Третий курс (после второго)

СД.Ф.01. Рисунок

Семестр

Курс)

070601 «Дизайн»

ОПД.Ф.03. Рисунок

Семестр

Курс

Вопросы на остаточные знания (рисунок)

Второй курс (после первого)

· Какие основные виды изобразительного искусства вы знаете, и какова в ней роль рисунка?

Ответ: основных видов изобразительного искусства три, это - живопись, графика и скульптура. Рисунок является основой всех этих видов пластических искусств.

· Что такое форма предмета (предметов)?

Ответ:форма (лат. forma — форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом, размерами, освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.

· Что такое натюрморт?

Ответ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушев­ленные предметы, организо­ванные в единую группу, размещенные в реальной бытовой среде или в учебных целях на специальном столе (подставке) (фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben - тихая жизнь).

· Из каких основных компонентов обычно состоит учебный натюрморт (перечислить 3-4 параметра)?

Ответ: из предметной поверхности (плоскости натюрмортного стола), драпировок, геометрических фигур, бытовых и декоративных предметов, гипсовых рельефов, слепков, фоновой (вертикальной) поверхности.

· Какие основные геометрические фигуры используются в учебных постановках?

Ответ: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар, многогранники.

· Каковы основные параметры трехмерной формы,изображаемые при её воспроизведении на плоскости листа?

Ответ: высота, ширина, глубина.

· С помощью каких приемов и приспособлений учащийся определяет правильность стояния модели и соотношение её пропорций?

Ответ: определение пропорций производится с помощью метода визирования(способ определения пропорциональных соотношений размеров натуры и ее частей при помощи карандаша, который рисующий держит в вытя­нутой руке между глазом и измеряе­мой натурой (нем. Visieren)).

· Каковы основные средства передачи объема предметов и пространства в рисунке?

Ответ: перспективные построения и светотень.

· Что такое светотень при изображении предметов, и каковы её основные составляющие?

Ответ: градации светлого и темного, распре­деление различных по яркости тональных оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду; в понятии светотень, как правило, различают такие элементы как: света, блик, полутень, собственная (корпусная) тень предмета, рефлекс, падающая тень.

· Каковы свойства блика на гладкой и матовой поверхности, что такое блик?

Ответ: отблеск света (нем. Blick). В рисунке блик - самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предмета; оно соответствует потоку прямых лучей, льющихся со стороны источника света. Характер Б. находится в прямой зависимости от силы света, а также от формы и фактуры предмета, поскольку разные материалы способны по-разному отражать или поглощать световые лучи и, т. о., менять ощущение силы света и расстояния от источника света.

· Что такое полутень в рисунке?

Ответ: один из основных элементов светотени, светотеневые градации средней силы, соответству­ющие переходу от освещенных час­тей предмета к теневым. При моделировке объемной формы диапазон П. между светом и тенью может быть очень обширным и меняться в зави­симости от интенсивности освещения и глубины тени.

· Что такое тень?

Ответ: укрытые от источника света, наименее освещен­ные части, предмета, фигуры, сооружения, художественного произведе­ния, изображенных в нем фигур, предметов, пространства по отноше­нию к свету и полутени.

· Каковы особенности изображения собственной (корпусной тени) на предмете и тени падающейпри естественном и искусственном освещении?

Ответ: собственная (корпусная) тень предмета (если у него нет резких граней) обычно имеет более размытые границы, мягкий переход от полутени к глубокой тени, в которой на границе с фоном присутствует светлый рефлекс; падающая тень при одном источнике света, как правило, имеет более четкие границы, а небольшой рефлекс может быть в её середине.

· Что такое рефлекс в рисунке?

Ответ: рефлекс - это отсвет, отраженный свет на какой-либо поверхно­сти в тени. Рефлекс возникает при падении на предмет отсвета от сосед­них предметов или от фона, что вызывает измене­ние (высветление) тона в тени (лат. reflexus — обращен­ный назад, отраженный).

· Что светлее, полутень или рефлекс в рисунке при изображении предметов с равномерно окрашенной матовой поверхностью?

Ответ: полутень обычно светлее рефлекса.

· Что такое тон?

Ответ: исходный, простейший элемент светотени как в натуре, так и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенность отдельного види­мого участка - элемента формы, те­невой или освещенной части пред­мета и т. д. (фр. ton, от греч. tonos — уда­рение, напряжение);

общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определя­емый регистром светотени, т. е. шка­лой светотеневых градаций между самым светлым и самым темным уча­стками.

· Что мы называем полутоном?

Ответ: светотеневой или цве­товой тон, имеющий значение про­межуточного, переходного между дву­мя близко расположенными сосед­ствующими тонами. Абсолютная све­тосила полутона может быть весьма разно­образной и зависит от светосилы взаимосвязанных тонов.

