Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

· ут..шение

· мет..оро­ло­гия

· предл..гать

· зам..рев

· к..рич­не­вый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

· бе..жа­лост­ность, неи..беж­ный

· с..под­чи­не­ние, сопр..част­ность

· пр..встать, пр..милый

· непр..взойдённый, пр..близить

· в..тре­во­жить­ся, раз..ча­ро­вать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

· стел..шь

· завис..мый

· за­держ..шься

· выгор..шь

· кле..шь

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

· овлад..ва­ю­щий

· цир­ко­ни..вый

· вы­ст­ра..вая

· быстр..нько

· сломл..нный

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

· Сидите смирно, а (не)то позову директора.

· (Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины с удивлением и интересом прислушались к звукам.

· Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.

· Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.

· В лёгкой си­не­ве неба, ещё (не)по­теп­лев­шей после ночи, ро­зо­ве­ли об­ла­ка.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

· Дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние нужно стро­ить так, ЧТО(БЫ) смысл его воз­вы­шал­ся над ним (НА)ПО­ДО­БИЕ шпиля.

· (НА)РЯДУ с кар­ти­на­ми на со­вре­мен­ные темы боль­шое место в твор­че­стве Ре­пи­на за­ни­ма­ет ис­то­ри­че­ская жи­во­пись, к ко­то­рой он пе­ри­о­ди­че­ски воз­вра­ща­ет­ся (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всей своей жизни.

· Блок ПРЕД­ПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «мол­ча­ли­вая, ушед­шая в себя душа» поэта, для ко­то­рой весь мир — «ба­ла­ган», так и оста­лась по­гружённой в ту­ман­ные грёзы.

· (И)ТАК, бал­ла­да Пуш­ки­на ис­то­ри­че­ски до­сто­вер­на, (ТО)ЕСТЬ по срав­не­нию с бал­ла­да­ми Жу­ков­ско­го она более при­бли­же­на к ре­аль­но­сти.

· (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд не­ви­да(2)ых кар­тин в стари(3)ых рамах, раз­ве­ша(4)ых по не­кра­ше(5)ым сте­нам, ра­до­вал глаз буй­ством кра­сок.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И не видит и не слы­шит и не за­ме­ча­ет ни­че­го и сам с собою раз­го­ва­ри­ва­ет!

2. В го­ло­ве шу­ме­ло не то от воя и сви­ста бури не то от ра­дост­но­го вол­не­ния.

3. По­пут­чик не рас­слы­шал ска­зан­ное или пре­небрёг моим намёком.

4. Для про­вер­ки пра­во­пи­са­ния без­удар­ной глас­ной корня надо из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное.

5. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Па­ни­ков­ский (1) пе­ре­би­рая но­га­ми (2) ухва­тил­ся за кузов, потом налёг на борт жи­во­том, пе­ре­ва­лил­ся в ма­ши­ну и (3) стуча на­крах­ма­лен­ны­ми ман­же­та­ми (4) упал на дно ав­то­мо­биля.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ночью ме­стеч­ко (1) ка­за­лось (2) вы­мер­ло, даже со­ба­ки не лаяли, ни из од­но­го окна не стру­ил­ся свет. От дождя, от мок­рых за­бо­ров, от сырой коры пахло чем-то (3) не­ве­ро­ят­но (4) бод­рым, ве­сен­ним, счаст­ли­вым.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В по­сле­ду­ю­щие годы (1) поэт будет часто встре­чать­ся со школь­ным дру­гом (2) мне­ние (3) ко­то­ро­го (4) ему не­без­раз­лич­но.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сей­час мне придётся не­на­дол­го от­лу­чить­ся (1) но (2) когда я вновь вер­нусь в Моск­ву (3) то буду ис­крен­не рад с Вами уви­деть­ся (4) если и Вы со­из­во­ли­те со­гла­сить­ся на встре­чу.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Прут­ский поход Петра Пер­во­го, пред­при­ня­тый в 1711 году, как го­во­рит­ся, сразу не за­ла­дил­ся. (2)После по­бе­ды над шве­да­ми в го­ло­вах у мно­гих рус­ских го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей на­ча­лось то, что позже на­зо­вут го­ло­во­кру­же­ни­ем от успе­хов. (З)Когда под Пол­та­вой была на­го­ло­ву раз­гром­ле­на не знав­шая пре­жде по­ра­же­ний армия швед­ско­го ко­ро­ля Карла XII, дер­жав­ше­го в узде всю Ев­ро­пу, мно­гим ка­за­лось, что те­перь для рус­ско­го ору­жия нет ни­че­го не­воз­мож­но­го, что чудо-бо­га­ты­ри толь­ко свист­нут — и турки сразу же вы­бро­сят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро за­ма­ни­ли рус­ское вой­ско в без­вод­ные степи, а потом окру­жи­ли. (б)Страш­ный зной, голод и жажда, ту­рец­кие кон­ни­ки, бес­шум­но ма­я­чив­шие в ма­ре­ве, будто при­зра­ки из пре­ис­под­ней, бес­пре­стан­ные ры­да­ния офи­цер­ских жён — всё сли­лось в по­гре­баль­ную му­зы­ку, ко­то­рой ди­ри­жи­ро­ва­ла не­из­беж­ность… (7)Никто не знал, что де­лать. (8)Дви­гать­ся вперёд нель­зя, по­то­му что враги пре­вос­хо­ди­ли их вчет­ве­ро, нель­зя сто­ять на месте, поз­во­ляя тур­кам стя­ги­вать коль­цо окру­же­ния. (9)Но не­воз­мож­но и от­сту­пить. (10)Слов­но вода в пе­ре­сы­ха­ю­щем степ­ном ко­лод­це, таяли силы, мало-по­ма­лу от­ча­я­ние и без­надёжность овла­де­ва­ли лю­дь­ми, ко­то­рые ока­за­лись в за­пад­не.

