Основные понятия культурологии
ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ — противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития её элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”. В период становления и зрелости индустриального общества объектом исследования стала С. к. и общества (структура общества, взаимодействие его элементов, взаимовлияние различных уровней и т. д.). Однако и в этот период времени были попытки объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при к-ром резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают любые трансформации в культуре. Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом. Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы. Д. к. внутри общества включает возникновение культурных явлений, их распространение, функционирование.
О.М. Штомпель
КУЛЬТУРА. Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура. Слово и понятие “культура” используются и применяются в несовпадающих отношениях. Насчитывается несколько сотен теоретических определений (дефиниций) культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель. Многие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик. Достаточно краткое и наиболее емкое определение могло бы звучать так: К. по внутренней сущности — это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. К. включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс достижения идентичности, отождествление и приспособление в культуре. В К. и. происходит построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры, определяется соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного “Я”. Компонентами процесса К. и. являются: структурная основа — соотношение традиций и новаторства; цель — выбор путей развития; экзистенциальная основа — собственный духовный, культурный внутренний потенциал. Для того чтобы создавать новое, необходимо иметь “багаж” знаний о культурных достижениях не только собственной,но и других культур. По мере становления человеческих культурных общностей актуальной становится проблема выбора. Такой выбор предполагает понимание исторического времени, а также других культур в прошлом и настоящем. Построение жизненного пути происходит как осознание своего места, пути творческой самореализации в социально-культурном взаимодействии. Культурная идентичность формируется в процессе становления культурной общности, на основе выбора и формирования места в межкультурном взаимодействии путем принятия определенных образа и стиля.
Значение К. и. возрастает по мере ознакомления человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей.
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА— конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира. К. к. м. — это целостный образ мира, к-рый формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.). К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, “выделенности” человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, к-рые фиксируются соответствующей К. к. м. Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве к-рой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ. К. к. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio — сообщение, communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Основные элементы К. к.: отправитель (коммуникатор) и получатель сообщения (реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знаково-символической форме, и канал, по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, к-рое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, к-рые препятствуют достижению заданного результата). Необходимое условие осуществления К. к. — наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. Однако значения относительны, и результаты К. к. могут колебаться от полного совпадения до существенного разногласия между субъектами в интерпретации символов. Критерии типологии К. к.: 1) характер участвующих субъектов коммуникации (автокоммуникация, межличностная, личностно-групповая, групповая, межгрупповая, межкультурная); 2) формы коммуникации (вербальная — устная, письменная — и невербальная); 3) уровни протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т. д.). Особое место принадлежит массовой коммуникации, к-рая есть процесс трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — 1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные). Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни. Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая. Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии). Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики. Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре. В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.
Б. Ю. Щербаков
КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ — феномен существования уникальных культурных образований, обладающих специфическими чертами и характеристиками, не подлежащих заимствованию или передаче
другим культурам. Начало широкому признанию существования К. с. положили этнографические исследования конца XIX века (Л. Г. Морган, Ф. Кашинг, Ф. Боас). Факт существования К. с. признавался создателем философии жизни В. Дильтеем, представителями неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом, ориентировавшимися в “науках о культуре” на познание ее уникально-неповторимых компонентов, а также создателями теории локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Я. Данилевский), критикующими линейно-прогрессистские схемы развития культуры классической философии истории. С точки зрения теории локальных цивилизаций история представляется сотканной из отдельных культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся, стареющих и безвозвратно покидающих сцену истории. Возможность преемственности культур, трансляции традиции и опыта отрицается.
Ю. А. Овчнникова
КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.
К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ— материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию. Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. дает понятию К. н. детальную расшифровку, включая в него:
а) произведения архитектуры, монументальной скульптуры, живописи и т.д., которые имеют ценность с т. зр. истории, искусства или науки; б) “достопримечательные места”, представляющие универсальную ценность с т. зр. истории, эстетики, этнологии, антропологии и т.д. (Напр., национальные парки и заповедники, памятные места и др.).
