Как УМК учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Английский язык

Книга для учителя к учебнику
для 2 класса общеобразовательных учреждений

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как показали первые годы широкомасштабного эксперимента по раннему обучению иностранному языку в России, а также в других странах, велика опасность того, что раннее обучение из эффективного средства развития личности может превратиться в свою противоположность.
Это неизбежно произойдет в двух случаях: во-первых, если к младшим школьникам придут учителя, пусть и опытные, но малознакомые со спецификой раннего обучения, с целями и средствами их достижения, неадекватными для малышей; во-вторых, если не будут созданы новые УМК, способные преодолеть противоречие между желанием взрослых как можно раньше приобщить ребенка к изучению ИЯ и отсутствием у него реальной жизненной потребности, естественной мотивации к овладению и использованию ИЯ в дошкольном и младшем школьном возрасте. Первопричина того, что это противоречие по сей день не снято, на наш взгляд, заключается в стратегически ошибочной постановке и определении целей раннего обучения.
В настоящее время большинство систем обучения, и не только раннего, стремятся к целям, которые при всем их различии, по сути являются прагматическими (обычно они объявляются как практические), когда познавательные, воспитательные, развивающие цели, конечно, заявляются, но не могут быть реализованы, ибо для этого в систему обучения (в УМК) ничего (или почти ничего), кроме лозунга и намерений, не закладывается.
Данный учебник построен совсем на других основах. Мы считаем, что раннее обучение станет гораздо эффективнее, если философия прагматизма будет заменена на философию развития индивидуальности ребенка в диалоге культур.
Именно на достижение такой цели направлен данный УМК, написанный на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной Е. И. Пассовым (М.: Просвещение, 2000). Поэтому для успешной работы по данному УМК желательно еще до использования методических рекомендаций, изложенных в Книге для учителя, ознакомиться с «Концепцией...», вникнуть в сущность коммуникативной системы, осознать ее истоки, понять принципы, овладеть технологией обучения.
Данный УМК является первым в серии УМК для 2—11 классов.
В дальнейшем, в целях экономии времени и усилий учителя, а также государственных и родительских средств, планируется через создание новых УМК для 5—6 классов осуществить с 7 класса переход на получившую широкое распространение Федеральную серию УМК для 5—11 классов. Таким образом, Федеральная серия УМК с 2006 учебного года будет обеспечивать две модели обучения: для 2—11 классов и для 5—11 классов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК

Данный УМК характеризуется несколькими особенностями.
Во-первых,необычна сама цель: развитие индивидуальности в диалоге культур. Это развитие происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, но и иноязычной культурой1.
Во-вторых,необычны и сами средства достижения поставленной цели. Большинство упражнений носит полиаспектный характер. Это означает, что каждое упражнение познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает,но также развиваети воспитываетучащихся. Для этого в сценариях уроков Книги для учителя даются соответствующие советы и описывается необходимая технология.
В-третьих,особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности: новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых (например, недостаточный объем оперативной слуховой памяти компенсируется успешной работой зрительного и моторно-графического анализаторов).
В-четвертых,отличительной чертой данного УМК является то, что каждый урок представлен как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения. Менять последовательность подачи материала не рекомендуется, так как нарушается логика урока, предусматривающая переходы и связки между видами работ и упражнениями. Все указанные особенности подробно раскрываются и показаны далее.

