Задания для итогового контроля.
Для студентов технических и экономических специальностей
(доцент К.В. Скворцов)
Уч. год
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Язык, его функции и роль в сохранении национальной культуры.
2. Понятие «культура речи». Современная речевая ситуация.
3. Понятие «литературный язык». Культура речи и кодифицированность литературного языка.
4. Формы существования языка. Речь письменная и устная.
5. Язык и норма. Варианты нормы.
6. Национальный язык и нелитературные варианты языка (просторечие, диалекты, жаргоны).
7. Функциональные стили современного русского литературного языка. Общая характеристика каждого стиля.
8. Лексические нормы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная.
9. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные.
10. Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
11. Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее происхождения.
12. Системные отношения в лексике.
13. Стилистическое использование синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
14. Словосочетания свободные и связанные.
15.Типы фразеологизмов, их экспрессивные возможности и стилистическое использование.
16. Орфоэпические нормы.
17.Варианты ударения и произношения.
18. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имён существительных. 19.Имена собственные.
20. Имя прилагательное.
21.Имя числительное. Нормы употребления.
22. Употребление форм русского глагола.
23. Синтаксические нормы и культура речи.
24.Орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка
25.Словари. Виды словарей.
Преподаватель: к.п.н., доцент К.В. Скворцов
Сентябрь 2016
МГУПС (МИИТ)
Гуманитарный институт
Кафедра «Русский язык и межкультурная коммуникация»
Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Для студентов технических и экономических специальностей
(доцент К.В. Скворцов)
Уч. год
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А. Вариант 1
(часть 1)
1.Перепишите слова, расставив правильно ударения и дописав, где необходимо, окончания:
Баловать, балует, звоним, созвонятся, позвоните, красивее, красивей, каталог,
магазин, принял; вы правы;
договор – (мн.ч.) договор…; туфля – туфли – (мн.ч.) нет туф…; торт… (мн.ч.);
квартал - (мн.ч.) квартал…; в конце квартала;
видение – (призрак), атлас – (ткань), характерный (признак), языковая ( колбаса)
2.Что такое литературный язык? (его главные свойства)
3.Что такое вариантная норма? Привести примеры.(2-3)
(часть 2)
1.Перепишите, расставьте ударение:
Брала, взяли, заняла, лгала, начать, оно начало, сироты, иконопись, добралась,
я занята.
2.Напишите русский эквивалент слов: афера, менеджмент, дилер, остракизм.
3.Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа от глаголов
ехать, класть
4.Образуйте словосочетание и запишите правильный вариант: (три – трое) (юноши);
( два – двое) (зевака)
5.Напишите словами числительное и допишите окончания существительных: около 1,5 лет; остановиться на 1472 км; кошелёк с 1472 руб…; дать сдачи с 500 руб… .
(часть 3)
1. Раскройте скобки, образовав правильную форму им. собственных:
письмо от… (Анна Ермаш, Андрей Сметана, Сергей Хмельник, Иван Хитрово)
2. Соответствует ли норме высказывание? Если нет, напишите правильный вариант.
1)Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.
2) Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.
3) На собрании был поднят вопрос о доверии руководству ОАО.
4) Готовясь к экзамену, следует обязательно прочитать эту книгу.
5) Готовясь к экзамену, у него закружилась голова.
6) Сломав ногу, мальчик был доставлен друзьями в больницу.
7) Согласно распоряжения ректора студент был отчислен.
8)Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.
3. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов:
1) а) повысить успеваемость ; г) повысить спрос;
б) повысить знания ; д) повысить выпуск изделий;
в) повысить показатели е) повысить цену ;
2) а) габариты станка ; г) габариты дороги;
б) габариты строительства; д) габариты роста;
в) габариты издания ; е) габариты багажа
4. Напишите числительное в нужной форме словами:
Встретиться с 466 делегатами.
Дочитать до 1495 (страница)
5. Напишите русский эквивалент слов: прерогатива, мизантроп, альтруизм, филистер.