Л. А. Стульцева
КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ — признание существования различных культур как относительно автономных образований, отличающихся специфическим набором способов социальной практики (способы накопления, творческого преобразования и транслирования социального опыта коллективной жизни), набором методов осуществления познавательной деятельности, формами представлений, верований и идей, суммой используемых языков культуры для символического обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира. К. р. проявляется в существовании таких культур как этнические, национальные, региональные (складывающиеся в определенном географическом ареале), субкультуры, надэтнические или метакультуры (христианская, европейская, советская) и т. п.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — выделение человека из мира культуры и осознание себя в ней, оценка себя как личности. Человек не тождественен своей жизнедеятельности, он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В процессе формирования К. с. важную роль играет язык, способы деятельности, всеобщий труд, система знания и общения. В теории культуры К. с. одна из самых сложных и фундаментальных проблем. К. с. занимались И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, О. Шпенглер, И. Хейзинга, К. Юнг и многие др. Исследование К. с. носит междисциплинарный характер (исследуется философией, антропологией, психологией, социологией и т. д.).
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся побуждения и ограничения, разрешения и запреты. К. н. ориентируют человека на то, как именно следует по ступать в соответствии с представлениями о должном, существующем в той или иной культуре. Они выражают алгоритмичность культуры, в них закреплена совокупность деятельностных схем, обеспечивающих преемственность. В отличие от других норм (правовых, административных, технологических и т. д.), К. н. носят более гибкий, подвижный, относительно мягкий характер.
В. Е.Давидович
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ— это устойчивые, “инерционные” моменты в культуре. В более общем понимании К. т. — это традиция, представленная элементами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями, обрядами, способами восприятия мира и т. д., для к-рых характерна сохраняемость и передава-емость от поколения к поколению (традиция — от лат. “передача”). К. т. присущи всем формам духовной и материальной культуры. Система К. т. позволяет удерживать целостность и устойчивость общественного организма, что отражается в понятии “историческая память”. Однако, культура не может не развиваться и не обновляться, поэтому диалектической противоположностью К. т. выступаеткультурная инновация.Д.В.Матяш
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ — понятие, выражающее те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых
и больших, отличающихся по этническим характеристикам и т. д. Так, к К. у. архаического порядка относят представление о первоначалах: огонь, вода, земля, воздух. Есть К. у. типа метафор — дом, зеркало;
состояний — сон, смех, слезы и т. д. К. у. — это те характеристики культурного опыта, которые пронизывают любые её разновидности.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ. Культура — понятие, имеющее два характерологических аспекта: 1) дезаксиологический (внеценностный, объективистский), согласно к-рому в К. входит все, созданное человеком:
и средства созидания, и орудия уничтожения; и литературный язык, и уголовный жаргон. Как факты культуры полагаются в одном ряду плуг и гильотина, величественная симфония и похабная частушка; 2) аксиологический (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей и ранжируются на положительные и отрицательные, светлые и темные. Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое, благосодержащее — все это указывает на нечто позитивное для человека и человеческой жизни. В этом ракурсе вполне оправданы оппозиции: К. — варварство, К. — хамство, К. — невежество. Иногда говорят, что природа — это действительность вне ценностей, а культура — действительность с точки зрения ценностей.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНЫЙ МИФ (с греч. mythos— “до—речь”, в отличие от logos'a как “слова-мысли”) приходит на смену тотемистической мифологии, когда вместо хто-низма с его звероподобными фигурами возникает антропоморфная мифология. В новом мировоззрении культурный герой персонифицирует не стихийные силы природы, а саму родоплеменную общину, противопоставляющую себя дикой, т. е. неокультуренной природе. Культурный герой добывает или впервые создает различные предметы, отсутствующие в природной среде (орудия труда, “укрощенный” людьми огонь, культурные растения), учит охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит брачные правила, ритуальные предписания. По образцу, созданному культурным героем, изготавливаются все последующие культурные объекты, его установления должны были выполняться неукоснительно. На более поздней ступени культурному герою могли приписываться космогонические действия: вылавливание земли из первичного океана, установление небесных светил, смены дня и ночи, времен года. В греческой мифологии создателем культуры выступал Прометей — Предвидящий по Эсхилу, он наделил людей разумом, научил строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам. Культура виноделия в Греции связывалась с именем Диониса, культура оливы — с Афиной.
