Б) Лексическая норма (норма словоупотребления)

№ 1. Распределите данные слова по стилистическим группам: 1) официально-деловая лексика; 2) научная лексика; 3) производственно-техническая лексика; 4) общественно-публицистическая лексика; 5) поэтическая лексика.

Амплитуда, априори, вещий, лучезарный, истец, корифей, отстранить, пакт, ореол, бесталанный, коксовать, константа, , локальный, нектар, нега, интервью, очарование, нижепоименованный, дискриминация, добрачный, благовоние, задаром, эскалация, дева, гуманитарный.

№ 2. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски.

Болезнь, брести, бояться, драться, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

№ 3. Замените: а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами:

Вышеизложенное, жилплощадь, препровождать, представить, проживать, распоряжение;

б) нейтральные слова и выражения такими, которые имеют окраску официально-делового стиля:

поблагодарить, сообщить, из-за болезни, дали творческий отпуск, просьба, участвовал.

№ 4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, супротивник, тепереча, вдогон, спечь, упредить, манатки, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, облапошить, расфуфыриться, укокошить.

№ 5. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно, где гуляют, поступает постоянно.

2. Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишних сердечных заболеваний.

3. По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз буде более выгоден ЕС. Реальную полосу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.

Задание 6.

Объясните, почему данные словосочетания являются плеонастическими.

1. Огромный массив. 2. Короткое мгновенье. 3. Первый лидер.

4. Первый пионер. 5. Военная оккупация. 6. Май месяц.

7. Промышленная индустрия. 8. Пора курортного сезона.

9. Завещать в наследство. 10. В конечном итоге. 11. Аморальный

проступок. 12. Прейскурант цен. 13. Памятный сувенир.

14. Отступать назад. 15. Спуститься вниз. 16. Вернуться обратно.

17. Продажа помещений в собственность (объявление).

Задание 7.

Устраните ошибки, связанные с употреблением плеоназмов.

1. Мимика на ее лице чрезвычайно выразительна.

2. Нам предстоит очень огромная работа, причем большая.

3. С ней, с первой учительницей, мы постигали азы науки.

4. После реставрации храм заново преобразился.

5. Прозвучали громкие аплодисменты и овации.

6. Наша семья внесла в фонд милосердия 5000 рублей денег.

7. Наверное, для баловства ради он приложил руку к

сегодняшнему имиджу этих певцов.

В) Морфологические нормы

◙ Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм разных частей речи.

Задание 1.

К данным существительным подобрать прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Например: какао – горячее какао остывало.

Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь,

депутат, вуаль, кенгуру, колибри, бра, пенсне, сопрано.

Задание 2.

От данных существительных образовать форму множественного числа и поставить в родительном падеже. Составить пять предложений с последним вариантом слов.

Инженер, шофер, слесарь, токарь, диспетчер, якорь, директор,

ректор, профессор, доктор, дно, горожанин, крестьянин, абрикос,

помидор, мандарин, килограмм, дело, место.

Задание 3.

Наши рекомендации