(11)Царь Пётр, по­жа­луй, лучше осталь­ных по­ни­мал серьёзность со­здав­ше­го­ся по­ло­же­ния, но ему нужно было ду­мать не о соб­ствен­ной жизни, а о судь­бе стра­ны, ко­то­рая могла ли­шить­ся пра­ви­те­ля. (12)Тогда царь от­пра­вил пись­мо в Бо­яр­скую Думу, ко­то­рое пра­виль­нее было бы на­звать за­ве­ща­ни­ем. (13)В ко­рот­ком по­сла­нии он даёт по­след­ние рас­по­ря­же­ния своим спо­движ­ни­кам, про­сит их ру­ко­вод­ство­вать­ся в своей де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ны­ми ин­те­ре­са­ми.

(14)Турки схва­ти­ли по­сыль­но­го, нашли де­пе­шу и вни­ма­тель­но её про­чи­та­ли. (15)Карл XII, ко­то­рый пря­тал­ся у турок, до­воль­но по­ти­рал руки: пись­мо ясно ука­зы­ва­ло на то, что по­ло­же­ние рус­ских не про­сто тяжёлое, оно без­надёжное. (16)Но ве­ли­кий ви­зирь, на­про­тив, по­гру­зил­ся в за­дум­чи­вость, а потом вне­зап­но объ­явил, что решил за­клю­чить пе­ре­ми­рие с окружённым рус­ским вой­ском и от­пус­ка­ет его на все че­ты­ре сто­ро­ны. (17)Карл решил, что ослы­шал­ся: какое пе­ре­ми­рие, кто от­пус­ка­ет врага, по­пав­ше­го в ло­вуш­ку? (18)Да этот ви­зирь спя­тил! (19)Швед­ский ко­роль про­сит, умо­ля­ет, тре­бу­ет, за­кли­на­ет, но ви­зирь не­по­ко­ле­би­мо ка­ча­ет го­ло­вой: из пе­ре­хва­чен­но­го по­сла­ния ясно, что рус­ский царь уже готов к смер­ти, а это озна­ча­ет, что его воины будут сра­жать­ся остер­ве­не­ло, до по­след­не­го ды­ха­ния, до по­след­ней капли крови. (20)Ко­неч­но, сто­пя­ти­де­ся­ти­ты­сяч­ная ту­рец­кая армия ско­рее всего одо­ле­ет 40 тысяч рус­ских во­и­нов, но это будет пир­ро­ва по­бе­да. (21)Лучше, если рус­ские про­сто уйдут.

(22)Этот ис­то­ри­че­ский факт может вы­звать раз­ные оцен­ки, стать пред­ме­том для глу­бо­ких со­цио­ло­ги­че­ских, фи­ло­соф­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских обоб­ще­ний. (23)Важно глав­ное: в этом как будто бы бес­слав­ном с точки зре­ния пря­мых ре­зуль­та­тов по­хо­де ярко про­яви­лась та сила, ко­то­рую на­зы­ва­ют на­ци­о­наль­ным духом. (24)Чаще всего эту силу ха­рак­те­ри­зу­ют, ис­поль­зуя опре­де­ле­ния «та­ин­ствен­ная», «не­ве­до­мая», «не­по­сти­жи­мая», од­на­ко ни­че­го ми­сти­че­ско­го в ней нет. (25)Она рож­да­ет­ся из не­об­хо­ди­мо­сти за­щи­щать свою семью, друга, дом, От­чиз­ну, то есть из не­об­хо­ди­мо­сти от­ве­чать за что-то боль­шее, чем соб­ствен­ная жизнь. (26)Да, в том по­хо­де не были ре­ше­ны во­ен­ные за­да­чи, не были одер­жа­ны слав­ные по­бе­ды, но зато была до­бы­та глав­ная муд­рость: по­беж­да­ет не тот, у кого боль­ше людей и ору­жия, а тот, у кого боль­ше стой­ко­сти и му­же­ства.

(По С. По­кров­ско­му*)

* Сер­гей Ми­хай­ло­вич По­кров­ский (род. в 1967 г.) — со­вре­мен­ный про­за­ик.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.

1. Пётр решил, вы­брав­шись из за­пад­ни, дви­гать­ся вперёд не­смот­ря ни на что, по­то­му что не хотел за­пят­нать по­зо­ром бес­слав­но­го воз­вра­ще­ния славу рус­ско­го во­ин­ства.

2. Швед­ский ко­роль меч­тал о ре­ван­ше за по­ра­же­ние под Пол­та­вой, по­это­му на­ста­и­вал на том, чтобы турки на­ча­ли битву с вой­ском Петра.

3. Петр лучше всех по­ни­мал в каком дра­ма­ти­че­ском по­ло­же­нии ока­за­лась рус­ская армия.

4. Ве­ли­кий ви­зирь решил всту­пить в сра­же­ние с рус­ски­ми пол­ка­ми, вчет­ве­ро пре­вос­хо­дя­щи­ми по чис­лен­но­сти ту­рец­кие вой­ска.

5. Пётр направил к визирю депешу с просьбой выпустить русские войска из окружения и выдать Карла XII.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.

1. Пред­ло­же­ние 6 тек­ста со­дер­жит эле­мент опи­са­ния.

2. В пред­ло­же­ни­ях 8–9 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3. В пред­ло­же­нии 14 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­но про­ис­хо­див­шие дей­ствия.

4. В пред­ло­же­ни­ях 22–23 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5. В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

Наши рекомендации