Динамика культуры как научное понятие
Основные направления и формы культурной динамики | Под динамикой обычно понимается состояние движения, ход развития, изменение чего-либо под влиянием определенных факторов. |
Применительно к культуре – это любые изменения внутри неё и при взаимодействии различных культур в результате преобразования внутренних и внешних условий. Культурная динамика в конечном счете инициируется объективными причинами, но реализуется в процессе целесообразной деятельности людей, использующих свой творческий потенциал. Для неё характерны различные варианты направленности: поступательный, циклический, волновой, развитие по кругу, по спирали и т. д.
«Генеральная линия» развития культуры в масштабах человечества и всей его истории представляется средневзвешенной, итоговой, складывающейся из различных, разнонаправленных векторов, что вызывает трудности в анализе и оценке данных процессов. В целом динамическая линия развития культуры складывается из нескольких звеньев: создание, накопление, утрата, переход к новому состоянию. Оценка состояния культуры в начале и в конце временного интервала обычно даёт основание для признания прогресса (по крайней мере при сравнении первобытного уровня культуры с современным); но внутри этого «поля» возможна и иная направленность развития, о чём речь пойдёт ниже.
В целом можно выделить следующие варианты культурной динамики: 1) культурогенез; 2) эволюция; 3) революция; 4) застой; 5) регресс, которые на практике выступают как моменты единого процесса.
Культурогенез (подробно он будет рассмотрен в дальнейшем) включает как зарождение первичных форм культуры, так и все последующие факты культурных инноваций (широкий смысл данного понятия). Эволюция предполагает постепенное изменение культуры в целом и ее отдельных элементов между двумя революциями. Революция (скачек, взрыв) означает перерыв постепенности, концентрацию изменений, смену вектора движения. Революция далеко не всегда связана с очевидным прогрессом, она может породить несколько альтернатив дальнейшего движения. Обычно революция сопровождается ломкой традиций, часто существенными культурными потерями, порой и неоправданными.
Историко-культурный опыт человечества показывает, что нередко происходят процессы, которые отклоняются от «генеральной линии». Один из них – застой, или застойное развитие, имеет место там и тогда, где и когда наблюдается замедление и прекращение заметных изменений, своеобразное «повторение пройденного». Застой может рассматриваться как «бесплодная эволюция», при которой изменения хоть и происходят, но не ведут к совершенствованию культуры. Остановка в развитии может превратиться в регресс – движение вспять, переход от высшего к низшему, к старому, что, как правило, означает деградацию, снижение уровня организации, применительно к культуре – потерю имевшегося, утрату отдельных достижений.
Однако и застой и регресс не характерны для развития культуры человечества в целом. Их наличие где-то и когда-то обычно компенсируется иными типами динамики в то же время в других местах. Данные варианты развития (застой и регресс) более свойственны длительному периоду становления культуры в рамках первобытной эпохи и первобытного типа культуры и тем районам мира, в которых долго сохранялись архаические общественные структуры (например, Австралия до прихода европейцев, Тропическая Африка, страны Востока в новое время и др.).
Следует отметить, что трактовка того или иного процесса и явления как «прогрессивного» или в противоположном смысле на поверку часто оказывается субъективной. Одно и то же различными людьми и в разные периоды времени может оцениваться по-разному. Например, имеются противоположные оценки роли секуляризации в мировой и национальных культурах верующими и неверующими исследователями или того, что связано с советской эпохой, людьми прокоммунистической и антикоммунистической ориентаций.
Идея общественного и культурного прогресса появилась и получила широкое распространение в XVIII в.; в следующем столетии она пользовалась непререкаемым авторитетом. Это понятие относится к числу наиболее сложных и «идеологизированных»; оно связано с самыми общими мировоззренческими и теоретическими позициями исследователя, его взглядами на содержание и перспективы социального развития. Так, для Г. Гегеля прогресс означал движение к свободе; для К. Маркса и марксистов он представляет собой «закономерную смену общественно-экономических формаций на пути человечества к коммунизму».
В XX в. эти «оптимистические» концепции подверглись резкой критике. Многие философы и культурологи стали высказывать сомнения по поводу «прогрессивности» самого прогресса или вообще его отрицали. Об упадке современной им культуры говорили О. Шпенглер, А. Тойнби, А. Швейцер, Н. А. Бердяев, Г. Маркузе и многие другие.
Для сторонников новейшего направления в философской и научной мысли – постмодернизма всякая культурная динамика – не рост, не развитие, а принципиально иной тип движения в виде беспорядочного распространения, лишенного предписанного направления и регулярности.