· Что такое оттенок?

Ответ: нюанс - не­большое, часто едва заметное разли­чие, градация одного и того же светотеневого тона.

· Что такое светосилав рисунке.

Ответ: качество свето­теневого тона, позволяющее передать нужную силу света. Светосила выражается степенью светлоты данного светотеневого тона, соответствующего какому-либо участку изображения. Поскольку абсолют­ная светосила тона в художественном произ­ведении ниже соответствующей силы света в натуре, передача нужного све­тового эффекта требует искусно выверенного соотношения тона с дру­гими (преимущественно соседними) тонами.

· Что такое объем в рисунке и с помощью чего он изображается?

Ответ: объем - это трехмерная величина, ограниченная в пространстве различными по форме поверхностями. В рисунке происходит иллюзорное наделе­ние видимых предметов и фигур трехмерным объемом, т. е. качествами физического тела, находящегося в пространственной среде, посредством моделировки, све­тотени, линии, пластической прора­ботки форм, перспективы.

· Что такое фон?

Ответ: глубинные менее зна­чимые части композиции, перед которыми выступают основные, пер­воплановые мотивы (фр. fond, букв. - дно, глубин­ная часть). Ф. могут служить изображения дальнего плана. Неизоб­разительный Ф. (обычно в портрете) называется нейтральным. В учебном натюрморте (рисунке) фоном служит задняя вертикальная плоскость натюрмортного стола (или стена) с драпировками.

· Что является рисующим (пишущим) элементом простого (графитного) карандаша и каковы его основные разновидности и особенности?

Ответ: простой карандаш (графитный) - карандаш серого тона с некоторым отблеском - основной материал и инструмент в рисовании (от тюрк. кара - чер­ный и таш, даш - камень). Рисующей его частью является графитный стержень (часто называемый грифель), помещенный между двух тонких дощечек. Стержень формируется из измельченного графитного по­рошка с добавлением тонкодисперсной глины, чем достигается необходимая твердость или мягкость карандаша (чем больше присутствие глины, тем тверже карандаш). Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point).

Графитный карандаш хорошо стирается резинкой, не требует фиксации, не крошится, поэтому удобен и доступен не только опытным художникам, но и начинающим. Для быстрых набросков предпочтителен очень мягкий Г. к., а для детальной проработки рисунка - твердый гри­фель. Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить).

Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.

· Что такое линия в рисунке и каковы её основные свойства?

Ответ: линия – это след движущейся точки (кончика карандаша, пера, мелка, кисти и т.п.), черта на плоскости (листе бумаги, картона, холста). Линия может быть прямой, криволинейной (изогнутой), прерывистой, пунктирной, тонкой, толстой (широкой), жёсткой (четкой), мягкой (размытой) и т.д.

· Как можно определить, что такое пятно в рисунке?

Ответ: пятно – это некое ограниченное пространство на плоскости (листе, холсте и т.п.), имеющее относительно равномерный тон.

· Что такое контури какова его роль в рисунке?

Ответ: очертание, линия, очерчиваю­щая общую форму предмета или его детали (фр. contour, от ит. contorno). Контур служит границей между формами и фоном. Контур должен возникать в учебном рисунке в результате построения форм предметов, а не рисоваться отдельно. Следует избегать жесткого «проволочного» контура.

· Что такое штрих, штриховка?

Ответ: черта, ли­ния, выполняемая одним движением руки, элемент линейно-изобразитель­ной системы (нем. Strich). Штрих - основной, про­стейший элемент техники рисования. Различиями в направлении, толщине, очертаниях и характере Ш. переда­ются объемно-пластические и про­странственные свойства объектов, достигаются моделировка формы, характеристика среды и т. д. Отдель­ный штрих может восприниматься гла­зом как линия или же сливаться с соседними штрихами в сплошное тоновое пятно. Значение штриха особенно замет­но в рисунке пером, карандашом и в офорте, литографии.

Штриховка – это технический прием - обработка изображаемых форм и поверхностей штрихами. Отличается от тушевки.

· Что такое драпировкав учебной постановке?

Ответ: кусок ткани (чаще равномерно окрашенной), помещенный (подвешенный, положенный) в составе учебной постановки и обычно собранный эффектными складками(от фр. draper — дра­пировать, укладывать складки одеж­ды) - ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки.

Третий курс (после второго)

· Какую роль играет в решении учебных задач композиция, что это такое?

Ответ: композиция - система правил и приемов взаиморасположения частей в единое гармоническое целое (лат. compositio — составление, связывание). В учебном рисунке применение знания основ композиции имеет первоочередное значение при размещении в пространстве листа изображаемых объектов.

· Что такое компоновка?