С. Е. Егжова
КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis— множественный) — сосуществование и проявление различных, иногда противоречащих друг другу ценностей, идеалов, мнений, точек зрения и т. д. в рамках единой культуры. Сам термин “плюрализм” был введен в философию X. Вольфом (1712 г.) и в философии означает учение, согласно которому существует несколько независимых друг от друга начал бытия или философствования.
К. п. предполагает существование в обществе различных социальных институтов (церковные организации, политические партии, образовательные системы и т. д.), благодаря которым различные группы населения могут реализовать свои культурные потребности. К. п. проявляется и в том, что индивид может свободно выражать и отстаивать свои оценки, ценностные ориентации относительно значимых для него ситуаций и явлений.
Н. В. Маханько
КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretis-mos — соединение): 1) нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. Например, первобытная культура характеризуется слитностью, нераздельностью искусства, магии, познавательной деятельности. В самом искусстве его различные виды — танец, пение, музыка, пантомима, стихосложение и т. д. — также не были отделены друг от друга; 2) внешнее, неорганическое смешение разнородных культурных элементов. К. с. такого рода характеризуется высокой степенью эклектичности и проявляет себя в разных сферах культуры. Так, в период поздней античности в религии соединяли различные культы и религиозные системы; в искусстве в серединеXX в. в СССР пытались создать балетооперы на производственные темы.
О. М. Штемпель
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — социально-психологический феномен, являющийся важной особенностью межкультурного взаимодействия; представляет собой первоначальную реакцию индивидуального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальностью. Суть К. ш. — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, свойственными для той социокуль-турной среды, к-рую он покинул, и ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, характерными для новой социокультурной среды, в к-рой он оказался. К. ш. в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (путешественники, эмигранты и т. д.). Сила шоковой реакции определяется глубиной различий между прежней и новой культурами; психологическими характеристиками личности, ее ориентационными способностями, степенью ригидности или пластичности; наличием или отсутствием элементов старой культурной среды (напр., семьи, друзей), к-рые индивид “переносит”
с собой в новый культурный контекст; степенью открытости или закрытости представителей новой культуры, с к-рыми контактирует индивид и т. д. К. ш. также может иметь место на уровне группового сознания, когда в инокультурную среду перемещаются целые группы (напр., в случае массовой эмиграции), или когда в результате интенсивной культурной диффузии возникает ситуация конфронтации между старыми и новыми ценностями, нормами, моделями поведения, что постоянно происходит в ходе модернизации традиционного общества. Выделяется четыре • способа преодоления К. ш.: 1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания и т. д.) избегать любого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он стремится создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды; 2) ассимиляция: приезжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведенческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, к-рую они покинули; 3) взаимодействие:
попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Взаимодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться сочетать в своем поведении нормы обеих культур, стараясь наладить межкультурную коммуникацию, обогатить как свою соб ственную культуру, так и ту, в к-рую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из к-рых посвящена новой, другая — старой культуре; 4) колонизация: новоприбывшие будут всячески пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели поведения, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в к-рой они оказались. Последнее происходит в результате завоеваний, как военных так и мирных, а также в ходе модернизационных процессов.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как таковой; 2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.
есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
Л. А. Штемпель
КУЛЬТУРЫ АРХЕТИП — это образы (прообразы), коллективное бессознательное, лежащее в основе любой культуры. Термин К. а. ввел К. Г. Юнг для обозначения психического коррелята инстинктов, т. е. результата спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, а также для обозначения чистого, формообразующего элемента восприятия, обусловливающего саму его возможность. К. а. принципиально противостоятсознанию, а значит их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Взаимодействие К. а. и индивидуальных сознательных комплексов психики таят две опасности: а) личностное начало может оказаться растворенным в “коллективном бессознательном”, как это свойственно восточ-ным религиозно-мистическим культам;б) индивидуальное “Я” в своей гордыне самодостаточности и автономности может направлять свои усилия на подавление и искажение коллективно-бессознательного данной культуры.
Д. В. Матяш
КУЛЬТУРЫ ОБРАЗ (от др.-греч. eikon — изображение, подобие, образ мысленный, представление о чем-либо) — идеальное конструирование субъектом культурной деятельности реальности, имеющее своим объективным источником предметы, явления и процессы материального мира. К. о. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой “оболочки” (изобразительной, или иконической, стороны К. о.), и содержания, включающего идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов К. о. играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл К. о. В качестве психологического феномена К. о. выступает необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание. Материальной формой К. о. являются практические действия, язык, различные знаково-сим-волические модели. Особой формой К. о. является художественный образ, под к-рым понимается специфическое средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостные художественные произведения (лит. персонажи и т. д.). К. о. здесь — концентрация художественного видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетическую ценность.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРЫ ОБЪЕКТ (позднелат. objectum— предмет, от лат. objucio — бросаю вперед, противопоставляю) — феномен бытия культуры, воплощающий смыслы, значения, ценности в чувственно и интеллектуально воспринимаемых формах, являющихся продуктом реализации социально значимой и целенаправленной активности субъекта культуры. Творение К. о. — специфически человеческая способность, восполняющая и дополняющая его биологическую природу. К. о., в отличие от объектов природы, являются знаками, символами, воплощающими в материальной форме духовное содержание. В своей совокупности К. о. способствуют образованию “возделанной” среды обитания людей и служат для поддержания уровня социальной консолидированности общества. К. о. в качестве культурного текста (философские тексты, произведения искусства, материальные артефакты) позволяет при использовании различных методологий “прочтения” раскрыть специфический набор способов социальной практики и трансляции социально значимой информации различных конкретно-исторических культур, многообразные аспекты культурной человеческой жиз ни прошлого и настоящего. К. о. следует рассматривать в диалектическом единстве с субъектом культуры.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРЫ СИМВОЛ (от др.-греч. sumbolon — условный знак, признак, знамение) — чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В качестве К. с. могут выступать практически любые предметы и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемственность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений. К. с., диалектически соединяя в себе идеальное и материальное, конкретное и абстрактное, единичное и всеобщее, рациональное и иррациональное, являет универсальную форму выражения человеческого бытия в культуре. Культура есть символически значимое конструирование мира. Она может быть представлена в виде совокупности различного рода символических форм (язык, мифология, философия, религия, искусство, наука, идеология). К. с. воплощают творческую энергию личности, безотносительно к личности, не обладают подлинной жизнью и тем более способностью к развитию. Только личность способна переносить смысловое содержание из символической формы в форму субъективной жизни, творчески преобразовать и обогатить это содержание и вновь воплотить его в символической форме. В разных историко-культурных контекстах К. с. может наделяться различными значениями (напр., в античной мифологии рыба — символ плодовитости, в христианской — сакральный символ Христа, в современной геральдике — символ рыболовства). Поэтому каждый К. с. должен интерпретироваться только с учетом специфики его функционирования в конкретном социокультурном контексте.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, экономического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов сознания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В культурологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упорядочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность сознания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).
Ю. А. Овинникова
МЕНТАЛИТЕТ (фр. mentalite от позднелат. mentalis — умственный, от лат. mens, mentis — ум, образ мыслей, душевный склад) — склад ума, мироощущение, мировосприятие. М. — духовная самобытность миро-чувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. М. содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, к-рые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. М. отличается от общественных настроений, ценностных ориентации и идеологии более устойчивым характером. М. всегда есть некая целостность “мировидения”,
единство противоположных начал — природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.
