И художественного стилей речи

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 1. Заполните пустующие графы:

1) В современном русском языке выделяют функциональные стили

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2) К признакам разговорного стиля речи относятся

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3) Особенностью художественного стиля речи является

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 2. Распределите данные слова по следующим графам. Дайте объяснение. Возможно ли их употребление разговорных слов в официально-деловой или научной речи? А в публицистическом стиле? В художественном? Почему?

Слово Книжное Нейтральное Разговорное
проблема,      
пятиэтажка      
трактат      
картошка      
разведенка      
решение      
торопыга      
солнышко      
жизнь      
наука      
раздевалка      
бытие      
тенёк      
продленка      
трудяга      
творец      
кафешка      
квартира      
место      
маршрутка      
толкотня      
телик      
решение      
инаугурация      

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 3. Данный текст разговорного стиля речи переделайте в текст официально-делового и публицистического стиля речи. Объясните, какие трансформации произошли в тексте.

Нашему заводу скоро каюк. Денег нет, чтобы платить рабочим зарплату. Директор – ворюга, построил себе коттедж, ездит на иномарке, а на завод ему наплевать. И не стыдно ему глядеть в глаза рабочим?! И профсоюз туда же! Никакой защиты трудяге нет. Полная темнота впереди. А ведь без завода городу крышка. Без завода городу не жить. Это каждому понятно. А что делать – никто не знает.

_Официально-деловой стиль речи. Выводы комиссии.

________________________________________________________________________________

Публицистический стиль речи. Статья в газете или выступление на собрании. ________________________________________________________________________________

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 4. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Укажите, какие элементы указывают на принадлежность текста к тому или иному стилю речи.

1. Каждый день приходили отовсюду вести о бедах – о грозах и пожарах. И все возрастал в Суходоле древний страх огня. Чуть только начинало меркнуть песчано-желтое море зреющих хлебов под заходящей из-за усадьбы тучей, чуть только взвивался первый вихрь по выгону и тяжело прокатывался отдаленный гром, кидались бабы выносить на порог темные дощечки икон, готовить горшки молока, которым, как известно, скорей всего усмиряется огонь. А в усадьбе летели в крапиву ножницы, вынималось страшное заветное полотенце, завешивались окна, зажигались дрожащими руками восковые свечки…

Стиль____________________________________________________________

Основные стилеобразующие черты:_________________________________

__________________________________________________________________

2. Европу захлестнула волна наводнений. Наводнения в Германии, Румынии, Чехии. Таких наводнений давно не знала старая Европа. Убытки от наводнений еще долго будут подсчитывать в этих странах. Одно ясно: климат на планете меняется. И глобальное потепление, о котором трубят «зеленые», это не плод больного воображения, а реальность. От подобных природных катаклизмов не застрахована ни одна страна. Значит, надо объединить усилия и разработать меры по их предупреждению. Чтобы не было хотя бы человеческих жертв.

Стиль____________________________________________________________

Основные стилеобразующие черты__________________________________

3.Только я собрался на дачу, как вдруг разразилась гроза. Главное, ничего не предвещало такого поворота событий. Небо было синее и чистое, ни одного облачка на небе. И откуда только эта туча накатила? Ей-богу, я и не заметил. Только что было светло, и…на тебе! вдруг небо потемнело, а потом как грохнет гром, а следом и дождь как из ведра. Пока добежал до машины, промок весь до ниточки. А какие лужи сразу образовались! Не лужи, а реки. Да, середина лета, а погода все не установится. Хотя в газетах пишут, что лето будет теплое. Поживем – увидим.

Стиль____________________________________________________________

Основные стилеобразующие черты__________________________________

__________________________________________________________________

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 5. Какие из данных форм характерны для разговорного стиля речи? Подчеркните их. Какие формы Вы употребляете чаще?

В цехе – в цеху, в отпуске – в отпуску, прыгнуть – прыг, стукнуть – стук, лучше – получше, короче - покороче, килограмм апельсинов – килограмм апельсин, сто граммов – сто грамм, два пакета молока – два молока, вечерняя газета – вечерка, скорее – поскорей, быстрее – побыстрей, пятьюстами – пятистами.

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 6. Проведите границу между понятиями «разговорный стиль» и «разговорный язык».

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

И художественного стилей речи - student2.ru Задание 7. Прочитайте данный текст. К какому стилю речи следует его отнести? Почему?

По нонешней-то поре балясы точить не больно и сподручно, времечко дорогонько. Народ теперь сплошь торопливой, с одного на другое перескакивают. Утром-то иной еще и порточки не застегнул, а ноги уже в сапогах. Сердечной, до вечера так и бегает, остановить некому. Да вот хоть меня возьми, дурочку. Волосье-то сивое, а на месте редко сижу. Туды-сюды, сарафан только шумит. Бежишь да и думаешь:»Опять будто ветром из дому-то выдуло. Откуда эдака?» И смех, и грех, поздороваться некогда, не то что сон рассказать.

(по В.Белову)

________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

И художественного стилей речи - student2.ru Проверим грамотность! Найдите слово, написанное верно. Исправьте написание всех остальных слов.

Бесвкусный, бесспорный, бессприданица, лейтмотив, лейтаргия, агсельбант, перецерпция, панперсы.

И художественного стилей речи - student2.ru

Поработаем со словами!

Наши рекомендации