Состав УМК

Учебно-методический комплект для 2 класса состоит из следующих компонентов: 1. Книги для учащихся (Student’s Book). 2. Книги для учителя (Teacher’s Book). 3. Рабочей тетради (Activity Book). 4. Звукового приложения (3 кассеты по 60 мин)2.
Наибольший учебно-воспитательный эффект достигается прикомплексном использовании всех компонентовпри комплектности групп не более 15—17 учащихся.
Учебник (Книга для учащихся)построен в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю). В нем разработано 60 уроков. Оставшиеся уроки могут быть использованы учителем по собственному усмотрению. По одному резервному уроку во II и III четвертях можно использовать для подготовки заключительных внеклассных мероприятий.
Материал Учебника разбит на два содержательных блока. В основу первого блока (I и II четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в красочном Параде в честь Дня благодарения.
В основу второго блока (III и IV четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн».
В течение второго полугодия учащиеся пишут собственную книжку на английском языке о придуманном друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т. д.
На протяжении второго полугодия ученики придумывают свой остров, населяют его сказочными или реальными персонажами и учатся рассказывать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.
В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют проекты о своих придуманных островах.
Материал внутри содержательных блоков разбит по четвертям: I четверть (уроки 1—16); II четверть (уроки 17—28); III четверть (уроки 29—44); IV четверть (уроки 45—56).
Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, что объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются следующие типы:
• уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
• уроки формирования лексических навыков;
• уроки формирования грамматических навыков;
• уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
• уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
• творческие проектные уроки.
Каждый урок имеет свое название, отражающее его смысловое содержание. Уроки в Учебнике связаны между собой единой сюжетной линией.
В Учебнике выделен ряд постоянных рубрик. Упражнения под рубрикой “In your culture” из урока в урок целенаправленно учат учеников рассказывать на английском языке о себе и родной культуре (см. раздел о Рабочей тетради).
Упражнения под рубриками «Учитесь слушать и слышать», “Follow the leader”, «Фоули артист» (“Foley artist”3) помогают ученикам научиться правильному произношению на английском языке, развивать фонематический слух и способность к имитации и догадке по звуковому образу слова.
Упражнения под рубриками «Учитесь читать», «Знаки и звуки», «Буквы и звуки» учат детей читать вслух по транскрипции, знакомят с правилами чтения согласных букв, развивают способность к зрительной дифференциации.
Упражнения под рубрикой “Words for Frederick”4 способствуют формированию каллиграфических, орфографических, лексических навыков и навыков письма.
Упражнения под рубрикой “G” (“Grammar”) помогают ученикам овладеть грамматическими явлениями.
Рубрика «Учитесь писать правильно» способствует правильному формированию навыков каллиграфии.
Рубрика “My Friend” выделена в Учебнике для развития воображения и обучения началам связного письменного высказывания. В самых первых разделах рубрики дети придумывают другу имя, наделяют его определенным характером, рассказывают, чем он любит заниматься, какая у него семья. К концу года у учеников получается книга о придуманном друге.
Под рубрикой “Let’s play!” содержатся упражнения в игровой форме. Учитывая, что игра у младших школьников все еще остается одним из ведущих видов деятельности, в УМК включено более 50 упражнений в игровой форме.
Рубрика “Let’s sing!” знакомит с популярными песнями детей англоязычных стран. Тексты песен включены в содержание уроков Книги для учителя и записаны на аудиокассетах. В упражнениях под рубриками “Pair work”, “Group work”, “Role play” ученики учатся овладевать английским языком, работая в парах или группах.
В Учебник включено несколько приложений: 1. Лингвострановедческий словарь; 2. Англо-русский словарь; 3. Таблица соответствий русских и английских звуков.
Рабочая тетрадьиспользуется как на уроке, так и дома. В Учебнике имеются пометки «Рабочая тетрадь, упр. ...», которые означают, что упражнение, которое необходимо выполнить на данном этапе урока, находится в Рабочей тетради. Как правило, задания в Рабочей тетради выполняются в классе в письменной форме. Однако некоторые упражнения с целью экономии времени могут быть выполнены в классе в устной форме, а в случае необходимости дома письменно.
Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской литературы англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Последние страницы Рабочей тетради отведены для специально выделенных разделов:
1. Раздел «Учитесь писать правильно», содержащий прописи, помогает ученикам овладеть английской каллиграфией.
2. Раздел “The sound symbols”, содержащий разрезной звуковой алфавит — 44 карточки с транскрипционными знаками. Ученики используют эти карточки по мере овладения знаками и звуками.
3. Раздел “All about me”, на странички которого ученики заносят сведения о себе, своей семье, своих увлечениях и т. д.
4. Раздел “Words for Frederick”, в который ученики пишут понравившиеся им слова.
5. Раздел “My Friend”, представляющий собой странички книги о придуманном друге, который ученики заполняют в течение второго полугодия.
6. Таблица соответствий английских и русских звуков.
Отличительной особенностью Книги для учителяявляется то, что она содержит самые подробные сценарии уроков и технологические комментарии к ним. Перед поурочными сценариями четко формулируются познавательные, развивающие, воспитательные и учебные цели урока, указывается фонетический, лексический и грамматический материал, а также оснащение урока.
Возможно, некоторой части опытных учителей, владеющих коммуникативной методикой, столь подробные поурочные сценарии и комментарии к ним покажутся излишними. Но для начинающего учителя или учителя, обучавшегося другой методике, представленные сценарии уроков и технологические комментарии помогут сэкономить усилия и время и обеспечить успех в работе.
Сценарии уроков построены таким образом, что ребенок, для того чтобы помочь своим любимым героям, должен что-то сказать, прочитать, понять на слух или написать на английском языке. Действуя подобным образом, ребенок, незаметно для себя и без скуки, усваивает большое количество речевых функций, фонетического, лексического и грамматического материала, развивает свои языковые способности.
Для удобства работы с УМК авторы сочли необходимым включить слова песен, рифмовок, считалок, тексты для понимания на слух, ключи к упражнениям в сценарии уроков, а не выносить их в отдельные приложения.
Звуковое приложениесостоит из трех кассет, на которых носителями языка записаны все упражнения, выполняемые в классе под руководством учителя и дома — самостоятельно.
Все компоненты УМК тесно взаимосвязаны, и только использование их в комплексе может привести к желаемым результатам.