Л. А. Стульцева
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: знание, ценностность, проект и художественная предметность, несущая в себе художественные образы. По другой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (культурных объектов) во времени и пространстве.
В. Е. Давидович
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культура” толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в т. ч. и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации — область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гибнет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение Ц. таково: “Ц. — социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.
В. Е. Давидович
Тема 4
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
КОНТРКУЛЬТУРА — понятие культурологии, имеющее три основных значения. Во-первых, как К. можно рассматривать деятельность по “раскультурива-нию”, по преодолению культурного образа жизни как такового, возврату к жизни естественной, натуральной, необщественной. Это проявляется в отказе от признания и реализации основных культурных норм, идеалов, ценностей, определяющих жизнь человека в обществе, а также в пропаганде и воспроизводстве принципов жизни, характерных для животного мира (в частности, в семейных, сексуальных, властных, имущественных и др. отношениях).
Во-вторых, под К. понимают различные виды культурного протеста против доминирующей системы культурных ценностей (например, движение “хиппи”, культура андеграунда и т. п.), стремящегося не разрушить эту систему, а отделиться от нее, вести независимое самодостаточное существование.
Третье значение данного понятия — деятельность по разрушению доминирующей системы культурных ценностей, замена их новыми, во многом противоположными по своим характеристикам ценностям старой культуры, которые агрессивно преодолевают, преобразуют ее. Такая К. с одной стороны воспринимается как “гибель” старой культуры, а с другой — как рассвет новой. В данном случае К. становится доминирующей культурой (пример — культура советская и дореволюционная, постсоветская и советская).
В. К. Королев
КУЛЬТУРА БУДДИСТСКАЯ. Связана с одной из трех мировых религий, первоначально возникла в Древней Индии в VI—V вв. до н. э., исходные постулаты приписываются Сидхартхе Гаутаме. Достаточно быстро распространилась в Юго-Восточной, Центральной Азии. К. б. характерна специфической мировоззренческой и этической системой, в центре которой моральное совершенствование человека, нередко с аскетическим отказом от земных пороков, даже благ. Приверженность к К. б. часто служила поводом, порой внешним, к переделу сфер политического влияния между императорскими династиями Китая, Тибетом и Китаем, другими регионами. Ареал дальнейшего распространения К. б. весьма широк и ограничен лишь несовпадением К. б. с иными видами религии, культуры. В современном мире нередко приобретает вид пассивного сопротивления практицизму нынешней цивилизации, высказывания и действия в духе К. б. отмечались у многих деятелей культуры. По мере
массового распространения К. б. адаптируется к иным культурным контекстам, в крайнем виде обретает массовидно-упрощенные тона.
Е. Г. Шевляков
КУЛЬТУРА ВОСТОЧНАЯ — обозначение типа культуры обществ, сохранивших свою традиционность. Понимание К. в. невозможно вне рамок оппозиции “Восток-Запад”, базирующейся на различиях производящего хозяйства. Западная культура характеризуется прежде всего частнособственническими отношениями в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного на рынок, что определяет демократический характер обслуживающих ее политических и правовых институтов.
К. в., несмотря на ее различные формы в разных регионах мира, принципиально едина в главном: в ней не было господствующей роли частной собственности. На Востоке собственность была в руках тех, кто обладал властью, что определило некапиталистический путь развития и создало дихотомию “Восток— Запад”. Хотя К. в. не является однородной (в ней выделяются культура Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея, культура Индии и арабо-мусульман-ская культура), отсутствие господства частной собственности способствовало формированию ее общих черт: духовности, иррационализма, мистицизма, общинного начала, коллективизма.
