Развитие культуры в 50-е — 80-е гг.

Существенное воздействие на культурное развитие в 50— 80-е годы оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, по­степенного, подчас мучительного, с движениями вспять воз­врата к естественному для культуры полифоническому разви­тию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широ­ких слоев населения.

Период 50—80-х годов отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: I) 50-е — нач. 60-х гг.; 2) сер. 60-х — сер. 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталини­зации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по назва­нию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стерео­типов, означала разрешение «сверху» относительного сти­левого разнообразия и многоголосья в литературе и искус­стве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основ­ные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной лини­ей» ее политики.

,_В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными проте­стами против политической системы в СССР.

1965 — 1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты опре­деленные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кри­зис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных органи­заций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессио­нальные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были, по су­ществу, общественными, они были бюджетными, ими ру­ководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным — любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного конт­роля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возника­ла время от времени в центре общественного внимания духов­ная ценность нашей истории — русская идея. Однако суже­ние культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: про­должали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт / ^ национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отече­ственной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреж­дении культуры существовали отделы специального хра­нения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инако­мыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в по­литику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны жизни духовной обще­ства оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования. Главным направлением в систе­ме школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на полу­чение политехнического образования. С принятием Закона «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вво­дилось всеобщее обязательное %-летнее образование (вмес­то 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов днев­ных школ должны были совмещать учебу с работой на пред­приятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелос­ти школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Со вета РСФСР в августе [974_г. было принято постановление /« О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему обра­зованию в РСФСР», где определялись три основных пути осу­ществления среднего образования — средние общеобразова­тельные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. & 1983— 1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной реформы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с потребностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута.

Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспи­тательной работе, бюрократическая система управления на­родным образованием тормозили внедрение новых методов обучения. Тем не менее, это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов как В. Ф. Шата­лов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили.

Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в СССР насчитывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпуса и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличился выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал ву­зов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кад­рах. Главными причинами этого было нерациональное ис­пользование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, сни­жением престижа дипломированного специалиста.

Наука.К началу 50-х годов СССР в области науки и тех­ники продолжал отставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направле­ния, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростан­ции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», нача­лась автоматизация производственных процессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо оснащенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящи­ки» и целые научные городки. Складывались новые направ­ления научных исследований. В ходе изучения реакции ядер­ного синтеза сформировалось новое направление — физика высоких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность полу-чили работы Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орбиту космический корабль с человеком на борту.

Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заставила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых «против Т.Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) тре­бовала серьезных структурных изменений, которые вводились очень медленно. Для руководства процессом внедрения дос­тижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстанов­лен Государственный комитет по науке и технике.

Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодо­леть научный монополизм Москвы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научно­го городка, который вскоре превратился в крупнейший на­учный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созда­ны Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточ­ный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50-е—60-е годы было сде­лано 80% всех научных открытий последних сорока лет.

В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координаци­онные научные советы. Начали формироваться научно-произ­водственные объединения (Ленинградское оптико-механическое объединение), военно-промышленные объединения по вы­пуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.

Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Зна­чительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая элек­троника и лазерная техника). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшифрована струк­тура белка, получены искусственные гены. Успехом совет­ских ученых можно назвать работы в области лазерной ме­дицины. Главным направлением государственной полити­ки в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.

Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государственных органов, применение жестких ад­министративных мер привело к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. Например, ошибоч­ная концепция развития отечественной вычислительной тех­ники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серь­езному отставанию в области компьютеризации от большин­ства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмыс­ленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.

Развитие обществоведения характеризуется противоречивы­ми процессами. С одной стороны, перспективные исследо­вания были сделаны в области экономики, социологии, со­циального прогнозирования. Значительных успехов в иссле­довании конкретных фактов и событий прошлого достигла историческая наука. В то же время большинство теоретичес­ких разработок в области экономического и социального раз­вития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рам­ками.

Литература.Началом переосмысления основ художе­ственного творчества явилась статья литературного крити­ка В. Померанцева «Об искренности в литературе», опуб­ликованной в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество М.Д. Булгакова и Ю.Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной направленности (роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести А.И. Солже­ницына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сложилось два направления:

демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в период, когда редактором был А, Т. Твардовс­кий, 1958-1970 гг.);

консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редактор В.А. Кочетов).

Хрущев лавировал между ними, со временем все боль­ше склоняясь в сторону консерваторов. Тем не менее, про­буждение общественного сознания, освобождение от офи­циальных догм стало реальностью на рубеже 50-х годов. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали обще­ство. Наиболее значительными произведениями стали ро­маны В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гла-дилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зори­на. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение стихов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е, Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Лужниках, на пло­щади Маяковского.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом еди­ным». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Ита­лии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.

Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Невзирая на ужесточающиеся преследования, на рубеже 50—60-х годов зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыслить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «са­миздата» — «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки, молодеж­ные организации. В рамках диссидентского движения начи­нается борьба за права человека в СССР.

Несмотря на жесткую цензуру 70-х — начала 80-х гг., в целом для духовной атмосферы советского общества характер­ны напряженные поиски путей нравственного самосовершен­ствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, /О. Три­фонова, А. Якубова, Л. Карелина, Ф. Искандера, В. Войнови-ча, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукши­на и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исторического прошлого России В. Пикуль. Свыше двад­цати романов создано им за тридцать семь лет упорного лите­ратурного труда.

Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве в 50—80-х гг. активизировалась деятельность творческих со­юзов, был создан Союз художников. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтио­нова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скуль­птуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибаль­никова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичун С. Коненкову был присужден «Боль­шой приз».

Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобразительном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В рабо­тах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел на­рушение «законов красоты» или просто «мазню». На состо­явшейся позднее встрече с деятелями культуры были подвер­гнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.

В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди кото­рых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.

рхитектура. Поиски различных стилей и направлений характеризуют архитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архи­текторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А. В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их офор­мления применялись скульптура и живопись. Художествен­ное оформление многих станций многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» применялись в некоторых жилых и административных здани­ях. В конце 50-х годов с переходом к типовому строитель­ству «излишества» перестают иметь место в архитектуре.

В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая застройка (малогабаритные «хрущевки» и па­нельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступавшие мировому уровню, например, здание аэропорта «Пулково» в Ленинг­раде (архитекторы А. С. Жук, Ж.А. Вержбицкий).

Музыка. Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инст­рументальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определенный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была напи­сана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая сим­фония, Д. Шостаковичем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой ба­леты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».

Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого, О. Фельцмана. Популяр­ными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шул-женко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э Хиль. Голо­сом поколения 70-х годов, выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утвсрждстк-м кулыуры вокально-инструментальных ансамбле и

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась. театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестива­лей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Кала­тозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.

Большой популярностью пользовались театральные поста­новки Московского Театра на Таганке, созданного режис­сером Ю. Любимовым, Театра «Современник» (режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомо­ла (А/. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра (Г. Товстоногов). Получили развитие театры в дру­гих городах страны.

Каждый спектакль или кинокартина рождались в слож­ных условиях идеологической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лише­ны гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солже­ницын, писатели В. Войнович, Г. Владимиров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, худож­ник О. Целков, музыкант М. Рострапович. С принудитель­ного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрь­мы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григорен-ко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались деятели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыс­лить неугодным «системе» образом или проявлять свои взгля­ды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо бога­че, богаче была и культура.

Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ пред­ложил обратить внимание на литературу, как самостоятель­ную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советс­кого периода. Социалистический реализм как метод искус­ства, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, действовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию произведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гор­достью нашей культуры.

Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противо­речивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

Наши рекомендации