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т. д.
На протяжении второго полугодия ученики придумывают свой остров, населяют его сказочными или реальными персонажами и учатся рассказывать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.
В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют проекты о своих придуманных островах.
Материал внутри содержательных блоков разбит по четвертям: I четверть (уроки 1—16); II четверть (уроки 17—28); III четверть (уроки 29—44); IV четверть (уроки 45—56).
Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, что объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются следующие типы:
• уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
• уроки формирования лексических навыков;
• уроки формирования грамматических навыков;
• уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
• уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
• творческие проектные уроки.
Каждый урок имеет свое название, отражающее его смысловое содержание. Уроки в Учебнике связаны между собой единой сюжетной линией.
В Учебнике выделен ряд постоянных рубрик. Упражнения под рубрикой “In your culture” из урока в урок целенаправленно учат учеников рассказывать на английском языке о себе и родной культуре (см. раздел о Рабочей тетради).
Упражнения под рубриками «Учитесь слушать и слышать», “Follow the leader”, «Фоули артист» (“Foley artist”3) помогают ученикам научиться правильному произношению на английском языке, развивать фонематический слух и способность к имитации и догадке по звуковому образу слова.
Упражнения под рубриками «Учитесь читать», «Знаки и звуки», «Буквы и звуки» учат детей читать вслух по транскрипции, знакомят с правилами чтения согласных букв, развивают способность к зрительной дифференциации.
Упражнения под рубрикой “Words for Frederick”4 способствуют формированию каллиграфических, орфографических, лексических навыков и навыков письма.
Упражнения под рубрикой “G” (“Grammar”) помогают ученикам овладеть грамматическими явлениями.
Рубрика «Учитесь писать правильно» способствует правильному формированию навыков каллиграфии.
Рубрика “My Friend” выделена в Учебнике для развития воображения и обучения началам связного письменного высказывания. В самых первых разделах рубрики дети придумывают другу имя, наделяют его определенным характером, рассказывают, чем он любит заниматься, какая у него семья. К концу года у учеников получается книга о придуманном друге.
Под рубрикой “Let’s play!” содержатся упражнения в игровой форме. Учитывая, что игра у младших школьников все еще остается одним из ведущих видов деятельности, в УМК включено более 50 упражнений в игровой форме.
Рубрика “Let’s sing!” знакомит с популярными песнями детей англоязычных стран. Тексты песен включены в содержание уроков Книги для учителя и записаны на аудиокассетах. В упражнениях под рубриками “Pair work”, “Group work”, “Role play” ученики учатся овладевать английским языком, работая в парах или группах.
В Учебник включено несколько приложений: 1. Лингвострановедческий словарь; 2. Англо-русский словарь; 3. Таблица соответствий русских и английских звуков.
Рабочая тетрадьиспользуется как на уроке, так и дома. В Учебнике имеются пометки «Рабочая тетрадь, упр. ...», которые означают, что упражнение, которое необходимо выполнить на данном этапе урока, находится в Рабочей тетради. Как правило, задания в Рабочей тетради выполняются в классе в письменной форме. Однако некоторые упражнения с целью экономии времени могут быть выполнены в классе в устной форме, а в случае необходимости дома письменно.
Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской литературы англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Последние страницы Рабочей тетради отведены для специально выделенных разделов:
1. Раздел «Учитесь писать правильно», содержащий прописи, помогает ученикам овладеть английской каллиграфией.
2. Раздел “The sound symbols”, содержащий разрезной звуковой алфавит — 44 карточки с транскрипционными знаками. Ученики используют эти карточки по мере овладения знаками и звуками.
3. Раздел “All about me”, на странички которого ученики заносят сведения о себе, своей семье, своих увлечениях и т. д.
4. Раздел “Words for Frederick”, в который ученики пишут понравившиеся им слова.
5. Раздел “My Friend”, представляющий собой странички книги о придуманном друге, который ученики заполняют в течение второго полугодия.