В основе культурной динамики лежат открытия и изобретения. В широком смысле культурное открытие – это любое новое достижение в процессе познания человеком природы, общества и самого себя. Такие открытия сопровождали историю человечества на всем ее протяжении. Собственно научным открытием, в соответствии с современным авторским правом, признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренное изменение в уровень познания.[41]
Что касается изобретения, то им может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат, суть которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности. Согласно Патентному закону Российской Федерации, объектами изобретений могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также их применение по новому назначению.[42]
Первое изобретение человека – это искусственное орудие труда, с которого собственно и начинается культура. Изобретениями можно также считать некоторые достижения в области духовной культуры, например, письменность, музыкальные инструменты, различные техники изобразительного искусства (краски, художественная обработка камня, металла и других материалов, различные виды живописи – фреска, мозаика, станковая и др.). Особые области культурных инноваций составляют в целом искусство, религиозные и философские системы; социальные, нравственные, юридические и иные нормы и установления.
В то же время следует отметить, что развитие культуры требует не только появления нового, но и сохранения старого, поддержания традиции.
Традиция и модернизация как условия сохранения и развития культуры | Культурная традиция представляет собой созданные ранее и относительно устойчивые, культурные нормы, ценности, образцы деятельности, их сохранение и передача от поколения к поколению при дальнейшем строгом соблюдении. Человеческий род постоянно об- |
новляется: одни индивиды уходят из жизни, другие приходят им на смену. Отдельные люди и целые поколения застают определенную культуру, к которой приобщаются, в рамках которой живут и действуют.
Общество заинтересовано в том, чтобы апробированные и одобренные им культурные достижения не терялись, а сохранялись и передавались в качестве культурного наследия. Именно для этого создается система образования и воспитания, другие учреждения культуры. Наследуются прежде всего ценности родной культуры, приобщение к которым необходимо для нормальной жизни в рамках данной общности. Это связано с воспитанием патриотизма, уважения и любви к своей стране, своему народу, гордости его достижениями.
Отношение к традиционным ценностям составляет важное свойство отдельных культур, среди которых можно выделить группу с преобладанием таких ценностей (традиционные культуры). Применительно ко всем зрелым культурам говорят о консерватизме как установке на сохранение социокультурной системы или ее элементов, которые носителями данной установки считаются разумными и полезными; при этом обычно отрицается необходимость их пересмотра и замены. Если все-таки последнее произошло, то консерваторы обычно стремятся восстановить утраченное, и если не по существу, то хотя бы по форме. Консерватизм может содержать в себе как позитивные, так и негативные моменты в зависимости от того, насколько социально эффективны поддерживаемые ценности.
Особым вариантом консерватизма, его крайним проявлением выступает фундаментализм, который обычно связывают с религией, прежде всего с исламом и протестантизмом. Фундаменталисты строго следуют всем принципам и догматам данного вероисповедания и действуют в соответствии с ними часто вопреки здравому смыслу и общепринятым светским нормам. Они отрицают возможность любого пересмотра своей доктрины в соответствии с изменившимися внешними обстоятельствами и жестко противодействуют любым попыткам такого пересмотра. Для них характерна фанатическая преданность своим идеям и нетерпимость ко всем инакомыслящим даже в рамках своей конфессии.
Часть фундаменталистов стремится к распространению и утверждению своих взглядов и образа жизни нередко с использование общественно осуждаемых методов. Многие проявления современного терроризма связывают с религиозным фундаментализмом; хотя нужно иметь в виду, что первое является тяжким преступлением и уголовно наказуемо, а второе – нет.
Традиция сочетается с инновационным развитием, новаторством, без которого культура законсервировалась бы, перестала развиваться и в конечном счете прекратила бы существование. В действительности же в недрах самой культуры таится механизм ее изменения, поскольку культура связана с человеком и его потребностями, со всеми элементами общественной структуры. Бывает однако так, что какая-либо традиция перестает соответствовать изменившимся условиям и постепенно затухает; ей на смену приходят новые ценности и нормы. Это естественный процесс. Но когда не исчерпавшая свои потенциальные возможности традиция прерывается насильственно, без учета преобладающего общественного мнения, то такая операция часто приводит к социальным и духовным потрясениям и потерям. Так было, например, после событий октября 1917 г. в России, когда начавшаяся под руководством большевиков «культурная революция» «отменила» религию, привела к массовой эмиграции деятелей науки и искусства, сделала недоступными многие культурные ценности, созданные в самой России и в других странах.
