Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии
В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа (1632–1694). В XVIII в. складывается уже первое влиятельное направление в культурологии – просветительское. К концу ХХ века в культурологии существовало более 800 определений культуры, так или иначе трактующих это социальное явление. Рассмотрим условия, определившие такой бурный рост культурологического знания.
ХVII–XVIII вв. характеризуются рядом подвижек в развитии европейского общества. Прежде всего, мануфактурное и ремесленное производства, на основе которых строилось благополучие городской культуры, исчерпали к этому времени свои возможности в области роста производительности труда. Назревает переход от ремесла к механическому производству, от аграрной культуры к промышленной, индустриальной. В ХVIII в. начинается промышленная революция, постепенно охватывающая отрасль за отраслью, страну за страной. Происходит создание трёхзвенной системы машин, переход от ручного труда к механизированному производству с новыми качествами работника.
Кризис охватывает и формационные основы культуры. Феодальная общественная формация в Европе доживала свои последние годы, на смену ей шёл капитализм с его специфическим культом наживы и погони за прибылью. Явно обнаруживается политический, идеологический конфликт между экономически господствующей буржуазией и политически господствующими феодальными кругами.
Изменяется роль науки в обществе. Она начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Возрастает интерес к науке, научному знанию. Если «знание – сила», то эту силу надо использовать. Применение науки в производстве становится прибыльным, экономически необходимым.
Если благодаря механике удаётся добиться грандиозных успехов в производстве, то что принесут открытия в области культуры? Исследования в области социальных явлений обещают господство над самим обществом и человеком. Тем более, что промышленный переворот обостряет политические процессы в Европе, которые всё чаще приобретают форму конфликтов, ставит вопрос о политическом господстве перед новым классом – буржуазией.
Превращение науки в непосредственную производительную силу изменяет её облик, функции. Эмпирический этап в развитии научного знания, когда наука описывала, систематизировала, классифицировала уже существующие явления, сменяется другим, более сложным. Теперь научное знание должно объяснить существующие явления, дать рекомендации практике для её изменения, т.е. оно приобретает концептуальную форму. Происходит дифференциация общества, промышленности, науки. Из удела чудаков-одиночек наука превращается в самостоятельный институт общества. Выделяется ряд отраслей знания, получивших относительную самостоятельность и концептуальную форму: «политология» – «социология» – «культурология».
В самой культурологии складывается ряд направлений, претендующих на статус базовых, основных начал новой науки. Этому способствует ряд открытий, сделанных археологией, историей, этнографией, биологией, философией и т.д. Как правило, исследователи абсолютизируют роль отдельных элементов культуры частного характера и не в силах составить себе картину развития культуры в целом. Это приводит к дальнейшей дифференциации, обособлению отдельных частей, фрагментов культурологического знания.
Процесс обособления происходит по разным основаниям, в разных вариантах. Так, выделение цели исследования и определение средств, методов, процедур её достижения позволяет выделить такую часть культурологического знания, как направление. В качестве основания для выделения направлений культурологии обычно указывают содержание того компонента культуры, который подлежит изучению. Например, очень долго культура отождествляется с «культом», а культ сводится к религиозному культу. Таким образом, культуру пытаются вывести из религии, не обращая внимания на то, что в обществе существуют и другие формы культуры со своим содержанием, например, «культура быта». Особое направление в изучении культуры образуют исследования художественной культуры, физической культуры, производственной, экономической, политической и других культур. Все они, обладая какими-то общими качествами, присущими культуре вообще, отличаются своеобразием их проявления в той или иной области человеческой деятельности. Если «направление» в культурологии определяется прежде всего целью исследования, то «подход» в изучении культуры выделяется на основе способа, пути достижения цели, средств, методов, методик исследования.