Ответ: практическая часть работы над ком­позицией: смысловое, пространствен­ное и декоративное размещение фи­гур и предметов, пейзажных или неизо­бразительных мотивов, знаков и т. д. (нем. Komponieren - составление, сочинение). Как правило, компоновка связана с работой над композиционным эскизом.

· Каковы основные последовательные этапы работы над учебной постановкой?

Ответ: разработка предварительного эскиза постановки (крока), размещение элементов постановки в формате листа (компоновка), предварительный легкий набросок предметов с определением их пропорций, детализация предметов с помощью приемов построения перспективы (определение линии горизонта, осевых линий, использование линий построения) и легких теней, детализация предметов с помощью светотени, обобщение форм для создания целостного вида работы.

· Что такое крок и какова его роль в подготовке к работе над постановкой?

Ответ: (фр. croquis — легкий, суммарный набросок) — быстрая за­рисовка, чаще всего с натуры, фиксация композиционного замысла средствами рисунка кроки используются в процессе творчества живописцами, графиками, скульпторами. Кроки иногда бывают подготовкой эскиза или играют роль эскиза. Аналогом кроков является прием «раскадровки» при разработке видеоряда фильма.

· Что такое абрис?

Ответ: В широком значении то же, что контур (от. нем. Abriβ - очерк, чер­теж) :

1) линейное очертание предмета

2) контурный рисунок, который наносится тушью на кальку,или прозрачную бумагу для точного переноса изображения на другой носитель (холст, литографский камень, гравировальные доски.

· Что такое капитель?

Ответ: (лат. capitellum — го­ловка, англ. capital, фр. chapiteau, нем. Kapitell) верхняя, завершающая часть античной колонны, имеющая различную форму в зависимости от ордера (основные ордеры: дорический, ионический, коринфский, композитный). Капители разных ордеров используется в учебном рисунке для развития способности к пространственному построению сложных геометрических форм.

· Где встречается акант в учебных постановках и что это такое?

Ответ: акант – часть декора коринфской капители. Акант (или аканф) - широко распространенный пласти­ческий орнамент античного происхождения; назван по своему прообразу - растению с нежными и гибкими листьями, распространенному в Средиземноморье - Acanthus spinosus.

· Какие основные графические материалы используются в рисунке?

Ответ: графитный (простой) карандаш, уголь, сангина, сепия, бистр, соус, тушь, чернила, черная акварель.

· Что такое рисовальный уголь и каковы художественные его свойства?

Ответ: материал для рисования: обожженные (без доступа кислорода) веточки или обструган­ные палочки липы, ивы и других де­ревьев или же стержни, сформован­ные из специальной угольной массы. Прессованный уголь изготовляется из угольного порошка, скрепленного растительным клеем. Рисунки углем обладают бархатистым тоном, лишен­ным интенсивной черноты, и требу­ют обязательного закрепления. Тон прессованного угля более глубокий.

· Какие «мягкие» рисовальные материалы вам известны? Перечислите некоторые из них. Их основные характеристики и способы употребления.

Ответ: уголь, сангина, бистр, сепия, соус, мел.

Уголь– это либо обожженные веточки некоторых пород деревьев, либо стержни, сформован­ные из специальной угольной массы.

Сангина(сангин) – мелки или стержни разных оттенков красного цвета, изготовленные из минерального вещества (фр. sanguine, от лат. sanguis — кровь).

Углем и сангиной рисуют непосредственно, как карандашом, с применением растушевки. Рисунок требует закрепления.

Сепия и бистр – это натуральные краски разных оттенков коричневого цвета. Ими рисуют с помощью кисти. Существуют также рисовальные стержни с аналогичным наименованием, обозначающим их цвет. Стержнями можно рисовать непосредственно и с применением «отмывки».

Соус - материал для рисования, который приготовляется в виде палочек в обертке. Соус состоит из очень мелкого и мяг­кого черного порошка сажи с при­месью клея (черный соус). Сегодня существуют также коричневый соус, серые соусы различных оттенков и белый соус. Всеми видами соуса можно рисовать непосредственно (сухой соус), а черным и коричневым также с применением воды (мокрый соус). «Сухой» соус желательно закреплять, а «мокрый» не требует последующего закрепления.

· Чем отличается набросок от зарисовки, каковы их назначения в учебном процессе?

Ответ: и набросок, и зарисовка – это рисунки с натуры, обычно краткие.

Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполнен­ный художником как в мастерской, так и вне её. Главное назначение наброска - краткая фиксация отдельных наблюдений, характерных поз людей и животных, или возникших в ходе текущей работы замыслов художни­ка.

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания мате­риала для более значительной работы, ради упражнения или со спе­циальной целью. В отличие от близкого по техническим средствам наброска в зарисовке могут быть тщательно разработаны нужные художнику де­тали (например, портретные зарисовки).