Л. П. Пендюрина
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него. К. д. онтологически едина, возникая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности; в реальной общественной практике реализуется в ряде специализированных (моральных, правовых, художественных, иных) форм. К. д. появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических периодов и крупных социальных групп. Образует национальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, сложно, но постоянно взаимодействуют между собой. К. д. не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их.
Т. Г. Шевляков
КУЛЬТУРА ЗАПАДНАЯ — культурно-историческая традиция, зародившаяся в бассейне Эгейского моря и на основе распавшейся Крито-Микенской культуры, включающая классическую эллинскую, эллинистически-римскую, романо-германскую культуру христианского средневековья и новоевропейскую культуру. Термин К. з. возник из самоназвания Западно-Европейской культурной общности (от лат. Occidens — латинизированный Запад), противопоставившей себя Востоку — цивилизациям Старого Света, расположенным к востоку и югу от Западной Европы (от лат. Oriens — эллинизированный Восток). Наряду с термином К. з. используются термины “христианский мир” и “Европа”. К. з. не подразумевает этнического единства, развиваясь как комплекс отдельных народов и государств;
экспансивные устремления (крестовые походы, захват земель, открытых во время Великих географических открытий, жестокие колониальные войны) способствовали подвижности ее географических границ (в наши дни К. з. включает Северную Америку и др. части суши, заселенные выходцами из Европы). Наряду с традиционной европоцентристской формационно-исторической концепцией в современной культурологической мысли сформировалось понимание К. з. как одной из многих локальных равноценных культурных общностей (О.Шпенглер, Н. Я. Данилевский) или же как цивилизации-отклонения от общих человеческих норм (М. К. Петров, Р. Генон, Я. Ромейн), как “несчастный случай” в истории, в результате чего впервые возник целостный человек-государство, небывало самостоятельный в мыслях, словах и поступках (М. К. Петров). В семиотическом плане возникновению К. з. способствовала замена именных структур социо-кода универсальными понятиями-категориями, результатом чего явилось изобретение философии как способа мышления, оперирующего универсалиями, по нятийно-категориального универсализма, и науки. Основные черты К. з.: приоритет разумного, рационального, сциентизм, активное технико-технологическое преобразование мира, динамизм, инновативность, установка на продуманность и осознанность действий, стремление человека выйти за веками установленные границы (социальные, политические, границы знания и Ойкумены), индивидуализм. Изобретения К. з.: либерализм, рынок, политический плюрализм и др.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРА МАССОВАЯ — проблема массовой культуры в ее соотношении с элитарной обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, т. е. в условиях индустриализации и урбанизации. Индустриальное производство втягивало в свой оборот массового человека, который ориентировался на общепринятые жизненные ценности. Во второй половине XX века требования .человека-массы чрезвычайно возросли, многие ценности, которые были привилегией элиты (прежде всего материальные ценности), превращались в предмет вожделений массы. Вместе с омассовлением производства и общественной жизни происходит и омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее характерно омассовление культуры в появлении т. н. индустрии развлечений, индустрии досуга и удовольствий.
В этих условиях человек оказывается нивелированным, схожим со всеми другими как по своим желаниям и установкам, так и по образу жизни. Человек утрачивал свою личность, свое “я”, более того, и элитарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового потребления. Стандартные модели потребления предлагают усредненные модели поведения человека, а в итоге приводят его к заброшенности и опустошённости. Впервые опасность саморазрушения человека, его культурной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи.
Установка К. м. на общедоступность стимулирует стереотипизацию духовных норм, в крайнем видебанализацию высших культурных достижений. Однако, разновидности К. м. в любом историческом периоде накапливали ряд элементов, впоследствии углубленных и вошедших в общий арсенал культуры. Недооценка позитивных сторон К. м. (ее коммуникативности, влияния на многие формы социального сознания, распространения культуры) чревата ослаблением демократизма и культурным расслоением общества, негативных — снижением, деформацией культурных и общих социальных ценностей. Влияние К. м. заметно активизировалось с развитием технически сложных средств создания и тиражирования явлений культуры, а также СМИ, в особенности электронных.