Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг

Иллюзорные плафоны, которые в ренессансных росписях были отдельными исключениями, теперь становятся почти правилом. Эффект оптической иллюзии - любимейший эффект барокко. И здесь проявляется много изобретательной фантазии. Знаменитый зодчий и скульптор Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась снизу неожиданно большой и потому величественной. Так хитроумное искусство нашло способ преодолеть отрезвляющее и уравнивающее действие законов перспективы и их же использовать для возвеличивания сильных мира. Древние египтяне, не мудрствуя лукаво, делали статуи правителей колоссальными. Искушенному XVII веку требовались более ухищренные средства.

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
Пьетро Кортона. Триумф правления папы Урбана VIII. Плафон дворца Барберини в Риме. 1633-1640 гг.

Тут было много театральности. Римское барокко проникнуто духом зрелищного ансамбля. Оно снова, как в готике, соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, только по-иному звучащий. Мастера барокко приобщили к нему и природу, сделали и ее театральной: вокруг загородных дворцов и вилл они разбили великолепные парки, спустив их террасами с холмов, украсив гротами и каскадами фонтанов. Они создали целую архитектуру фонтанов и в самом городе, извлекая восхитительные эффекты из союза скульптуры с водой. Барокко не так любило взлетающую ввысь и рассыпающуюся брызгами узкую струю воды, как массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся, подобно тяжелому шлейфу. Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони, - так выглядит фонтан Треви, сооруженный уже в XVIII столетии.

Если бы мы даже не знали, что именно в эти времена расцветает итальянская опера, мы должны были бы об этом догадаться. Блестящее, поражающее, импозантное - вот пафос и стихия римского барокко. Это подразумевалось под категориями барочной эстетики: «красота», «декорум», «большой стиль».

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
Николо Сальви. Фонтан Треви в Риме. 1732-1762гг.

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
Лоренцо Бернини. Королевская лестница в Ватикане. 1663-1666 гг.

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
Собор и площадь св. Петра в Риме

Ансамбль св. Петра в очень большой мере детище Бернини. Это он соорудил перед собором, начатым Браманте, Микеланджело и продолженным архитектором Карло Ма-дерной, обширную овальную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтанами и обелиском.

Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
Он наполнил собор скульптурой, начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и кончая огромной, тридцатиметровой в высоту «Кафедрой св. Петра» в конце главного нефа. Причем все эти статуи, рельефы и надгробия, которые в совокупности могли бы составить целый музей, выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями: Бернини мыслил в формах синтеза искусств. В оформлении собора он дает столько патетики, порывов, чудес, молитвенных исступлений, игры возбужденных форм, позолоты, узоров, регалий, сколько только могли пожелать папы - его заказчики (Бернини с ними не спорил, как спорил когда-то Микеланджело). Но всего чересчур много, все чересчур нагромождено, нарочито и не принадлежит к лучшим творениям Бернини, хотя и нельзя не отдать должного поразительному размаху, неистощимости сил, познаний и фантазии художника. Зато одна-единственная скульптурная группа, находящаяся в небольшой церкви Санта Мария делла Виттория, - алтарь св. Терезы - раскрывает искусство Бернини глубже. Тут всего две фигуры - святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. Надо заметить, что Тереза не мифический персонаж, а реальная монахиня, жившая в XVI веке и причисленная потом церковью к лику святых. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую нишу, обрамленную цветным мрамором, - как бы раздвинутый занавес, за которым разыгрывается мистерия сновидения. На рельефах боковых стен Бернини поместил изображения заказчиков, Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667 гг - student2.ru
созерцающих этот спектакль.

Наши рекомендации