Механизм преемственности в различных областях культуры действует по-разному. Религиозные системы изменяются медленно – в этой сфере преобладает традиционное начало. Католицизм или православие, в принципе, исповедуются одинаково на протяжении столетий. Длительное время люди придерживаются одних и тех же догматов, совершают одни и те же культовые действия и обряды.
В науке и технике, особенно за последние два-три века преобладает новационное начало, причем, одно и то же научное открытие или техническое изобретение может совершаться разными людьми независимо друг от друга и почти одновременно (закон Джоуля – Ленца, изобретение радиосвязи А. С. Поповым и Г. Маркони и др.).
А вот произведения искусства, наоборот, уникальны и неповторимы; созданные столетия назад, они и сегодня функционируют в том же виде или с несущественными изменениями. Новое здесь не отменяет, а дополняет старое. В области науки и техники механизм преемственности действует иначе. Трехколесная повозка с мотором Карла Бенца уже давно не используется, но без нее не было бы современных автомобилей, поражающих воображение и скоростью, и комфортом, и дизайном. Поставленный рядом с ними, первый автомобиль сегодня вызвал бы улыбку. В то же время картины Рафаэля или музыка Баха для современных художников и композиторов – недостижимые вершины.
Из истории культуры также известно, что «новое» обычно рождается в борьбе со «старым» и часто как отрицание этого «старого». Культурные потери неизбежны: что-то гибнет в периоды войн и вражеских нашествий; старые ценности часто уничтожаются сознательно поборниками новых/иных религий и идеологий.
До наших дней дошла лишь небольшая часть творений древнегреческих драматургов, скульпторов, архитекторов, так высоко ценимых и через два с половиной тысячелетия после их создания. Из более чем 120 драматических произведений Софокла (V в. до н. э.) целиком сохранились лишь 7. Погибла вся станковая живопись, созданная в Древней Греции. Во время арабского завоевания Египта в VII в. была сожжена знаменитая Александрийская библиотека, книжный фонд которой насчитывал 700 тыс. свитков и являлся крупнейшим в древнем мире. В свою очередь арабская культура понесла огромные потери в результате нашествия европейских крестоносцев, турок, североафриканских племен и в период монгольского завоевания XIII столетия.
Культурные потери происходили и в последующие эпохи вплоть до нашего времени. Много духовных ценностей было утрачено человечеством в годы Второй мировой войны. Огромный ущерб в то время понесла Россия. Немецкими оккупантами было разграблено множество музеев, архивов, свыше 4 тыс. библиотек; книжные потери составили более 115 млн. томов. Сейчас в нашей стране создается сводный каталог всего похищенного и утраченного в тот период. Как показали последние события в Ираке, подобное может случиться и сегодня.
Несмотря на культурные утраты и действие механизма культурного отрицания, каждый последующий этап опирается на достижения предыдущего, играющего роль «трамплина», даже в том случае, если последующие поколения отрицали его значимость или вообще о нем забывали. Так было, например, с крито-микенской цивилизацией, которая после своей гибели пребывала в забвении более трех тысяч лет. Европейцы «вспомнили» о своем первобытном прошлом только в XIX в., когда родилась особая область знания – «доисторическая» археология. Список подобных примеров можно было бы продолжить. Таким образом, в любом случае последующие культурные достижения опираются на предыдущие. Это следует считать одним из законов развития культуры.
Современное обществоведение также широко пользуется таким понятием, как модернизация. Под ней понимается переход от традиционного общества к современному, как правило, под влиянием более развитых стран и народов, а в широком историческом смысле – развитие общественных и культурных систем от «дикости» и «варварства» к цивилизации.
Применительно к XIX – началу XXI вв. модернизация означает: 1) переход общества от традиционного производства с преобладанием аграрного сектора к индустриальному, основанному на широком использовании результатов научно-технического прогресса; 2) установление демократических порядков во всех сферах жизни общества; 3) возможность достижения людьмя желаемого социального статуса путем личных усилий вместо сословных ограничений и привилегий; 4) рационализацию всех областей человеческой деятельности, отрицающую их мифологизацию, утверждение духовной свободы; 5) универсалистское, планетарное мировоззрение, приходящее на смену национально ограниченному; 6) широкое использование мирового социокультурного опыта вместо изоляционизма.
Между традицией и модернизацией существует определенное противоречие, которое, с одной стороны, делает их антиномичными явлениями, а, сдругой – порождает исходную точку и побудительную силу развития.