6. Таблица соответствий английских и русских звуков.
Отличительной особенностью Книги для учителяявляется то, что она содержит самые подробные сценарии уроков и технологические комментарии к ним. Перед поурочными сценариями четко формулируются познавательные, развивающие, воспитательные и учебные цели урока, указывается фонетический, лексический и грамматический материал, а также оснащение урока.
Возможно, некоторой части опытных учителей, владеющих коммуникативной методикой, столь подробные поурочные сценарии и комментарии к ним покажутся излишними. Но для начинающего учителя или учителя, обучавшегося другой методике, представленные сценарии уроков и технологические комментарии помогут сэкономить усилия и время и обеспечить успех в работе.
Сценарии уроков построены таким образом, что ребенок, для того чтобы помочь своим любимым героям, должен что-то сказать, прочитать, понять на слух или написать на английском языке. Действуя подобным образом, ребенок, незаметно для себя и без скуки, усваивает большое количество речевых функций, фонетического, лексического и грамматического материала, развивает свои языковые способности.
Для удобства работы с УМК авторы сочли необходимым включить слова песен, рифмовок, считалок, тексты для понимания на слух, ключи к упражнениям в сценарии уроков, а не выносить их в отдельные приложения.
Звуковое приложениесостоит из трех кассет, на которых носителями языка записаны все упражнения, выполняемые в классе под руководством учителя и дома — самостоятельно.
Все компоненты УМК тесно взаимосвязаны, и только использование их в комплексе может привести к желаемым результатам.
Учет возрастных особенностей и противоречий
учебного процесса при раннем обучении
Достижение целей раннего обучения ИЯ возможно только в том случае, если в УМК разработаны средства, которые, с одной стороны, помогают учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста, а с другой — преодолеть объективные трудности организации учебного процесса при раннем обучении.
Как УМК учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Возрастные особенности младших школьников | Учет возрастных особенностей в УМК-2 |
I. Психические процессы. 1. Восприятие: преобладает зрительное восприятие, возрастает его целенаправленность, а также его субъективная и объективная управляемость. | 1. Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.). |
2. Внимание: происходит увеличение объема внимания. Доминирующую роль играет непроизвольное внимание (младшие школьники не могут управлять механизмом внимания в полной мере). | 2. Разнообразные персонажи, информативно насыщенный сценарий, неожиданные повороты сюжета, повторение сюжетных элементов в новых ситуациях. |
3. Память: формируется способность к сознательному запоминанию, увеличивается объем памяти. Главным видом памяти остается образная. Доминирует непроизвольное запоминание. | 3. Сознательный, а не имитативный, подражательный способ усвоения грамматических правил при овладении грамматической стороной речи. Отсутствие упражнений на заучивание и механическое запоминание. Непроизвольное овладение лексическим и грамматическим материалом. Использование эмоционально-привлекательного зрительного ряда. |
4. Воображение: преобладает непроизвольное, образное воображение. | 4. Большое количество заданий, побуждающих детей создавать: собственную книжку, придуманного друга “My Friend”, волшебный остров “My Magic Island” и т. д., на основе обширной панорамы культурных явлений и богатой галереи образов. |
5. Мышление:преобладает конкретно-образное мышление. | 5. Грамматические правила подаются схематически. Процесс обучения организован как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Самостоятельное выявление языковых закономерностей на основе управляемого мыслительного процесса. |
II. Игра как ведущий вид деятельности. | II.В УМК широко использованы самые разнообразные игры. |
III. Другие возрастные особенности. • ограниченная работоспособность; • быстрая утомляемость; • потребность в двигательной активности. | III.Динамика урока: быстрая смена заданий, поворотов сюжетной линии, чередование видовой речевой деятельности, статичных и подвижных действий, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы и т. д. |
В поурочных сценариях вы найдете конкретные методические рекомендации по учету этих и других возрастных особенностей.