Учет возрастных особенностей и противоречий
учебного процесса при раннем обучении

Достижение целей раннего обучения ИЯ возможно только в том случае, если в УМК разработаны средства, которые, с одной стороны, помогают учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста, а с другой — преодолеть объективные трудности организации учебного процесса при раннем обучении.

Как УМК учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Возрастные особенности младших школьников Учет возрастных особенностей в УМК-2
I. Психические процессы. 1. Восприятие: преобладает зрительное восприятие, возрастает его целенаправленность, а также его субъективная и объективная управляемость. 1. Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.).
2. Внимание: происходит увеличение объема внимания. Доминирующую роль играет непроизвольное внимание (младшие школьники не могут управлять механизмом внимания в полной мере). 2. Разнообразные персонажи, информативно насыщенный сценарий, неожиданные повороты сюжета, повторение сюжетных элементов в новых ситуациях.
3. Память: формируется способность к сознательному запоминанию, увеличивается объем памяти. Главным видом памяти остается образная. Доминирует непроизвольное запоминание. 3. Сознательный, а не имитативный, подражательный способ усвоения грамматических правил при овладении грамматической стороной речи. Отсутствие упражнений на заучивание и механическое запоминание. Непроизвольное овладение лексическим и грамматическим материалом. Использование эмоционально-привлекательного зрительного ряда.
4. Воображение: преобладает непроизвольное, образное воображение. 4. Большое количество заданий, побуждающих детей создавать: собственную книжку, придуманного друга “My Friend”, волшебный остров “My Magic Island” и т. д., на основе обширной панорамы культурных явлений и богатой галереи образов.
5. Мышление:преобладает конкретно-образное мышление. 5. Грамматические правила подаются схематически. Процесс обучения организован как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Самостоятельное выявление языковых закономерностей на основе управляемого мыслительного процесса.
II. Игра как ведущий вид деятельности. II.В УМК широко использованы самые разнообразные игры.
III. Другие возрастные особенности. • ограниченная работоспособность; • быстрая утомляемость; • потребность в двигательной активности. III.Динамика урока: быстрая смена заданий, поворотов сюжетной линии, чередование видовой речевой деятельности, статичных и подвижных действий, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы и т. д.

В поурочных сценариях вы найдете конкретные методические рекомендации по учету этих и других возрастных особенностей.

Наши рекомендации