· Какие основные виды перспективы используются в реалистическом изобразительном искусстве для передачи трехмерного пространства?

Ответ: линейная (прямая, научная) перспектива, воздушная перспектива.

· Что такое линейная перспектива?

Ответ: линейная, (прямая, научная) перспектива - изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометри­ческого метода построения центральной проек­ции:

из выбранной точки простран­ства (центра перспективы) мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета, на пути лучей ста­вят условную плоскость, на которой надо получить плоское изображение, его получают, фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью (осознаваемой как картинная плоскость).

Л. п. не яв­лялась ни абсолютным правилом для художников, ни самым совершенным методом изображения пространствен­ных объектов на картинной плоско­сти. Л. п. представляет собой мате­матическую модель, ориентирован­ную на монокулярное (одним глазом) зрение. Поэтому художники находи­ли возможность нарушить математи­ческую строгость Л. п., корректиро­вать ее с учетом бинокулярности зре­ния и особенностей психологии зри­тельного восприятия. Отступления от законов Л. п. заключаются в основ­ном в плавном искривлении прямых и в применении нескольких точек схода параллельных линий, что поз­воляет увеличивать проекционные размеры предметов, расположенных на дальних пространственных планах.

· Что такое точка зрения и какова её практическая роль при работе над постановкой?

Ответ: в теории перспективы мес­то, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым и изображае­мым предметам (над, под ними или на них). Расположение точки зрения в искус­стве играет важную роль: предмет может быть увиден на очень большом расстоянии и вблизи, «в упор»; в жи­вописи и графике часто применяется высокая точка зрения, «с птичьего полета», чему в произведении соответствуют высокая линия горизонта и широкое «панорамное» изображение земной поверхности. Низкой точке зрения. отвечают, наоборот, низкий горизонт и высо­кое небо; очень низкую точку зрения.

При работе над постановкой должна быть строго выбрана одна точка зрения, поскольку от неё зависит правильность взаиморасположения предметов и их частей в учебном рисунке. Изменение точки зрения влечет изменение ракурса, видимой картины изображаемого.

· Как передать глубину пространства при изображении равновеликих предметов при использовании законов линейной перспективы?

Ответ: ближние предметы изображаются больше и рельефнее, чем предметы, расположенные дальше от наблюдателя. По мере удаления предметы изображаются меньше и менее объемно.

· Что такое линия горизонта?

Ответ: в природе это граница видимой поверхности земли и неба. При рисовании – это условная линия, находящаяся на уровне глаз смотрящего.

· Для каких учебных целей служит рисование «обрубовочной» головы или «обрубовочного» черепа?

Ответ: данные гипсовые слепки дают обобщенные формы головы и черепа, позволяющие лучше понять общие закономерности их конструкции и научиться передавать их объем. Этот прием служит начальной стадией для выполнения всякого рисунка модели.

· Что представляет собой учебное пособие «экорше»?

Ответ:анатомический рисунок или скульптура, изображающий человека или животное, показывающий мускулы без кожи (фр. écorché - «освежёванный», без кожи).

Обычно в качестве экорше используется скульптура (или её фрагменты), выполненная Ж.-А. Гудоном в 1767 году, и изображающая человека с обнаженными мускулами, ставшая общепринятым пособием для обучения анатомии в художественных школах.

· Что такое маскарон?

Ответ: де­коративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Помещается на замках арок, над оконными и дверными проемами, служит водометом (с отверстием для выпуска воды на месте рта), украше­нием мебели и сосудов.

· Фрагменты лица какой известной скульптуры использованы для учебных слепков частейчеловеческого лица?

Ответ: статуя Давида работы Микельанджело.

· Каковы основные виды скульптуры, используемой в учебных постановках?

Ответ: круглая скульптура, рельеф.

· Какие основные виды рельефа вам известны, и каковы их основные характеристики?

Ответ: плоский (низкий) рельеф (незначительная выпуклость форм над гладкой поверхностью), барельеф (выступание формы над поверхностью до половины своего объема), горельеф (почти круглая скульптура одной поверхностью примыкающая к плоскости), контррельеф (моделировка форм с помощью углубления, обратный рельеф).

Реже встречается такая форма рельефа как койланаглиф – или рельеф анкрё (фр. en creux - полый), в котором контуры фигур углублены, а рельеф достигает самыми выпуклы­ми точками верхней плоскости, об­щей с плоскостью стены или пред­мета(пример - древнеегипетские рельефы).

· Какие слепки используются в процессе обучению рисунку и что такое слепок?

Ответ: слепок, используемый в рисунке – это, как правило, точная копия скульптурно­го оригинала, выполненная механи­ческим способом (фр. Moulage – муляж). В учебном рисунке чаще всего используются слепки с античных статуй и классических скульптур известных европейских мастеров и их фрагментов.

Наши рекомендации