Преподаватель: к.п.н., доцент К.В. Скворцов
Сентябрь 2016
МГУПС (МИИТ)
Гуманитарный институт
Кафедра «Русский язык и межкультурная коммуникация»
Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
для студентов технических и экономических специальностей
(доцент КВСкворцов)
2015-2016 уч. год
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вариант 2(часть1)
1.Перепишите слова, расставив правильно ударения и дописав, где необходимо, окончания:
Избалует, баловала, избаловав, звонит, созвонитесь, созвонимся, красивей, красивейший,
магазин, во втором квартале;
каталог – (мн.ч) каталог…; шарф – (мн.ч.) шарф…; некролог – (мн. ч.) некролог…;
хозяин – (мн.ч.) хозя….; блюдо – (мн.ч.) – блюд…; туфли – не туф…; договор – (мн.ч.) договор…
видение – (способность видеть); атлас (карты), характерный (роль), языковая (норма)
2.Что такое языковая норма?
Что такое неравноправные нормы? Привести примеры семантически неравноправных норм (2-3). (часть 2)
1.Перепишите, расставьте ударение:
взялась, убрала, клала, послала, начал, христианин, иконописный, кралась.
2. Напишите русский эквивалент слов: аудит, дебитор, легитимный, охлократия.
3. Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа от глаголов: лезть, лечь
4. Образуйте словосочетание и запишите правильный вариант: (двое – две) (подруги);
(три – трое ) (друзья), (друг), (люди)
5.Напишите словами числительное и допишите окончания сущ.
более (150 = полтораста) км; дать сдачи с 500 руб…
В 13 90 г…: К 1390 руб… прибавить 400 руб…
(часть 3)
1.Раскройте скобки, образовав правильную форму им. собственных: письмо от…(супруги Черняк, Галина Бондарь, Пётр Коваленко, Акира Куросава)
2. Соответствует ли норме высказывание? Если нет, напишите правильный вариант.
1) Прочитав полкниги, у него заболела голова.
2) Директор завода подчеркнул о важности поставленной проблемы.
3) На собрании был поднят вопрос доверия руководству станции.
4) Готовясь к экзамену, следует обязательно прочитать эту статью.
5) Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6)Упав с велосипеда, мальчик быстро был поднят родителями.
3. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов
1) а) повысить успехи ; г) повысить трудовую дисциплину;
б) повысить требования ; д) повысить выпуск изделий;
в)повысить спрос е) повысить интерес;
2) а) габариты роста; г) габариты строительства ;
б) габариты издания ; д) габариты багажа;
в) габариты станка; е) габариты дороги
4. Напишите числительное в нужной форме словами:
Встретиться с 566 делегатами Дочитать до 1472(страница)
5. Напишите русский эквивалент следующих слов: нонсенс, масс-медиа, статус-кво, панацея, плебисцит.
Б.
1. Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Выполните задания после текста. Ответы запишите цифрами.
1)Долго стою на опушк.. рядом с елью. 2) Трогаю ее бл…стящие ветки ещё (не/ни) высохшие после ноч…но…о тумана. 3) Смотрю как просыпает..ся небо.
4)Со..нце л….ниво ощупыва..т макушки берез светит…ся в сучьях листвен..иц что высоко стоят над лесом. 5) П..утина сер…брит..ся узорным п..тном. 6) (а)(Не) ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стор…ной но (б) все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежд… . 7) Надо мне выбраться к току на вырубк… возле опушк… березовой рощи. 8)Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки. 9)На светло (голубом) сентябрьском небе березы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
10) (а)Да (же) (от) сюда видно как наверное сухо тепло в березовой рощ… словно г..рит она спокойным ж..лтым плам..нем и жаль (б) что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к….стры берез угасн..т игра теплых тонов. (По Н. Никонову).
1) Среди предложений (3 - 6) найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
2) Среди предложений (2 – 6)) найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
3) Среди предложений (9 -11) найдите предложение со сравнительным оборотом или придаточным сравнения. Напишите номер этого предложения.
4) Среди предложений (9 - 11) найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
5) Среди предложений (6 - 9) найдите сложноподчиненное предложение. Напишите его номер.
6) Среди предложений (9 - 11) найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
2. В какой строке верно определено название средства выразительности, использованного в предъявленном тексте?
1)Паутина серебрится (предл.5) – метонимия |
2)Солнце лениво ощупывает макушки берёз…(предл.4) - олицетворение |
3)…роща…словно горит спокойным желтым пламенем – (предл.10) -гипербола |
4) …скоро потухнут костры берёз ... (предл.10) -сравнение. |
3. Предъявленный текст является примером стиля:
публицистического ; |
Научного; |
Художественного; |
официально-делового |
Преподаватель: к.п.н., доцент К.В. Скворцов Март2016