Важным критерием для выделения направлений культурологии выступает уровень обобщения, который достигается, используется в той или иной части исследования. По уровню обобщения можно выделить прежде всего общефилософский уровень исследования, при котором достигается наивысший уровень обобщения. В таком случае речь идёт о конструировании «философии культуры», призванной решить вопрос о наиболее общих закономерностях развития и функционирования культуры, о первичных – вторичных, определяющих – определяемых её (ею) связях и отношениях, о возможности познания и понимания культурных явлений. Более низкий уровень обобщения и более высокий уровень конкретизации достигается в «социологии культуры» или «социальной культурологии», поскольку здесь речь идёт о специфических формах культуры, характерных для того или иного общества и для общества в целом. Ещё более низкий уровень обобщения присутствует на микроуровне, при котором происходит изучение отдельных культурных явлений: «культуры:» «семьи», «быта», «человека»; какого-либо этноса и т.д.
Очень часто в культурологии направление исследования выделяется в зависимости от исторического периода: например, «культура древних цивилизаций», «культура Возрождения» и т.д. По регионам – «культура Мезоамерики», «культура Востока» и проч. По странам – «культура России», «Англии» и т.п. Иногда эти направления объединяются с историческими периодами, в таком случае мы получим такие исследования, как «культура России Нового времени», или «культура средневековой Франции» и др.
Сложные формы, приобретаемые культурологическим знанием после выделения в нём многообразных направлений и подходов, заставляют обращаться к исследованиям, где предметом изучения выступает сама культурология. В этом случае мы получаем метаисследования, в которых анализируются её отношения к реальной культуре общества и появляется своеобразная «гносеология культуры».
Как правило, то или иное направление развивается не одиночкой-учёным, на свой страх и риск изучающим интересную для него, но безразличную для общества проблему. То или иное направление исследуется сообществом учёных, объединённых общностью научного интереса, методик, подходов, концепций. Такое сообщество учёных получило название культурологическая школа.Еще не существует общепринятых критериев, по которым однозначно можно определить научную школу. Обычно указывают на временные рамки и место существования научного сообщества, на общую генеалогию его членов, на ее общепризнанного учителя, основателя школы, общепринятые научные программы, манифесты и пр. Наибольшую известность получили такие школы, как:
Мифологическая школа – Я. Гримм, В. Шварц, М. Мюллер.
Антропологическая школа – Э. Тейлор, В. Вундт, Э. Лонг.
Ритуалистическая школа Д. Д. Фрейзер, С. Х. Хук, Э. О. Джеймс.
Функциональная школа – Б. Малиновский, К. Т. Прейс, М. Элиаде.
Социологическая школа – Э. Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви-Брюль.
Американская школа «культурной антропологии» – Ф. Боас, Р. Лоуи, А. Крэбер.
Символическая школа – Э. Кассирер, У. М. Урбан, С. Лангер.
Психоаналитическая школа – З. Фрейд, К. Г. Юнг, Ш. Бодуэн.
Ритуально-мифологическая школа – М. Бодкин, Ф. Уилрайт, Н. Фрай.
Структуралистская школа – К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт
В России в области культурологии получили известность:
Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, А. Н. Веселовский, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет, И. Г. Франк-Каменецкий, Л. М. Фрейденберг, Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, А. М. Золотарев, С. А. Токарев, Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов и др. ученые.
В рамках культурологических направлений и подходов, различных школ формируются многообразные концепции. Концепции – это системы научного знания, имеющие вероятностный характер, проблематический, гипотетический, т.е. ещё не проверенный практикой.
В культурологии к концу ХХ века сложилось множество направлений, подходов исследования. Имеются достаточно сложившиеся школы и влиятельные концепции. В то же время, это многообразие культурологического знания не привело к созданию общепризнанной теории культуры. Это свидетельствует о том, что культурология, несмотря на свою востребованность практикой, ещё не завершила переход от эмпирической стадии исследования, когда она выступала скорее в форме «культурографии» подобно тому, как это было характерно для «географии», «этнографии» и других наук. Значит, культурологическое знание носит ещё переходный характер. В конце этого перехода культурология должна превратиться в теоретическую науку, в полной мере исполняющую роль непосредственной производительной силы, выполняющую прогностическую и преобразующую функции в обществе.